Фев 26, 2012
st-vestnik

Наша советская заграница

На конкурс «Вокруг света – с нашей газетой!»

Я прожила в этом городе большую часть своей жизни – тридцать лет и три года, что звучит совсем по-сказочному. Сейчас этого города нет. Есть другой, очень похожий, возможно, гораздо красивее того, прежнего. Но это чужой для меня город. Рига.

Старичане с той, прежней Ригой знакомы очень хорошо. Да что там старичане. Ригу знал и любил весь Советский Союз. Это была такая совершенная заграница, но в пределах нашей родины.

Сюда ездили на экскурсии, и отдыхать в санатории Юрмалы, да еще мало ли зачем ездили. Из Москвы или Питера могли отправиться на концерт органной музыки в Домский собор. Или посидеть в многочисленных маленьких кафе, выпить знаменитого черного рижского бальзама, рецепт которого был придуман еще в средневековые времена. Или просто пройтись по узким, загадочным улочкам Старой Риги, где снималось большинство отечественных фильмов про заграничную жизнь. Здесь разгуливал Шерлок Холмс со своим закадычным другом Ватсоном, легендарный Штирлиц, здесь снимались замечательные средневековые латышские блокбастеры «Слуги дьявола» и «Слуги дьявола на чертовой мельнице», которые нет-нет, да и покажут по телеканалу «Звезда».

Наверное, лучше всего вспоминается именно Старая Рига – застроенная средневековыми шведскими и немецкими домами, в которых, разумеется, жили средневековые шведы и немцы. Богатых латышей практически не было, и потому жили латыши преимущественно на хуторах, в домиках, крытых соломой. А Рига кичилась домами каменными, каждый со своей историей.

«Три брата». Это три стоящих рядом средневековых здания 15 века, принадлежащих зажиточным купцам. Внизу располагались лавки и склады, а наверху они жили. Интересная параллель со старицкой улицей Семеновской – ныне Карла Маркса, где сохранились подобные домики, только поскромнее, – снизу каменные, а сверху деревянные, да и века 19-го. Но и здесь внизу торговали, а наверху жили.

«Дом черноголовых» — изумительно красивое здание, на фронтоне которого выстроились скульптуры самых настоящих негров в роскошных средневековых нарядах. Здание было разрушено в годы Второй мировой, и то, что красуется на площади – самый настоящий новодел, но совсем такой же, как прежний.

А вот здание Большой и Малой гильдии купцов и торговцев, чьи хозяева постоянно воевали между собой. Большая гильдия объединяла богатых рижских торговцев немецкого происхождения, а в Малой гильдии состояли ремесленники. И как напоминание об этой войне – на крыше одного из зданий железная фигура кота, крайне неприлично задирающего свой хвост в сторону соседа.

Вся Старая Рига вымощена гранитными валунами. Когда-то средневековых крестьян, направлявшихся по каким-то своим делам в город, не пропускали, если они не привозили с собой гранитные валуны, которые практичные горожане пускали в дело. Лет двадцать назад, во время очередной реконструкции, булыжную мостовую подновили. Этим не преминули воспользоваться ушлые археологи. Как-то я стала свидетельницей забавной сценки. Часть площади возле Домского собора была огорожена довольно хлипким, но высоким забором, возле которого толпились зеваки. Я подошла поближе и услышала причитания какой-то женщины: «Лежит, миленький, лежит, хорошенький…» Порыскав по окрестностям, я нашла удобную дырку и пригляделась: за забором в неглубокой канаве вовсю шуровали какими-то кисточками и странными лопаточками молоденькие археологи, а посередине всей этой суматохи, чувствуя свою значительность, лежал человеческий скелет какого-то странного сизого цвета.

Домский собор – одно из старейших и известнейших зданий Риги. Его начали строить чуть ли не со дня основания города в 1211 году, а достроили только спустя сто лет. Башня Домского собора, увенчанная золотым петушком, стала символом города.

Еще одно знаменитое здание – церковь Петра. С его смотровой площадки открывается потрясающий вид на Ригу. А еще в церкви установлены башенные часы, наигрывающие средневековую песню «Рига гремит».

Недалеко от церкви находится самая узкая улочка города. Улицы средневекового города и так невелики, но улица Розена шириной всего-то три метра, хотя в длину где-то метров 90.

Замковая площадь – известная достопримечательность Старой Риги. На ней расположен Орденский замок крестоносцев, построенный в первой половине 14 века – Рижский замок. Замок служил резиденцией главы Ливонского ордена. После Ливонской войны там была резиденция польских и шведских правителей, а с конца 17 века резиденция русского генерал-губернатора. Сейчас здесь ряд музеев: Музей истории Латвии, Музей зарубежного искусства, Музей истории литературы и искусства. А в небольшом дворике замка постоянно действует выставка садовой скульптуры.

В Старом городе находится единственная сохранившаяся башня крепостных оборонительных укреплений города — Песочная, или Пороховая. Это 26-метровое сооружение с глухими трехметровыми стенами из красного кирпича, прорезанными узкими окошками-бойницами, производит впечатление мощи и величия. В стене башни до сих пор видны застрявшие чугунные ядра. Они самые доподлинные,18-го века, хотя не поручусь, что во время реставрации их не укрепили на всякий случай самым обычным современным цементом – чтобы не вывалились на головы беспечным туристам.

Центральная часть города много моложе Старой Риги, но и здесь характерная черта – смешение различных архитектурных зданий и направлений. Границей Старого города служит живописная Бастионная горка – память о перепланировке города в середине 19 века. Утратившие свое оборонительное значение укрепления старого города были снесены. На месте песчаного бастиона соорудили Бастионную горку, крепостной ров превратили в Городской канал, начали прокладывать новые широкие улицы и бульвары, застроившиеся домами знати. К концу 19 века сформировался новый центр Риги, украшенный парками. Царский парк был заложен в Риге по приказу Петра Первого. Сейчас он носит название парка Праздника песни.

Если отправиться на прогулку по центральной улице города – Бривибас (во времена Советского Союза – улица Ленина), то окажешься среди высоких великолепных зданий в стиле модерн. Многие из них спроектировали и построили архитекторы-латыши. Они могли получить эту профессию только с конца 19 века, но долго еще латыш, получивший высшее образование, вынужден был в графе национальность писать – «немец». Если, любопытствуя, потянуть на себя тяжелые деревянные двери и войти, то можно обнаружить чудесные старинные витражи или изумительной красоты лестницы с коваными перилами и мраморными ступенями. А можно, пройдя сквозь арку, очутиться в маленьком дворике, посредине которого стоит очаровательное маленькое здание, похожее на средневековый замок. В таком здании, красного кирпича, на улице Стабу была библиотека, где я работала.

А соседняя улица – Гертрудес – вела к церкви Святой Гертруды, на мой дилетантский взгляд – красивейшему зданию города. С церковью этой связана довольно жуткая легенда. В средневековое время, при закладке таких церквей полагалось замуровывать живьем человека, чтобы церковь не разрушилась при строительстве, и долго бы простояла. Жертва должна была быть добровольной, а церковь называли именем погибшего человека. Про женщину — Гертруду — в легенде говорится, что она согласилась на эту жертву от неразделенной любви. Мужчина, который ее не любил, всю свою жизнь произносил бы ее имя. А ведь названное имя – почти поцелуй… Вдобавок на пересечении улиц Гертрудес и Бривибас находилось лобное место, где казнили преступников, а на перекрестке Гертрудес и Кришьяна Барона в старину хоронили умерших от чумы. Хорошо, что большинство горожан не заморачиваются такими историями.

Улица Кришьяна Барона —  одна из немногих в центре, вымощенных гранитными валунами, да и то по центральной части. И все благодаря рижским трамваям. Транспорт этот в Риге очень популярен, и в отличие от Твери трамваи двигаются очень быстро и соединяют все основные микрорайоны города.

Если на таком трамвайчике добраться до конечной остановки микрорайона Югла, а потом прогуляться через стандартный, ничем не примечательный мост, то очутишься в удивительном музее на берегу озера Юглас – Латвийском этнографическом музее под открытым небом. Где-то в 20-х годах 20 века мудрые и проницательные люди со всей Латвии собрали и перевезли в этот живописный уголок старинные латышские постройки – дома, овины, мельницы и церкви. Что-то подобное есть у нас в Василёве, но здесь это подлинные здания 19-го, а то и 18-го века, разве что солома, которой они крыты, посовременнее. Старинные эти постройки сладко пахнут деревом, а внутри все так, как было раньше. Все в основном тоже из дерева, даже иногда тарелки, а занавески и половики вытканы вручную. Латыши всегда жили очень бедно, но своего прошлого не стыдятся, а напротив, гордятся, что смогли так много сохранить. В иных домиках на стене висит кокле — инструмент типа русских гуслей, и если смотрительница не уследит, на них удается потренькать. За домиками присматривают латышские женщины, обычно пожилые, одетые в народные костюмы той местности, откуда постройка. А сами домики стоят в прекрасном лесу, где и грибы, кстати, растут. Как-то мы набрали — на большую сковородку, и только услышав возмущенные крики бабушек-хранительниц, сообразили, что случайно лишили их ужина. Впрочем, грибы мы не вернули.

В один из летних дней, кажется, в июне, в музее проходит ярмарка изделий народных ремесел, и самое замечательное там – изделия из янтаря, много дешевле, чем в магазинах и художественных салонах.

Изделия народных ремесел – пожалуй, немногое, что осталось у Латвии от былого величия. Нет завода роботов, РАФ не выпускает больше свои малолитражки, в здании некогда знаменитого ВЭФа – огромный супермаркет. Из известных торговых марок остался только «Дзинтарс», любимец советских женщин, и кондитерская фабрика «Лайма».

Снесены многие здания, напоминающие правоверным латышам о советских временах: кинотеатр «Маскава», мы с семьей часто смотрели там кино, новый ледовый дворец спорта, где проходили чемпионаты СССР по фигурному катанию и хоккейные матчи, и многое, многое другое. В центре города не встретишь знакомых магазинов и даже кафе, – теперь там роскошные банки и гостиницы. А в городе не встретишь людей. Жизнь в Латвии очень дорога, и молодежь разъехалась по Европе, чтобы заработать на жизнь. А пожилые латыши, получающие нищенскую пенсию, не могут позволить себе праздно гулять по городу. Латышская независимость обошлась им очень дорого.

Буквально на днях в Латвии прошел референдум по вопросу придания русскому языку статуса второго официального. 75% голосовавших были против. Но в 1996 году, когда мы уезжали из Латвии, возведенные в ранг врагов, потому что мой отец (он уже тогда давно умер) был военным врачом, вопрос о русском языке даже и не мог так ставиться. Вам могли плюнуть в лицо, если вы разговаривали в троллейбусе по-русски. Вам могли выстрелить ночью в дверь. Вас охотно выгоняли с работы, а если это почему-то не получалось, переводили на самую маленькую ставку. А теперь четверть (!) граждан Латвии согласна, что русский язык имеет право на существование.

Значит, что-то потихоньку меняется в жизни латвийцев. И, даст Бог, я доживу до тех времен, когда снова смогу пройти по улицам Риги без боли и сожаления…

Зоя КУЗНЕЦОВА.

Участвуйте в нашем конкурсе — победителей ждут награды!

Главный приз от нашего спонсора — «Сети магазинов горящих путевок»!


Поделиться
Класснуть

3 комментария

  • Какая ностальгия! Спасибо Зое Кузнецовой за воспоминания!Действительно, Рига в советские времена была русской заграницей. Благодаря участию в художественной самодеятельности клуба швейной фабрики и ее знаменитого директора Зои Георгиевны Сизовой, я бывала в Риге несколько раз.Зоя Георгиевна договаривалась с профкомом фабрики Ригас модес и наша агитбригада выступала в цехах этого предприятия и на его турбазе. В одну из поездок ночевали все в спортивном зале фабрики. Но не только выступали,но и ходили с экскурсией по историческим местам Риги, побывали в старинных замках близ Риги и в Песчаниковой пещере, купались на Рижском взморье, в Юрмале. И слушали орган в Домском соборе! Лично мне посчастливилось побывать на концертах два раза.Какое это было прекрасное событие-слушать настоящую органную музыку! А еще , однажды, взрослые участники агитбригады были в ресторане «Лидо» в Юрмале.Тогда, мне было чуть за 20 лет, и посещение ресторана стало большим событием в жизни провинциалки!Сейчас в Риге живет одна из участниц нашей самодеятельности.Она уехала туда после института, по распределению. Я рада, что на референдуме, так много людей сказали»Да» нашему русскому языку, а значит, нашей дружбе с латышами.Мне вспоминается, что в прежние времена они как-то свысока смотрели на русских.Но, думаю, что добрососедские отношения и приветливость-это всегда лучше! России желаю быть сильной и богатой страной, чтобы наши пенсионеры жили достойно, чтобы для молодежи была работа, чтобы на россиян не смотрели с высокомерием другие народы.Моя Россия-великая страна. Еще раз спасибо!!!!)))) автору за возможность вернуться воспоминаниями в радостную и спокойную юность!

  • Спасибо большое за рассказ, вот не сложилось побывать в Риге физически, а так хоть погощу виртуально)))

  • Интересно, складно написан рассказ. Благодарность Зое Кузнецовой! После прочтения так и хочется погулять по Риге.Но….Это теперь самая настоящая заграница.Без загранпаспорта никуда мне не поехать..(((.Жаль тех латышей, которым совсем не сладко сейчас живется в Латвии,но и большей части россиян не до поездок куда -либо.(((! Читала и перечитывала.Как будто сама съездила)))Пока виртуально.Надо деньги копить.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 12 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости