«Я поведу тебя в музей…»
Прикоснуться к далекому прошлому, потрогать его на ощупь, пролистать страницы – это возможно? Конечно! Это вполне успешно получается у школьников на уроках истории – из неподдельного интереса к предмету. Но есть храм исторической памяти – музей, где воистину «служенье муз не терпит суеты». Инициативная группа педагогов района, учителей истории и предметов филологического цикла, убедилась в поэтической истине, посетив 25 ноября один из самых крупных музеев столицы – Государственный Исторический музей.
Исторический музей основан еще в позапрошлом веке при царе Александре III – здание по проекту архитектора В.О.Шервуда возведено на Красной площади московского Кремля в 1883 году. Уже сам факт открытия музея был событием особым. В разработке проекта участвовал И.Е.Забелин, исследователь традиций русского народа. Сохранить эти традиции как часть великого культурного наследия великой страны, подчеркнуть значимость истории как науки – одна из целей создания музея, а впитывать дух традиций, понять ценностный их смысл – задача поколений. Да не порвется связующая нить!
В залах музея «живут» тысячи экспонатов. Они являются свидетелями прошедшего от первобытной эпохи до девятнадцатого века. Они действительно живут, будто бы говоря с нами: о быте горожанина среднего достатка и роскоши царского двора, о премудростях торгового и хитростях военного дела, об искусстве писать и украшать миниатюрами книги, строить крепости и жилые дома. По картографическому материалу легко проследить процесс формирования государства Древняя Русь, период распада его на самостоятельные территории, объединительный процесс, приращение новых земель.
Прошлое завораживает. Будто вместе с участниками событий ищешь ответы на вопросы, которые когда-то звучали: почему в период Смутного времени присягнули польскому королевичу? Каждый ли помазанник Божий своей деятельностью мог бы убедить в том, что действительно таковым является? Кто страждущий, а кто отверженный в русской истории? Могло ли быть меньше жестокости, трагедий, почему история России столь драматична? Вопросы задаешь тогда, когда пытаешься постичь глубинный смысл исторического процесса, его законы и особенности. А если не пытаешься? Это уже вопрос к современникам.
В музейном деле нашли широкое применение современные технологии: интерактивные путеводители оживят для вас событие, дополнят скупые строки информации об экспонатах, могут даже заменить экскурсовода.
Можно позавидовать московским школьникам и учителям, они приходят на уроки прямо в музей. Увлеченные малыши с планшетами, в отличие от провинциальных школьников, могут себе позволить впитывать мудрость времени в благодатной атмосфере царства древностей.
Здесь явственно чувствуешь бег времени, но не бренность бытия, а незыблемость мужества человеческого, силы духа, едва уловимую принадлежность к чему-то вечному. А такие эмоции порождают мысли, которые слагаются в строки, хотя… «поэтом можешь ты не быть»…
- Слагая разноцветную мозаику
- Событий и преданий старины
- От мирных будней до баталий жарких –
- Так возрождают прошлое страны.
- Вновь растворясь в витринном зазеркалье
- И в бархате музейной тишины,
- Воскресший на парсуне лик печальный
- Взирает из туманной пелены.
- Из зала в зал. А вечности мгновенья
- На дне потира, на железе лат,
- То в летописных строках искупленья,
- То в льдинках слюдяных заплат.
- И кровью предначертана рубежность,
- Граница жизни, за которой та черта
- Пережитого – неизбывность, неизбежность
- Трагедий, бурь, волнений череда.
- Но верится, что в бусинах столетий,
- Нанизанных рукой судьбы на нить,
- Дыханьем времени закон веков отмечен:
- Минувшему в грядущем – жить и жить!
Вера КЛИМОВА, заместитель директора по УВР МБОУ «Старицкая СОШ», учитель истории и обществознания.