Июн 1, 2014
st-vestnik

Подруга дней моих суровых

Когда начинают говорить о нянюшке, да еще накануне дня рождения А.С.Пушкина, большинство из нас вспомнит Арину Родионовну, крепостную Пушкиных, всем известную как няня поэта.

Каждый школьник назовет ее по имени. Арина Родионовна стала лицом почти «историческим». В ее честь слагались стихи, имя старушки упоминали весьма почтенные персоны, друзья поэта, а позднее — его биографы. Нянюшка Пушкина, «настоящая представительница русских нянь», имевшая большое влияние на своего питомца — так единодушно отзывались об Арине Родионовне исследователи жизни поэта.

Многие годы представление об этой женщине на сказанном выше и заканчивалось. Ее прижизненных портретов не сохранилось. Лишь отрывочные фразы служат ее портретом: «чрезвычайно почтенная, лицом полная», «несмотря на полноту тела, была она подвижна», «ласковая всегда, заботливая и хлопотунья, рассказчица неутомимая, в старости стала вся седая».

Стараниями историков, пушкинистов была установлена дата рождения Яковлевой Ирины дочери Родионовой — 10 апреля 1758 года в селении Суйда Санкт-Петербургской губернии Копорского уезда.

Активный поиск ученых и исследователей приоткрыл многие аспекты Ирининой родословной. Стало известно, что девочке не было и года, когда все ее семейство стало крепостным Абрама Петровича Ганнибала (1696-1781), прославленного Арапа Петра Великого. Девка росла, трудилась до умопомрачения, была певуньей и заводилой на деревенских посиделках, гуляньях да игрищах. Грамоте она не обучалась, но глубоко прониклась духом своего народа.

В 23 года ее выдали замуж за крестьянина Федора Матвеева. Возможно, Ирина разделила судьбу многих холопок, ничего не знавших о любви. В их семействе родилось четверо детей — два мальчика и две девочки.

В 1797 году Иринью Матвееву, как опытную и усердную крестьянку, решила вытребовать в Петербург бабушка поэта, Мария Алексеевна. Крепостная кротко подчинилась барской воле и отправилась в столицу, оставив супруга, троих детей (четвертым была беременна), братьев и сестер. Со многими она больше так никогда и не встретилась.

Стала она Ариной, нянюшкой для Ольги Сергеевны Пушкиной (в браке Павлищевой), старшей сестры поэта. До конца дней своих следовала няня за хозяевами: в Кобрино, в Москву, в Петербург, в Михайловское. Она ублажала господ и была оберегом для хозяйских крох. В печати часто встречается мысль о том, что Арина Родионовна была не только нянюшкой, но и кормилицей Оленьки. Это вполне возможно, так как к господам из деревни Арина прибыла брюхатой и у них родила сына Семена.

Арина «ходила» в няньках за полуторагодовалой Олей, когда в семье Сергея Львовича и Надежды Осиповны Пушкиных родился сын Александр (1799 г.).

В няньки к новорожденному определили другую крепостную — тридцатидвухлетнюю вдову Ульяну Яковлеву (родилась в 1767 г.). Она и стала самой первой няней поэта. Ульяна лишь однажды и то мельком упоминается в мемуарах сестры поэта Ольги Сергеевны. До последнего вздоха крестьянка исправно служила господам и их деткам. Она ушла из жизни в мае 1811 года. Нельзя не согласиться с В.В.Набоковым: «Давайте помнить Арину, но не забудем при этом и добрую Ульяну».

И это еще не все о нянях Пушкина. В 1860-е годы во «Всеобщей газете» появилась публикация писателя и переводчика Ф.Б.Миллера. Автор сообщал читателям, что у Александра Пушкина кроме Ульяны была еще и вторая няня или помощница няни, Екатерина Николаевна. Он видел ее в одной из московских богаделен и говорил с нею. Почти ослепшая, лет девяноста старушка с трудом кое-что вспомнила: память ей уже не повиновалась. Была она лет на 20 моложе Арины Родионовны и примерно на 10 лет Ульяны.

Арина Родионовна — безусловная, неоспоримая нянюшка для Оленьки. Сам поэт так определил обязанности нянюшки во второй главе «Евгения Онегина»:

  • …рукою хилой
  • Ее качала колыбель.
  • Она же ей стлала постель.
  • Она ж за Ольгою ходила,
  • «Бову» рассказывала ей,
  • Чесала шелк ее кудрей…
  • Поутру наливала чай
  • И баловала невзначай.

В 1806 году Арина стала нянюшкой для появившегося на свет пушкинского брата Левушки. И у Пушкина появился еще один воспитатель-дядька — болдинский крепостной — Никита Козлов. Он был приставлен к мальчику в Москве и состоял при нем многие годы, кроме лицейских. Никита пережил своего воспитанника. Это он на своих руках в Петербурге внес в дом смертельно раненного поэта. Вместе с А.И.Тургеневым Никита сопровождал тело хозяина до Михайловского и опускал его в могилу.

Тогда кем была Арина Родионовна для поэта? Постоянно проживая в доме Пушкиных, няня, бесспорно, знала второго ребенка хозяев. Помнила, как увезли его в Петербург на учебу, как свиделась с ним в Михайловском, где старушка жила в 1820-е годы. Там, в отсутствие барина и барыни она чуть ли не на правах хозяйки принимала визитеров разного уровня. И домашние лакеи видели в ней не только старейшую прислугу, но и старшую.

После окончания лицея около полутора месяцев Пушкин с родителями, сестрой Ольгой и братом Левушкой провели в Михайловском. Он радовался сельской жизни, наслаждался русской баней, угощался клубникой. Вероятно, эти полтора месяца и няня Арина тоже наслаждалась общением с ним.

Скорее всего, тогда они и потянулись друг к другу, и возник их душевный союз. С тех пор Пушкин стал для няни «незабываемым ангелом», которого приняла она в свое материнское сердце, стала ждать его и проливать старушечьи слезы.

В годы ссылки опального поэта в Михайловское няня стала Пушкину подругой. Кучер Петр Парфенов так вспоминал время ссылки поэта в Михайловское, утверждая, что поэт очень любил няню. «Как еще любил-то… Он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уж и бежит ее глядеть. Здорова ли мама? — Он все ее мама называл. А она, бывало, эдак нараспев: «Батюшка, ты за что меня мамой зовешь? Какая я тебе мать?» Свою любимицу Пушкин никогда не давал в обиду. Едва наемная экономка Роза Григорьевна начала притеснять Арину Родионовну, как Пушкин сразу принял меры. Об этом узнаем из его письма к брату: «У меня произошла перемена в министерстве, Розу Григорьевну я принужден был выгнать. А то бы она уморила няню, которая начала от нее худеть».

Нянюшка обожала Александра Сергеевича. Она молила Всевышнего о милости к ее дражайшему, плакала навзрыд и боялась, что беды настигнут ее «сердешного Александра Сергеевича». В возрасте 70 лет она выучила новую молитву о милости Господа к возлюбленному души ее. Письма, написанные под диктовку Арины Родионовны к Пушкину, поражают искренностью и любовью: «За все ваши милости я всем сердцем благодарна — вы у меня беспрестанно в сердце и на уме. Приезжай, мой Ангел, в Михайловское. Всех лошадей на дорогу выставлю. Я буду ожидать и молить Бога, чтобы он дал нам свидеться. Целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Такой она и была для поэта — старая няня для одинокого взрослого человека. Она родилась и умерла крепостной, хотя существует легенда о том, что нянюшка сама отказалась от вольной, которую хотела дать ей бабушка поэта.

Последние годы жизни няня провела в доме сестры поэта в Петербурге, окруженная ее заботой. В июле 1828 года Арина Родионовна отдала Богу душу. Погребена она в Петербурге на Смоленском православном кладбище, могила ее не сохранилась. В арке при входе на кладбище висит мемориальная доска и напоминает входящим, что здесь похоронена няня первого поэта России, «подруга дней его суровых».

Тамара КОЧНЕВА, старший научный сотрудник музея А.С.Пушкина в Бернове.


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 19 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости