Авг 24, 2014
st-vestnik

«Витражи — это стёкла, согретые краской…»

Вы в детстве пробовали смотреть на свет через красные, зеленые, желтые стеклышки — и мир становился разноцветным?

Когда читаешь стихи Зои Кузнецовой, перед глазами разворачивается широкое живописное полотно, рожденное в витражной технике, где каждый образ — отдельный сочный, яркий фрагмент — а все они вместе создают цельную, подробную картину внутреннего мира автора, душевных переживаний ее лирической героини.

Монохромное, черно-белое пространство постепенно наполняется светом и цветом:

  • Все еще закрыто белым
  • И слегка затерто черным,
  • И метелью неумело
  • Заметает серый след,
  • Но весна — такое дело, —
  • По путям котов ученых
  • Перекрашивает смело
  • Зиму в свой, весенний цвет.
  • То проложит сверху серым
  • В фиолетовых прожилках,
  • И добавит ясно-желтый,
  • Чтобы таяло быстрей…

Многоцветье подчинено строгим законам не только поэзии, но и живописи. Краски по определенной формуле, известной лишь автору, сочетаются, рождая неповторимый мир:

  • Рыбий беззвучный хор
  • Славит речной поток.
  • Ила густой ковер
  • Скрыл золотой песок.
  • («Китайский свиток»)

В этом уголке Вселенной строится мозаика переживаний — в диапазоне от любви до боли:

  • Но осенних дождей с благодарностью воду приму,
  • И заснеженным полем как теплою шубой укроюсь.
  • Я еще не сдавалась без боя нигде никому.
  • И, пожалуй, пора переделать в роман эту странную повесть.

От горечи до счастья:

  • И в обостренье призрачно-далеком
  • Приходит за невзгодою ненастье.
  • Я грежу о таком же одиноком,
  • Но все же смутном и понятном счастье.
  • («Подражание Гумилеву»)

Этот мир порой парадоксален: в нем человек примеряет на себя роль бога:

  • Я буду дождем
  • И осенним рассветом
  • И, страшно подумать,
  • Известным поэтом.
  • Под утро «люблю»
  • Прошепчу тебе снова,
  • Чтоб спал как в раю…
  • И вставал в полседьмого…

А Сын Божий предстает близким и человечным:

  • Еще блестит на солнце талый снег,
  • Небрежными исчерченный ногами.
  • И Божий Сын,
  • И просто Человек
  • Сквозь время разговаривает с нами.

В этом сказочном краю жить и творить непросто. Не случайно в иных откровениях лирической героини сплетаются воедино сложное и примитивное, прекрасное и уродливое, а элемент высокой поэзии сменяется обыденными подробностями. Порой автор осознанно, намеренно снижает лирический накал повествования:

  • Кажется, все начнется…
  • Или начнутся все.
  • Сверху —  шальное солнце,
  • Снизу  — глаза в росе…
  • …………………
  • Пью не дожди, а лужи, —
  • С  неба не то течет.
  • То ли им Бог не нужен,
  • То ли со мной расчет…

Витражи с течением лет покрываются пылью, на них оседает смог, их растворяют кислотные дожди — стекло слабее пропускает и искажает солнечный свет. Так и в памяти человеческой откладываются тяжелые переживания, негативные воспоминания, разъедающие душу:

  • Мне ли кого просить?
  • Гордая да слепая.
  • Слезы в ведре носить —
  • Досыта похлебаю…

Но умелый мастер отшлифует рубиновые, изумрудные, сапфировые кусочки стекла. Душа поэта очищается творчеством. И вокруг вновь воцаряются солнце, свет и жизнь:

  • Слава сердцу, творившему дивное диво —
  • Осторожно, небрежно, легко и пугливо…
  • Подбирая, как звуки, стекло.
  • И под  мрачной и строгой готической крышей
  • Словно кто-то смеется светло и неслышно,
  • Задевая за солнце крылом.

Ольга ПРИХОДЬКО.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 16 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости