Город на Заре
Так называли Комсомольск-на-Амуре те, кто его строил в тридцатые годы прошлого века… Впечатление о встрече с этим городом осталось для меня неизгладимым. В 1987-м году, когда я была там, ему исполнилось 55 лет. Он был молод, этот дальневосточный город. А сейчас в нем живет более 300 тысяч человек, работает несколько десятков крупных промышленных предприятий, таких как Амурский судостроительный завод — первенец первой пятилетки, авиационный завод и многие другие…
Комсомольск – это культурный центр Дальнего Востока. В нем есть институты, техникумы, 40 школ, несколько профтехучилищ. Есть телестудия, замечательный драматический театр (я там была!), Дворцы культуры, спорта, стадионы…
Это уже не просто точка на карте, но и центр Нижне-Амурского производственного комплекса, здесь проложены рельсы БАМа.
Я шла по красивым, широким улицам города юности, смотрела на благоустроенные жилые массивы, Дворец пионеров, и вспоминала историю города – как я ее знала по книге В.Кеплинской «Мужество», по фильму С.Герасимова «Комсомольск» — и мне даже не верилось, что там, где сейчас проходит проспект Мира, была вековая тайга, а на том месте, где высадился отряд молодых строителей – небольшое селение Пермское, насчитывающее всего-то 26 дворов – там жили крестьяне, переселившиеся в 1860 году из Пермской губернии. Где сейчас раскинулся один из районов города — было нанайское стойбище Дземга. А где раньше через Амур переправлялись составы, летом – на паромах, а зимой – по дороге, проложенной по льду – возвышаются два красавца моста – железнодорожный и автомобильный.
На въезде в Комсомольск – символические ворота. На одной из плит горит надпись с названием города. На другой – «Рождение 1932 года». Рабочие парни и девчата 20-30-х годов, детство и юность которых проходили под музыку революции, грохот гражданской войны, глубоко верили в победу социализма. Именно они и строили город, которому предстояло стать символом подвига юности нашей страны.
В непроходимые таежные дебри двинулись первые отряды молодых добровольцев. Первостроителей ждал не только ударный труд, но и ежедневная борьба с жесткими жизненными и природными условиями. Комсомольцы в зимнюю стужу трелевали и сплавляли лес, в сорокаградусные морозы и бурные метели строили промышленные предприятия и общежития.
Шли месяцы. Росли корпуса заводов и фабрик, а молодые решали другую, не менее сложную задачу – учились, постигали новые знания, повышали свой образовательный уровень, приобретали заводские профессии. Они уже думали об интересном отдыхе, увлекались спортом. Строился стадион, завершалась подготовка первых учеников городского аэроклуба.
Среди тех, кто строил город, был рабочий парень Алексей Маресьев, будущий летчик. Именно в Комсомольске он впервые поднялся в небо. О дальнейшей его судьбе знают все россияне. Школа мужества, которую прошел наш герой на строительстве города, сотворила чудо! В 1938 году город юности торжественно встречал экипаж двухмоторного самолета «Родина»: Валентину Гризодубову, Полину Осипенко и Марину Раскову, которые совершили знаменитый перелет Москва — Дальний Восток. А в 1967 году Комсомольск посетил наш первый космонавт Юрий Гагарин, ставший Почетным гражданином города. Прошло немного лет, и в космос поднялся уроженец Комсомольска Валерий Рюмин, ставший одним из «долгожителей» космоса, дважды Героем Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны от линии фронта до Комсомольска насчитывалось несколько тысяч километров, но город тоже воевал. На оборону Москвы он направил около 30 тысяч бойцов. Была перестроена работа промышленных предприятий – они выпускали продукцию, нужную для фронта, а главное – боеприпасы. Горожане и сельчане делились всем, что у них было, с эвакуированными. Закаленные жители Комсомольска и на войне сражались по-дальневосточному – проявляя мужество и героизм. Более 28 тысяч фронтовиков удостоились правительственных наград.
…Растет и расцветает Комсомольск. Хоть он и молод, но в нем есть краеведческий музей, где я, конечно же, побывала. Многие места и здания стали мемориальными.
Там, где 10 мая 1932 года пароходы «Колумб» и «Коминтерн» высадили на глухой берег первый десант добровольцев – будущих строителей города – красивая набережная. Там установлен огромный камень с надписью об этом событии. Рядом – красавец речной вокзал и монумент в честь первостроителей. Чуть подальше от берега – мемориал землякам, павшим в Великой Отечественной войне.
Все в этом городе напоминает, что его творили молодые: названия улиц, площадей — Комсомольская, Интернациональный проспект, площадь Юности, Аллея труда, кинотеатры «Юность», «Факел»… А многие улицы носят имена городов, откуда приехала молодежь. Есть и улица Калинина!
А кто из читателей помнит о девушках-хетагуровках? Тех, кто в апреле 1937 года откликнулся на призыв дальневосточницы Валентины Хетагуровой? 400 юных москвичек отправились тогда в Комсомольск. А за ними девчата из других городов нашей Родины. Многие так и остались в городе Юности, жить и работать. А на улице Калинина стоит дом № 25, который так и называется «Дом хетагуровок». Это был первый новый и красивый дом, который строили молодые ребята специально для общежития девушек.
На что не посмотришь в этом городе, почти обо всем скажут: «Это первый». Так и Дом молодежи на площади Юности – первое в стране здание такого типа – построенное на средства Центрального Комитета комсомола. И все помнят, что разрезал ленту в час открытия сам Юрий Гагарин.
Сейчас в Комсомольске живет уже поколение комсомольчан, которые варят сталь, спускают на воду ледоколы, возводят дома. Сыновья тех, кто возводил город Юности, в 50-60-е годы строили города-спутники Комсомольска — Амурск и Солнечный, внуки первостроителей прокладывали трассу БАМа. Потомки реализуют планы отцов и дедов – это эстафета поколений. Сейчас, когда наша память все чаще возвращает нас к славным страницам истории нашего государства, мы понимаем, что одна из ярчайших – город Комсомольск, и вписана она комсомолом, молодежью.
Фаина ТЕПЛЕНКОВА, краевед.
P.S. Воинская часть, где служил мой сын, находилась в поселке Таежном, в четырех километрах от Комсомольска. Туда регулярно ходил автобус, а кругом была тайга. Но не такая, как в Сибири – много кустарника (даже смородина), цвел багульник, водились грибы. Гулять там было одно удовольствие. Но только не зимой! Очень уж холодно.