Что в имени тебе моём… Русские старинные обряды и приметы
Случилось чудо — на свет появился человек. Это праздник для всей семьи: молодые становятся мамой и папой, а их родители — бабушками и дедушками.
На Руси в древности существовали приметы и обычаи, связанные с рождением ребенка. Некоторые из них сохранились и до наших дней.
Традиций, связанных с присвоением имени ребенку, столько, сколько времен. Что же требуется от имени? Прежде всего, оно должно быть не слишком длинным и трудным. Не удастся сделать именами такие слова как «электрификация», поскольку произносить их сложно. Во-вторых, имя обязано звучать красиво, быть изящным по своей форме.
Есть слова, обозначающие очень хорошие вещи, но на слух неприятные; они не могут стать людскими именами. Попробуйте окрестить вашу дочурку, скажем Психикой. Не поблагодарит она вас, а ведь слово «психика» — означает «душевная жизнь». Чего уж, казалось бы, лучше? Третье: если бы у нас, как у чукчей, каждый человек назывался только одним словом, дело обстояло куда проще. Но у нас имена тройные: само имя, отчество, фамилия. И выбирая имя, никак нельзя забывать, что ему придется звучать рядом с этими соседями и самому превращаться в отчество. Например, имя Роза — красиво. Имя Нарцисс — тоже не дурно. Но сочетание Роза Нарциссовна Клевер вызовет общий смех: не женщина — страничка из гербария. Или юноша — Альберт Кошкин… Носитель таких не согласованных друг с другом имени и фамилии так же привлекает к себе всеобщее насмешливое внимание, как чудак, который явился бы в фетровой шляпе и лаптях.
…Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. На Руси, например, родители держали в секрете имя данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть злых духов. В Турции ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим — все в той же, что и у россиян, надежде ввести недобрых духов в заблуждение.
Обычаи скрывать свое имя историки находят почти у всех народов мира. Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. С этим представлением связан обычай перемены имен. Как и у древних, он предполагает и перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что вступая в брак, женщина берет новое имя (фамилию) мужа. Имя человека окутано завесой тайн. Анна, Мария, Антон… Что это? Всего лишь название, позволяющее нам не затеряться в толпе, или нечто большее?
…Когда-то на Руси существовал обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного. Названное имя давали новорожденному и считали, что это принесет ребенку счастье.
До наших дней сохранилась древняя традиция — без сложных выдумок — ребенку давать имя родителей. Взять, к примеру, семью Вульфов, что проживали в Старицком уезде. Среди женщин в каждом поколении непременно присутствовало имя Анна (миловидная), данное в честь бабушки Анны Федоровны Муравьевой.
У некоторых народов имя давалось в соответствии с расположением небесных светил или в зависимости от дня и часа, когда родился ребенок, и такое имя не менялось в течение всей жизни. При этом если расположение светил на небе оказывалось неудачным или день рождения несчастливым, имитировалось второе рождение в более благоприятный день, для чего малыша обносили вокруг коровы или козы, а затем протаскивали у нее под брюхом.
Кстати, у новорожденного пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы он вырос охотником и мастером, у новорожденной — на веретене, чтобы росла рукодельницей. По обычаю, перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами отца и матери.
После удачного окончания родов обмывали новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем. Первой пеленкой сыну служила отцовская рубаха, дочери — материнская.
Особую охранную роль играл пояс, которым повязывала ребенка крестная мать по истечении шести недель со дня рождения. Считалось, что неопоясанный ребенок может умереть. Следствием этого является обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, лентой: мальчика — синей, а девочку — красной.
Древний обычай «обмывания ножек» сохранился до наших дней. Отец ребенка собирает близких и друзей и устраивает небольшое застолье, произносятся тосты за здоровье малыша и матери. После угощения наступало время обмена подарками: крестная дарила крестному платок, крестный отвечал деньгами. Деньги и подарки « на зубок» клали на горшок с кашей или на особые тарелки.
Обязательное блюдо на праздничном столе — именинный пирог. В старину говорили в народе: «Без блина — не масленица, без пирога — не именинник». Делали пироги мясные, с картошкой, салом, грибами, ягодами, но лучшей начинкой для пирогов считалось рыба.
Интересная роль отводилась пирогу за праздничным столом в доме именинника. Пекли специальный пирог с изюмом, который разламывали в разгар торжества над головой его виновника. Начинка сыпалась на именинника, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».
После обряда крещения гости приглашались на традиционный праздничный обед, как когда-то говорили, « к младенцу на хлеб на соль, кашу есть». На обед подавались различные кушанья. По традиции сначала подавали холодное: в постный день — обыкновенно сельдь и квас с кислой капустой, а в скоромный студень и квас с яйцами и мясом. Затем следовали горячие блюда: в постный день — приправленные конопляным маслом щи со снетками, картофельный суп с грибами и лапша. В скоромный — щи с каким-либо мясом, ушник, то есть суп из потрохов, лапшу с курятиной или свининой, лапшу молочную.
Однако каким бы разнообразным ни были блюда на крестьянском обеде, обязательно подавали гречневую кашу. Перед ней и кашу пшеничную. Крестьянскую кашу (кутью), в отличие от обычной, готовили на молоке, и даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла, в кашу запекали курицу или петуха, в зависимости от того, родилась девочка или мальчик.
За право угощать бабкиной кашей шел веселый торг. Тот, кто приносил самый дорогой выкуп, получал право угощать гостей. Как правило, это был крестный отец. По традиции горшок с кашей разбивали, что символизировало пожелание счастья.
Отца окрещенного младенца кормили пересоленной кашей «с потехой» — смешанную с горчицей, перцем, уксусом, — приговаривая: «Ешь, отец-родитель, ешь да будь пожеланней к своему сынку (или дочке). Затем, бросая кверху оставшуюся в ложке кашу, произносили: «Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они так же прыгали бы».
Все мы помним детскую песенку: « Как на (имя) именины испекли мы каравай…».
Именины — это не только день конкретного человека, но и день святого, в честь которого этот человек назван.
Раньше день рожденья оставался незаметным, а вот день ангела, или именины, праздновались каждым, кому позволяло материальное состояние.
К сожалению, сейчас мало кто празднует именины. А жаль — праздник-то хороший.
Попробуйте устроить этот праздник — и радости в семье непременно прибавится!
Ольга СТЕПАНОВА, научный сотрудник музея А.С.Пушкина в Бернове.