СТИХиЯ

Венена ПЕТРОВСКАЯ

Хрупнет фарфором лед.
Злой гарпун каблука.
Рыба зимы умрет
иль подождет пока…

Вроде еще февраль…
Капает солнце с крыш.
Снеговика мне жаль —
Долго лепил малыш.

Но по законам сфер
хрупнет фарфором лед.
Март — оголенный нерв —
радости нам вернет.

***

Выедает зима шоколадные дни.
Снег от сахара сладок и липок.
Облака будто чей надувной воротник.
И на небе за клипами — клипы.
И слезится порог, как подтаявший лед.
Дешевеют его бриллианты.
Приложи подорожник, алоэ и мед.
Только соли бы больше не надо.
Болтовня за спиной не запомнится мне.
Неоглядность зеркального поля.
Сторонись, не спеши, то ли дождь, то ли снег,
Враль-февраль окончательно болен.

Зоя КУЗНЕЦОВА

Венеция

  •  Уходит мир под воду. Незаметно
  • От жителей и их пушистых кошек,
  • Смывая понемногу полдень летний
  • И паутину царственных дорожек.
  • Деревья ослабевшими корнями
  • Цепляются за тонущие стены,
  • И рыбы, затаившись в донной яме,
  • Ликуют от фатальной перемены.
  • И шествуют русалки и тритоны
  • По улицам, таким живым и пестрым.
  • А в небе рыбий глаз совсем нескромно
  • Подмигивает одичалым звездам.

* * *

  • Объявление, черным по белому,
  • «Переводы с кошачьего, дешево».
  • Кто-то вывел рукою несмелою
  • И развесил под льдинистым крошевом.
  • Кошка издали вежливо щурится
  • Из подвала на текст объявления.
  • Нынче время над жизнью задуматься,
  • Пережив за мгновеньем мгновение.
  • Кошки все до единой философы,
  • И коты со своей точкой зрения.
  • Мы бы их завалили вопросами,
  • Жаль, что смыт телефон в объявлении.
  • Где-то здесь, среди дел малозначащих
  • И в мечте о взаимном доверии
  • Ждет звонка переводчик с кошачьего,
  • Делегат человечьего племени.

Андрей ПОЗДНЯКОВ

Жеребёнок

На поляну туман опустился,
Серебрилась роса на траве,
Поутру жеребенок родился
У кобылы цыганских кровей.

Неуклюжий, смешной недотрога,
От придирчивых взглядов тайком,
Привкус воли, пьянящий немного,
Он с кобыльим вкушал молоком.

Необъятным простором казались
Небольшие полянки ему,
Удила ему в рот не врезались
И не сдавливал шею хомут.

Только время, как быстрая птица,
Пролетит, не оставив следа,
Жеребенок в коня превратится,
И простится с мечтой навсегда.

И на шею хомут, вместо воли,
А в придачу — нагруженный воз,
А работать откажется коли,
Значит, пустят на мясо его.

По ночам, от тоски и отчаянья,
От ударов кнутом по спине,
Будет слышно протяжное ржание,
В равнодушной, немой тишине.

Но пока веселись жеребенок,
Волю пей, с молоком пополам,
Ведь тебе, лишь пока ты ребенок,
Не мешают во рту удила.

Трубочист

  • «Встретить трубочиста — к счастью»
  • Народная примета.

Отразившись блеском золотым,
В глянцевом асфальте тротуара,
Улыбаясь кленам молодым,
Пробежало утро по бульвару.

Город после ливня свеж и чист,
Будет день, наверное, погожим,
И на крыше дома трубочист
Дарит счастье заспанным прохожим.

Задевая шляпой облака,
В странном, перепачканном наряде,
Он, хотя и смотрит свысока,
Нет высокомерия во взгляде.

Он на крыше с самого утра,
Очищает трубы щеткой гибкой,
А туристы, головы задрав,
Трубочиста радуют улыбкой.

Заменить не смог его прогресс,
Только он на это не обижен,
Ведь с высокой крыши до небес,
Пусть чуть-чуть, но все-таки поближе.

И на фоне нежной синевы,
Силуэт его легко заметен,
В черной саже с ног, до головы,
Но с душой, белей всего на свете.

Зря не станут люди говорить,
Счастье дарит тот, кто чист душою,
И наверно, чудо сотворить
Трубочист способен небольшое.

Так пускай повсюду, там и тут
Трубочисты сажу с труб сметают,
И быть может, счастье обретут
Все, кому его так не хватает.

Нэлля АМИНОВА

  • Занесло меня с юга на север
  • В красоту левитановских мест.
  • Те же здесь одуванчик и клевер
  • Расселились на землях окрест.
  • Но природа, конечно, другая:
  • Ели, сосны, рябины вокруг,
  • Хороводы березок, играя,
  • В глубь лесную тебя завлекут.
  • И черемухи белая кипень,
  • Что растет у меня под окном,
  • И отжившие век свой липы
  • Сторожат старый барский дом.
  • Все мне нравится: тишь лесная,
  • Ветры буйные зимних вьюг
  • И летящая осенью стая
  • Журавлей, устремленных на юг.
  • Полюбила я край мой новый
  • И привыкла давно. Но вдруг…
  • Донесется запах знакомый
  • И на миг все сомкнется в круг.
  • Наша память и запахи связаны,
  • Так бывает – дохнет ветерком,
  • Юность вспомнишь и встречи под вязами
  • Или вспомнишь родительский дом…
  • Вспомнишь горы далекие снежные,
  • Маки алые, шум быстрых рек,
  • Гладь воды Иссык-Куля безбрежную…
  • Но стремителен времени бег.
  • …Я дышу тихим вечером нежным,
  • По тропинке неспешно идя,
  • А душа, вспоминая о прежнем,
  • Вдруг всплакнет тонкой струйкой дождя.

«Старицкий вестник» и «СТИХиЯ» — 20 лет вместе!

Старицкая земля издревле богата талантами, благоволит творчеству. Не случайно в нашем краю великий Пушкин создал самые сильные, самые проникновенные свои творения.

И на страницах районной газеты «Верный путь» традиционно публиковались произведения авторов — не только Старицы и района, но и всего Верхневолжья — проза, поэзия, критика…

Редакторы были строги, но справедливы: передовицу и главное место закономерно отдавали темам сельского хозяйства, промышленности, социальным, политическим вопросам — всему, что волнует и заботит горожан и сельчан. Но все же на полосе находился уголок и для «лирического отступления». А иной раз и целая полоса отдавалась крупному, значимому, солидному литературному произведению, которое было достойно того, чтобы познакомить с ним читателей.

Так, в газете «Верный путь» № 95 от 9 августа 1988 года была помещена поэма «Возвращение к земле», принадлежащая перу вышневолоцкого поэта Владимира Соловьева.

  • Земля не даст нам урожай сама,
  • Она проснется зоревою ранью,
  • И ждет, как мать от сыновей — ума,
  • И ждет она заботы и старанья…

1 января 1992 года «Верный путь» сменил название на «Старицкий вестник». Помните, какое было время? «Время стрессов и страстей», споров и вопросов: «Кто виноват и что делать?» Страну лихорадило, газета думала, как будет жить, какую линию вести дальше. Но, тем не менее, традиция — публиковать образцы творчества местных авторов, — поддерживалась даже и тогда.

Вот «Старицкий вестник» № 28 от 7 марта 1992 года. Перед нами полноценная и полновесная «Литературная страница» и ее авторы — наши земляки, горожане и сельчане Николай Дроздов, Ольга Сухолина, Антон Максименко… И — Оксана Кряжова… Настоящее, широкое, светлое окно в мир вдохновения!

1995 и 1996 годы выдались особо «урожайными» для «Старицкого вестника» в творческом плане. Буквально в каждом номере (а выходила газета дважды в неделю — в среду и пятницу) присутствовали рубрики «Творчество местных авторов», «Литературная гостиная». Наполнялись они чаще всего стихами или короткими рассказами, а также небольшими эссе, посвященными классикам и современникам.

В 1995 году полностью сформировался и расцвел поэтический дар Оксаны Кряжовой. Это событие можно считать знаковым в летописи творчества старицких поэтов, в истории сотрудничества «Старицкого вестника» и наших авторов. Стихи Оксаны стали украшением рубрики.

  • Я хочу вместе с ветром лететь над землей,
  • Я хочу вместе с песней лететь над страной,
  • Чтобы горе и радость со всеми делить,
  • Я хочу во весь голос на весь мир говорить!

Это стихотворение Оксана написала, когда ей было 12 лет. В 1995 году молодой поэтессе только-только исполнился 21 год. Все силы, которые ей удавалось сберечь в борьбе с тяжелейшей болезнью, она отдавала творчеству.

  • Пусть снова веют ветры злые,
  • На части рвут мою страну.
  • Не уходи от нас, Россия,
  • В слепую даль, в глухую тьму…

Сама Оксана уйдет от нас 22 июня 2009 года. Останется маленький авторский сборник — и богатое наследие стихов — проникновенных, трагических и светлых…

Одним из постоянных гостей рубрики «Творчество местных авторов» в 1995 году был Александр Волнухин. Сейчас мы знаем Александра Яковлевича как маститого краеведа, серьезного исследователя, общественного активиста, создателя великолепного музея рода Корниловых в Рясне. А тогда, в 1995-м, он — автор стихов, посвященных серьезным событиям, трагедиям, разорвавшим сердца и души россиян:

  • Убит и Холодов, убит и Листьев,
  • Убит и Александр Мень.
  • Кровавый дождь по всей России брызжет
  • Без остановки каждый день…

В унисон звучат и голоса молодых авторов, неравнодушных к судьбе родной земли. Свое слово сказали Светлана Санадирадзе, Екатерина Чубур, Наталья Зайцева…

В этом же, знаковом 1995 году, в число постоянных авторов «Старицкого вестника» вошла Елена Цветкова с простыми, доступными и проникновенными стихами.

  • Про утро много песен спето,
  • И много сказано стихов,
  • Но это — на закате лета,
  • Оно прекрасно, нету слов!

Пришли другие времена, взошли другие имена… И очередные даты, ставшие ключевым в дружбе поэтов, прозаиков и «Старицкого вестника» — 2000 и 2001 годы, когда читателям открылись имена Надежды Веселовой, Галины Филипповой, Маргариты Богомаз…

  • Ветер чуть слышно в березах шумит:
  • «Ничто не забыто, никто не забыт».
  • Вечная слава героям Отчизны,
  • Что за неё свои отдали жизни!
  • (М.Богомаз. «У братской могилы»).

Надежда Веселова написала свое первое стихотворение в апреле 2001 года. А 14 июля того же года состоялся ее поэтический дебют в газете «Старицкий вестник».

  • Хочу до звона слушать тишину,
  • С дыханием земным навечно слиться.
  • Я радуюсь, ликую и горжусь —
  • Мне повезло сейчас и здесь родиться…

При активном участии Надежды рубрика «Творчество местных авторов» выросла, развилась и сформировалась в яркую, интересную, содержательную «Литературную страницу».

В 2003 году родилось литобъединение «СТИХиЯ» под председательством Надежды Веселовой. «Друзья, прекрасен наш союз!» Вот авторы первой «СТИХИИ»: Валентина Прокофьева, Маргарита Богомаз, Мира Соловьева, Оксана Кряжова, Тамара Петунина, Александр Козлов, Татьяна Борина, Алексей Бурлаков, Зоя Кузнецова, Елена Цветкова, Галина Филиппова, Надежда Веселова, Валентина Громова, Ольга Мальцева, Венена Петровская, Юрий Кузнецов…

А 6 августа 2004 года увидел свет первый выпуск литературного приложения к газете «Старицкий вестник» — знаменитая «СТИХиЯ».

В октябре 2015 года старицкое творческое объединение «СТИХиЯ» отметило 12-й день рождения. Для человека это возраст детства, для сообщества поэтов — возраст очень серьезный. Много прожитых лет, много написанных, выстраданных стихов, и среди них — самые яркие, самые дорогие сердцу — о своей малой родине.

  • «Где родился — там сгодился»
  • В жизни часто слышу я.
  • В том краю, что часто снился,
  • И живет душа моя…
  • (Н.Веселова).

Теперь старицких поэтов хорошо знают не только на тверской земле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, многих русских городах, на Украине, в Голландии, Сербии, Германии и даже в США. А главное в нашей работе — объединение поэтов, молодых и старых, начинающих и опытных, единение неравнодушных людей, где самым главным являются, конечно же, стихи — хорошие и разные. В активе объединения — более ста книг — авторских сборников, альманахов… За эти годы членами Союза писателей России и Союза российских писателей стали Александр Кашин, Надежда Веселова, Валентина Громова, Венена Петровская. Всегда и всюду с нами поэт, почетный гражданин Старицкого района Александр Козлов, наша «стихийская мамушка», автор гимна Старицкого района Валентина Прокофьева. Всегда готовы к творческим свершениям, стараются передать молодым свой опыт Зоя Кузнецова, Галина Филиппова, Тамара Петунина, Елена Цветкова, Борис Максимов, Аркадий Корнилов, Алексей Кубрак, Иван Попков… Наши участники и неизменные творческие партнеры, сподвижники по всем проектам — бард Светлана Мурычева и художник Ирина Мухина. Активно нас поддерживает председатель Тверского регионального представительства Союза российских писателей Сергей Гонцов. Уверенно звучат молодые и сильные голоса Ольги Дейнега, Михаила Кривицкого, Михаила Шарапова, Татьяны Ткаченко, Екатерины Вихровой, Екатерины Тузовой, Игоря Таджидинова, Андрея Позднякова — и многих, многих других… Кого сейчас не вспомнила — сердечно прошу прощения — за 12 лет «СТИХиЯ» значительно расширила границы и уже просто выплескивается из берегов! Нас — постоянных авторов и тех, кто сотрудничает с объединением — жителей других городов и весей — уже более 30 человек.

В «Старицком вестнике» в тематической рубрике «Курьер культуры» всегда находится место для материалов, посвященных «стихийным» мероприятиям. А мне, автору этих строк, выпала честь быть сотрудником газеты и, благодаря этому, уникальная возможность всегда находиться в гуще творческих событий.

А начиналось все два десятка лет назад — на страницах газеты «Старицкий вестник»…

Спасибо от всей души, дорогие друзья и коллеги!

И с юбилеем!

  • По страницам газеты путешествовала Ольга ПРИХОДЬКО,
  • корреспондент «Старицкого вестника», руководитель творческого объединения «СТИХиЯ».

Осень, осень на дворе…

Не за горами октябрь. Унылая пора. Природа увядает и безмолвствует. Короче становится день. Солнце с каждым днем бледнеет. Только оно встанет, пройдет по краю неба и сразу спешит скрыться за горизонт. Изо дня в день золотеют деревья. Сбрасывают свой наряд осины, березы, клены и липы. Иногда они так густо покрывают землю, что идешь, как по пуховой перине.

Вдали ели и сосны прощаются с березами, а высокие осины возвышаются красной шапкой над лесом.

Дожди идут все чаще и чаще. Птицы почуяли холод. Куры не купаются в пыли и не бегают по улице, а словно замерли на одной ноге, — изредка переваливаясь на другую, поворачивают голову, с испугом смотря на то, что происходит вокруг них.

Улетают на юг птицы. Галки собираются на поле, как бы совещаясь о будущей жизни. Иногда они покрывает все небо и, если посмотришь на деревья, то они от птиц кажутся черными.

Но вот все чаще падают туманы. Воздух пропитывается сыростью. Становится прохладно. С утра до вечера моросит мелкий дождь, ветер, холод.

Застыли от холода все пауки. Сети их сбило ветром и дождями. Но самые лучшие сети, на которые пауки не пожалели лучшего своего материала, остались невредимы в дни ненастья и продолжали ловить все, что только способно было двигаться в воздухе.

Летали теперь только листья, и так попался в паутинку очень нарядный, багровый, с каплями росы осиновый лист.

Ветер качал его в невидимом гамаке. На мгновение выглянуло солнце, сверкнули алмазами капли росы на листе…

С каждым днем чувствуется приближение зимы. Наступает перемена погоды.

Небо тяжелое и такое низкое, что если посмотришь на заре в лесу, кажется вот только на елках и держится…

Постепенно мороз сковывает землю.

Если посмотришь на прежнее озеро, то вместо него виднеется черное пятно в ледяном кольце, и каждый день кольцо сжимает все сильней и сильней черную воду в белых берегах…

Людмила МАТВЕЕВА, станция Старица.


Вобрав все краски бытия…

Александр КАШИН

  • Мы уходим, надолго оставляя дела,
  • а потом по осколкам ищем, где же была
  • та хрустальная ваза — вовсе не на продажу —
  • о которой ни разу и не вспомнили даже.
  • В ней — мечты, о которых умудрились забыть,
  • и в бессмысленных спорах: быть нам или не быть —
  • под бренчанье гитары разбрелись, кто куда,
  • порастратили даром золотые года.
  • Захлебнёмся обидой: не дожить нам до ста…
  • А под вазой разбитой, как дыханье, проста,
  • серой пылью покрыта голубая мечта.

Валентина ГРОМОВА

  • Дайте палитру простой акварели,
  • В ней бирюзовое доброе утро,
  • Сеткой на глобусе синь параллелей,
  • Небо рассветное в тон перламутра.
  • Ярко-оранжевым — тёплое солнце,
  • Ниткой жемчужной — роса в паутине,
  • Кипенно-белая шторка в оконце,
  • Пёстрою стайкой дрозды на рябине.
  • В серо-холодных оттенках — надменность,
  • В чёрных — отчаянный облик печали.
  • В мутно-болотных — упрямство и вредность,
  • Разве Вы этого не замечали?
  • Ваши черты я раскрашу туманом,
  • Зыбким, прозрачным, куда-то плывущим.
  • Там, где, по-моему, будут изъяны,
  • Дымку прозрачную сделаю гуще.
  • Чуть затемню розоватые тени,
  • Контур лица обозначу штрихами.
  • Скрою альковы в ажурном сплетенье…
  • А о любви расскажу Вам стихами.

Венена ПЕТРОВСКАЯ

  • Вереск лилово-розов.
  • Неба голубизна.
  • Ни одного вопроса
  • к жизни, реалу, снам.
  • И воспаряешь сердцем
  • над разнобоем лет.
  • Знаешь от жизни средство.
  • А вот от смерти — нет.

Надежда ВЕСЕЛОВА

  • Чем дальше от рождения, тем ближе
  • Конечный путь — начало всех начал.
  • И там, среди румяных яблок, вижу,
  • Как падший ангел рубит сад сплеча…
  • А в белом кто-то мирт окрест сажает,
  • Для несвятых окучивает лавр…
  • И лошадь в муках мальчика рожает,
  • И нарекает именем Кентавр.
  • Чем ближе от рождения, тем дальше
  • С химерами родство и рай, и ад…
  • Бери лопату, мой крылатый мальчик,
  • Пойдем сажать земной терновый сад…

Ольга ДЕЙНЕГА

  • …А в облаках —  застынет лето…
  • На небе — звездная метель…
  • Когда Любовь неуловимо
  • Скользнет
  • в распахнутую  дверь…
  • Скользнет без шороха,
  • без шума, —
  • Невидим нам ее приход;
  • Но тот, кого Она коснется, —
  • Навеки счастье обретет!..

Борис МАКСИМОВ

  • Душа созрела для полёта,
  • Вобрав все краски бытия —
  • Осенний лист.
  • А, может, я?..
    • ***
    • Истоки красоты…
    • Взаимосвязь земли и неба,
    • И хлеб приспевшей доброты,
    • И доброта, насущней хлеба.

Неосимволизм на Верхневолжье

Среди поэтов Верхневолжья Венена Петровская занимает особое место. Ее творчество узнаваемо, поэтесса имеет свое лицо, свой почерк, ее стихи — это настоящая поэзия.

Совершенно очевидно определяется и стилевая направленность — можно говорить о проявлении особенностей неосимволизма в ее произведениях.

Для лирики В.Петровской, как и для авторов пост-романтизма и декаданса, характерна философская концепция одиночества. Лирическая героиня Петровской одинока в мире. Почему? Она недостойна мира? Мир недостоин ее? Существует ли конфликт между героиней и действительностью?

Оказывается, мир в восприятии лирической героини таит в себе опасность, агрессию. Так, в стихотворении, которое открывает сборник «Краешек имени твоего», читаем: «но жизнь с коварством хищного зверька» и далее — «мы попадаем в пасти к тишине», «жестокий зверь — полуночная тишь», где тишина, тишь — символы одиночества. Одиночество невыносимо («жестокий зверь»), но оно порождено жизнью («жизнь с коварством хищного зверька»), то есть в одиночестве обвиняется жизнь, судьба.

Мир наполнен ложью, предательством: «тебе солгут», «выменяют на фетиш» (стихотворение «В моем королевстве период смут»), он по-прежнему опасен: «минное поле минных минут — и голова долой», «никому не открываем — вдруг там люди цвета хаки» — в стихотворении «Никаких прикосновений»).

Мир обезличен, сер, бездуховен, меркантилен, лишен гармонии («на тысячу миль в зараженном пространстве бесцветья» — в стихотворении «Привыкнув однажды…», «и жить надоело, когда каждый день против шерсти…», «теряет след смиренный инок на паперти средь кошельков»…, «но люди, люди гибнут за металл»- в стихотворении «Слова идут, как будто горлом кровь»). Это «рай из бетона», где даже рассвет «каменный».

Итак, мир несовершенен, так как в нем нет доброты, любви, истины. Там царит злоба, ложь, корысть, ничтожество, бездуховность.

Но наряду с миром реальности существует и другой, идеальный мир (идея двоемирия характерна для философии декаданса). Идеальный мир — мир грез, сновидений, мечтаний. Поэтому важным мотивом сборника является мотив сна. Сон заменяет героине жизнь:

      • Зря придумала сон,
      • Им заменяла жизнь,
      • им, как никто нигде,
      • лакомилась потом…

(в стихотворении «Зря придумала сон»).

Или: «Гощу себе спокойно в сновиденьях» (в стихотворении «Довоплотиться можно поутру»).

Или: «во сне — реальность» ( в стихотворении «Слова идут, как будто горлом кровь»).

Итак, сон — это символ прекрасного мира, где не надо никого бояться, можно быть самим собой, не надевать маски. Любить и быть любимым.

      • Там перила с перерывом
      • И рисунки на асфальте.
      • Поцелуи у качелей
      • неосвистанной длины…

или:

      • Не торопись. Повремени,
      • Не сразу открывай глаза.
      • Пластинку сна переверни
      • И вещие начни вязать…

Лирическая героиня является связной между мирами. Эта связь проходит через любовь и творчество. Любовь глубокая, всеобъемлющая к герою, который принадлежит снам и Вечности. Он — житель надлунного мира. Она называет его ангелом («никаких прикосновений — ты прости за это , ангел…», «убери от пульса руку — вдруг услышат во Вселенной»…, «Целый месяц нету вести. У Медведиц память девичья. Только нет на небо лестниц»…

Любовь, истина, духовность — там, где живет Он — Небожитель, часто являющийся героине в снах. Оказывается, настоящая жизнь героини — ее внутренняя духовная жизнь, ее подсознание, воспоминания, сны, творчество. («Попробуй объяснить, что я живая», «По вертикали Небо и Земля меняются местами» — в стихотворении «Фигурки песочных часов».)

Вынужденная материально существовать в мире реальности и отвергающая этот мир, считая его временным прибежищем, героиня ощущает себя жительницей совершенного мира. Она — Королева, Золушка, «импрессия Гогена», пост-модерновая экс-Беатриче, ее дом — «все выше, непременно выше…»

Еще одна черта пост-романтизма и декаданса — мотив движения, который порожден желанием героини переместиться из реального мира либо в идеальный, космическое пространство, либо в свое подсознание, внутренний мир, прошлое.

      • Ау, Вергилий, потерялась я.
      • Мне нужно выше, непременно выше.
      • Ау, Вергилий. Я тебя не вижу.
      • Привыкла к пятому, но можно на седьмой.
      • Лишь бы домой… никак не ниже, слышишь?

(стихотворение «Ау, Вергилий! Ты куда ведешь?»).

Или: «Открою форточку — летите сны бумажные…», или «К тем перилам не добраться в летописную капель».

Автор использует либо глаголы движения, либо существительные, вызывающие ассоциации с перемещением в пространстве: лестница, поезд, лодка, карета, ступени и т. п.

Движение останавливается или замедляется, когда героиня оказывается наедине с природой, которая является не только источником радости, необыкновенного восторга, умиления, но и гармонии, которой нет в мире людей. ( «Пчелы зажимают кулачки — носят осень», «А утро солнцем прыгнет на колени — ах, колдовство», «Светились яблоки в ночи», «Солнце скачет по коленям зайцем теплым и пушистым…»).

Природа обожествляется: «Проснется утром шепот птичьей стаи — священное писанье чистит кровь»… или «На ангельском без сурдоперевода воркуют птицы, муркают коты»…

Нередко явления природы, Луна, звезды, солнце становятся действующими лицами ее произведений.

Особенностью поэтики многих стихотворений В.Петровской является обращение ее к символу. Символы, характерные для творчества Петровской:

Тишина. Тишь, пустота — символы одиночества;

Птицы, птичий — символ духовности;

Камень, алые маки — символ горя, потери;

Сон — символ подлинной жизни;

Дожди — символ связи между мирами;

Луна — символ вечности;

Снега — символ печали, постоянно обновляющегося времени;

Вода, река, капель — символ времени;

Лед — остановившееся время.

Для лирики автора характерна также многогранность метафор и ассоциаций. Каждая деталь стихотворений многозначна, является одновременно и элементом реальности, и составной частью сотворенного поэтом воображаемого мира.

Автор великолепно владеет звуковой организацией стиха, используя аллитерации.., ассонанс, внутреннюю рифму, повторы.

Продемонстрируем эти особенности, обращаясь к стихотворению «Светились яблоки в ночи».

      • Светились яблоки в ночи —
      • Луна их светом напоила
      • Иль звезд немых святая сила.
      • Светиться — множество причин.
      • Созвездья тлели в вышине
      • И падали, мгновенно спея.
      • Луны нетленная камея
      • обещана сегодня мне.
      • 2008 г.

С одной стороны, это прекрасный конкретный пейзаж августовской ночи в яблоневом саду с падающими яблоками и звездами. Используются метафоры: «Светились яблоки в ночи», «созвездья тлели в вышине», олицетворение: «Луна их светом напоила иль звезд немых святая сила»…, лексика со значением света: «светились», «тлели», «свет», «луна», «звезды», инверсия «светились яблоки». Двойная метафора «созвездья тлели … и падали мгновенно спея» создает образы и созревших тяжелых яблок и падающих звезд, мгновенно сгорающих в вышине. Действительно, великолепная картина светлой августовской ночи.

С другой стороны, глагол «светиться» употребляется не только в значении «излучать свет». но и в значении духовного горения, которое проявляется в творческом вдохновении, в самопожертвовании, любви: «светиться — множество причин».

(Вспомним — «светлая душа, «светлый взгляд», «светиться от счастья»). Поэтому следующий ассоциативный ряд связан с темой творчества. Мы понимаем, что плоды, падающие к ногам, — это не только созревшие яблоки, но и плоды творчества, которые приносит в дар людям лирическая героиня. За это в награду ей обещана вечность: «Луны нетленная камея обещана сегодня мне».

Кроме того, яблоко — это символ любви, соблазна, причем любовь одухотворена, ведь яблоки напоила «звезд немых святая сила». Так в стихотворении незримо присутствует Он, которого, возможно, ждет героиня в ночном яблоневом саду и который обещал подарок — камею Луны.

Таким образом, помимо пейзажной зарисовки, в стихотворении выявляются два ассоциативных ряда, один связан с темой творчества, другой — с темой любви.

Эти ассоциации подкрепляются и звуковой организацией стиха: автор использует аллитерации: СветилиСь, Светом, звеСт, Сила, Созвездья, Спея, Сегодня — звук С- это звук света.

Звук Т (Тлели, неТленная) — звук творчества. Звук Л (ябЛоки, Луна, напоиЛа, тЛеЛи, падаЛи, нетЛенной) — звук любви.

Строки гармонизируются и при помощи внутренней рифмы- СВЯтая, СВЕтиться; ТЛЕли, неТЛЕнная.

Звукопись, повтор «светились», внутренняя рифма придают музыкальность стихотворению.

Таким образом, в творчестве В.Петровской действительно наблюдаются черты неосимволизма: философская концепция одиночества, обращение к идее двоемирия, своеобразный характер лирической героини, обращение к символу, многогранность ассоциаций, музыкальность лирики.

Наталья ТЕРЕХИНА.


12 месяцев «СТИХИИ»

ЯНВАРЬ

Надежда ВЕСЕЛОВА

      • Мороз и солнце. Просто чудеса!
      • Не написать, как Пушкин. Просто — ух, ты!
      • Сомкнули ели лапы в небесах,
      • Просунув их сквозь облачные муфты.
      • А облачки — раз, два… Да вот и все.
      • Вот так всегда! Как холодно — раздеты.
      • А там, вдали, едва приметных сел
      • Лишь только нам понятные приметы.
      • Трещит мороз, аж за душу берет.
      • И воздух так прозрачен, как хрустальный.
      • Куда ни глянь — назад или вперед,
      • Бескрайний лес, за ним поселок дальний.
      • Закутался подолами зимы,
      • И закурил — из труб дымы косые.
      • Да мало ли таких вот горемык,
      • Приткнувшихся к завалинке России.

ФЕВРАЛЬ

Евгения НЕЧАЕВА

      • На поезде в Тридцать первое февраля
      • уеду, одна, это будет лишь мой день,
      • Где в белых рубахах стоят старики-тополя,
      • и каждый вокруг себя водит за ручку тень.
      • Спокойно и тихо, совсем никаких машин.
      • И я полной грудью дышать научусь там.
      • А женщин кошачьи улыбки и их мужчин
      • Забуду, сотру, удалю, в архив сдам.
      • И я поброжу-поскриплю по крахмалу троп,
      • а завтра весна сварит из него кисель.
      • И солнце подарит мне рыжих веснушек сноп.
      • Я на диктофон запишу первой пташки трель.
      • И хмурые сумерки потушат пожар дня.
      • Домой. Но клянусь, что завтра куплю вновь
      • билет на маршрут «Тридцать первое февраля»,
      • но ходит туда только поезд моих снов.

МАРТ

Аркадий КОРНИЛОВ

      • Море счастья, долгой жизни,
      • Океан любви святой
      • В этом мире, столь капризном,
      • Пронесите вы с собой.
      • Пусть и в праздники, и в будни,
      • А особо — в Женский день
      • На душе у вас не будут
      • Ни печаль, ни злость, ни лень.
      • Пусть вам будет, что хотите.
      • Пусть хлопот вам будет мизер.
      • Смейтесь! Радуйтесь! Любите!
      • И смотрите телевизор.

АПРЕЛЬ

Зоя КУЗНЕЦОВА

      • Весна гоняла лед по лужам,
      • Капелью брызгала на нос,
      • И под забором, чуть простужен,
      • Обгавкивал прохожих пес.
      • А сквозь открытое окошко,
      • Навстречу свету фонаря
      • В душе картавили немножко
      • Высокий «я» и низкий «я».
      • Бог знает, что они делили,
      • Переходя порой на спор.
      • И то ругали, то хвалили,
      • А то встревали в разговор.
      • И воробьи азартно пели,
      • Случайно попадая в такт.
      • И сердце таяло в апреле —
      • Не от любви…
      • А просто так.

МАЙ

Александр КАШИН

      • Цвет осыпается с яблонь.
      • Сад наш как будто в снегу…
      • Если б все снова, то я бы
      • Все повторил на бегу.
      • Той же помчался дорогой
      • В сонме неясных планет.
      • Так же двурогий и строгий
      • Месяц светил бы мне вслед.
      • Также однажды случайно,
      • Всех в новой жизни любя,
      • Встретил бы взгляд твой печальный,
      • Не узнавая тебя.
      • Но воедино слились бы
      • Наши с тобою пути…
      • Пусть повторится все
      • Лишь бы
      • Мимо тебя не пройти.
      • С яблонь цветы облетают.
      • В мае пурга, как всегда.
      • Только снежинки не тают.
      • Тают, как льдины, года.

ИЮНЬ

Тамара ПЕТУНИНА

      • Ты — земля моя да сторонушка:
      • Синь озер и рек пью до донышка!
      • Сердцем слушаю песнь соловушки,
      • Преклоню пред ним я головушку!
      • Ох, и реченька — Волга быстрая,
      • Словно зеркало — Воды чистые!
      • Берега твои по бокам лежат,
      • Город Старицу и меня хранят!
      • Пусть живет в веках, всюду славится,
      • Ты — любовь моя — Город Старица!

ИЮЛЬ

Венена ПЕТРОВСКАЯ

      • Ветер встряхивает коврик
      • Одуванчиковой глади,
      • Взбаламучивает море
      • Трав живительного цвета.
      • И чего бы это ради,
      • Если мы сегодня в ссоре,
      • Нежность спелых виноградин
      • Легкомысленнее лета…
      • Нескончаемые петли
      • Травяного сухостоя.
      • Непокорна дешифровке
      • Вязь природного письма.
      • У тебя желанья нет ли
      • Осознать, чего ты стоишь?
      • Почерк божией коровки
      • Прочитаю я сама.

АВГУСТ

Ольга ПРИХОДЬКО

      • Август алым лежит на виноградных плетях,
      • Растворился в листве солнца тугой призыв,
      • И подарком судьбы на окончанье лета
      • Стало тихое утро после ночной грозы.
      • Отворили алтарь и отслужили требу.
      • Подновили лазурь, золото и киноварь,
      • Но под цвет своих глаз я подбираю небо,
      • Чтобы выровнять крен и перейти в сентябрь.

СЕНТЯБРЬ

Елена ЦВЕТКОВА

      • Брызжет красками сентябрь,
      • Растекаясь бабьим летом.
      • Клен горит лесной маяк, —
      • Зажигаясь желтым цветом.
      • Красным цветом жжет рябина,
      • Наклоняясь до земли.
      • Лето теплое уносят
      • С грустным криком журавли.
      • Остается ель зеленой,
      • Небо — светло-голубым.
      • Низко стелется по лугу,
      • Чуть ломаясь, горький дым.
      • Расплела береза косы,
      • Свадьбы водят хоровод.
      • По утрам седые росы,
      • Осень в путь с собой берет.
      • Так уверенно шагает,
      • Взяв за руку желтый цвет.
      • И выводит к горизонту,
      • Жгучий сентября рассвет.

ОКТЯБРЬ

Ольга ДЕЙНЕГА

      • То темень, то зарница,
      • Вновь в ставни дождь стучится
      • И хлопает калитка —
      • В потемках — невидимка…
      • Осенней, зябкой ночью, —
      • Ярки созвездий гроздья,-
      • Лови их свет в ладони
      • За пеленой дорог.
      • Дождь серебром укутал
      • Весь спящий мир,
      • И смолк.
      • Ты вышла на тропинку,
      • Ведущую от дома —
      • Места, где все знакомо,
      • Любимо с детских лет.
      • Несложные ответы.
      • Исчерпаны вопросы.
      • Но есть еще минутка —
      • Чтоб выполнить обет…
      • Склоняясь над рекою
      • Грустят о чем-то ивы;
      • Пожухли в поле травы,
      • Мир инеем блестит.
      • Я знаю, что устала,
      • что может быть —
      • не стоит…
      • Но вновь сюда вернулась, —
      • …Миг с привкусом конфет…
      • …Подует мятный ветер
      • Сквозь памяти столетья
      • Укутает как шалью —
      • Уютом и теплом…
      • Ты знаешь все на свете,
      • И больше нет в Нем тайны…
      • Но хочется, как прежде, —
      • Не думать ни о чем…
      • …Я возвращаюсь к свету,
      • Деленному с друзьями…
      • Вот — телефонный номер,
      • Прочтенный
      • Наизусть…
      • И может — неизбежно.
      • А может быть, —
      • Случайно…
      • Я открываю Книгу
      • На оглавленье
      • «Путь»…

НОЯБРЬ

Валентина ГРОМОВА

      • Растопите камин,
      • Не жалейте березовых дров.
      • В ноябре вечера
      • Непросительно хмуры и слепы.
      • Затянувшийся сплин
      • Не спешите принять за любовь.
      • Неуместна игра.
      • Объясненья смешны и нелепы.
      • За окном круговерть —
      • Не поймешь, то ли дождь, то ли снег.
      • Синий плюшевый плед
      • Так уютно укутает плечи.
      • Можно просто смотреть
      • И не чувствовать времени бег…
      • Между «да» или «нет»
      • Утекает растерянный вечер.
      • В отраженье зеркал,
      • Что давно и отчаянно врут,
      • Иллюзорность проблем
      • Растворится в раскаянье ночи.
      • Только ты опоздал,
      • На немыслимых десять минут.
      • -Ухожу. Насовсем.
      • Не ищи.
      • (Вместо подписи прочерк).

ДЕКАБРЬ

Александр КОЗЛОВ

      • По первому снежку
      • следов твоих стихи
      • Рисует мне сегодня непогода.
      • И я по ним иду,
      • сверяя на ходу
      • Души полет
      • с тобою и природой.
      • Но эту пару строк
      • закончит твой порог,
      • Оставив в сердце
      • только многоточья.
      • Счастливая судьба,
      • или печальный рок?
      • Гадай, не разгадать.
      • Нет полномочий.
      • По точкам я хожу,
      • в следы твои гляжу,
      • Надеясь на стихи,
      • или на чудо.
      • Но каждый новый след
      • дает не тот ответ,
      • Но нужный я искать,
      • конечно, буду.
      • И пусть десяток лет,
      • Читаться будет — « нет»,
      • Но, все же, и тогда
      • услышать слово — «да»
      • Из уст твоих
      • в мечтах я не забуду.
      • Спасибо первый снег,
      • что после летних нег
      • Моей судьбе
      • пришел ты на подмогу.
      • По тем следам иду,
      • любовь догнать смогу,
      • И будет с ней
      • совместная дорога.

«…Как в юности, в душе бушует май»!

Старицкая поэтесса Галина Филиппова —  одна из тех, кто стоял у истоков литературного объединения «СТИХиЯ». Ее произведения давно полюбились читателям. И это не случайно: автор говорит в них о самом главном для каждого человека: о красоте милой сердцу Старицы, о любви, радости материнства, о детстве, раскрывает секреты счастливой жизни.

По стихам Галины можно составить поэтическую экскурсию по нашему городу: так насыщены они узнаваемыми деталями, так дышат теплотой, искренней душевностью:

      • Прохожу детства давнего улицей,
      • Где дома утопают в сирени,
      • Где на лавочках бабушки жмурятся
      • И воркуют, забыв о мигрени….
      • Детства улочка — домики тесные,
      • Судаковы, Пучковы, Томилины.
      • Старичанка знакомая, местная —
      • Сохранение русских фамилий!

Давайте и мы пройдемся по улочкам детства вместе с Галиной, посмотрим ее глазами на знакомые уголки Старицы:

      • Вот церковь, здесь была пекарня.
      • Под маковками старых куполов
      • Витал дух хлебный, первозданный,
      • Из таинства прадедовских веков…

От Никольской церкви, в которой размещалась пекарня, поднимемся вверх по «тихой улочке Красноармейской»:

      • И ты, мой старый дом, …
      • Весь в белой кипени дичающей сирени,
      • Где пели соловьи, пророча нам взросленье.
      • Мой старый дом, окошек теплыми глазами
      • Ты смотришь в сердце, в памятные дни…

А вот и городской сад:

      • Заросшие аллеи городского сада
      • И мхом покрытые ступени…
      • Горсад был молодым когда-то,
      • Дурманил запахом сирени…
      • Я помню скрипы лодочек-качелей,
      • Веселый смех и вздох испуга.
      • И ярко крашеных оленей карусели,
      • И лавочку, где мы нашли друг друга…

Как просто, непритязательно, душевно рассказывает автор о том, что памятно и дорого для каждого старичанина! Как гордится она историей родного города в стихах «Величальная». «Вечерний город», «Вечная Старица», как восхищается прелестью родных мест!

      • Люблю свой город в сумраке вечернем,
      • Когда на купола легли устало тени,
      • Прикрыв их светлый, девичий наряд,
      • И алой ленточкой прощается заря…

Вместе с лирической героиней любуемся и мы верхневолжскими пейзажами: жарким июльским полднем в Змеевых Горках, золотистым нежным первоцветом и вековыми елями Берновского парка, кипенным нарядом вишен-невест, кострами красных рябин и огненными кленами возле монастырской ограды. И кажется, эти заповедные уголки пропитаны особыми запахами —  запахами детства:

      • Напоит родная
      • Свежим молоком,
      • Оботрет ладошки
      • Чистым рушником.
      • Позовут с прогулки
      • Пироги с вареньем,
      • Улыбаясь, папа
      • Усадит на колени…
      • Запах детства сладкий
      • До сих пор в том доме.
      • Перед ним склоняюсь
      • Я в святом поклоне.

Одной из главных ценностей автора является семья. Мать, отец, бабушка, сын и дочурка — им посвящены самые глубокие, искренние строки.

      • Прохладной, звенящей зарею,
      • Косицу убрав под платок,
      • Бабуля колдует с квашнею,
      • На булке крутя завиток.
      • И запах сытой каравая
      • Витает у светлых икон.
      • Хлеб щедро нарезан от края
      • И щедрой рукой подсолен.
      • Домишко бабулин, не бедствуй,
      • Будь в белых и красных цветах.
      • Спешу прикоснуться я к детству,
      • Но жаль,
      • Только в снах, только в снах…

Самая главная радость для женщины, конечно же, дети. Лирическая героиня Галины Филипповой —  прекрасная мама. Сколько любви и нежности в трогательных стихах, посвященных малышам!

      • Светлана, Светик, Светлячок,
      • Как заветный маячок…

Или:

      • Подрастай, сынишка, подрастай.
      • Над тобою теплый месяц май.
      • Пусть хранит тебя созвездие Тельца
      • На дорожке от родимого крыльца.

Чутким взглядом замечает героиня, как взрослеют, набираются сил, начинают свой путь сынок и дочка. И конечно же, тревожится, предостерегает от ошибок, дает уроки добра, учит быть счастливыми. И как мудры эти уроки!

      • Дочь, шагнув с родимого порога,
      • Не ошибись и не наделай зла.
      • Зови в подруги солнышко и лето.
      • Купайся в светлых брызгах родника,
      • И озаренная лучом рассветным,
      • Цени друзей, умей прощать врага…
      • Повторяет и бабушкины заветы:
      • — Бог с тобой, девица!
      • Ты трудись и не ленись
      • Не зови напасти,
      • Не желай другому худо
      • И прибудет счастье.

Оказывается, секрет счастья прост: надо жить в согласии с окружающими, в ладу со своей совестью, уметь любить и прощать, понимать и поддерживать близких, принимать жизнь такой, какая она есть. Эти уроки, эти заповеди могут послужить напутствием каждому ребенку.

Для любого поэта, тем более поэтессы, очень важна тема любви. Но какая разная эта любовь! Первое, робкое только зарождающееся чувство двух взявшихся за руки подростков в далекой юности, предчувствие его, и пылкая ликующая страсть, и тихое семейное счастье, ласковое прикосновение родных рук, и горькое прощание, расставание.

      • По тоннелю бежать
      • За полоскою света.
      • Через лес, через ров,
      • Без сандалий, одежек,
      • Словно в омут — в любовь!
      • …И в пупырышках кожа…

Или:

      • Игривой кошкою устроюсь на коленях,
      • Прильну доверчиво к покатому плечу.
      • Тепло и свет весенних гроз и сновидений
      • Родной, с тобою лишь я повторить хочу.

Или:

      • Вновь горе — разлука стоит у порога.
      • Напрасные слезы — смахни.
      • Меня ждет работа, тебя ждет дорога,
      • А сердце? Боли — не боли.
      • Уедешь. Закружат дела и заботы.
      • Как ночи без сна нелегки…

Многие ее стихи — это гимн женщине, умеющей любить, ждать, быть верной. Быть маяком и опорой в трудную минуту. И Ярославной, И Пенелопой, И Ассоль…

      • Надеяться,
      • Любить
      • И верить,
      • Вот доля женщины
      • На все века.
      • Терпеть,
      • Страдать,
      • Мечту лелеять,
      • С надеждой ждать
      • Заветного звонка.
      • Как Ярославна
      • Плакать на забрале,
      • Как Пенелопа
      • В утро провожать,
      • Как Евдокия
      • Тосковать в опале
      • И как Ассоль
      • О парусах мечтать.
      • Я — женщина,
      • И потому
      • Свой крест по жизни
      • Пронесу я,
      • Не злясь,
      • Не проклиная всуе,
      • И верю,
      • И надеюсь,
      • И люблю я!
      • Этой женщине действительно многое дано. И Возлюбленная, и Хозяйка, и Мать, и Фея, очаровывающая волшебными звуками поэтической флейты.

Произведения Галины музыкальны, некоторые из них стали песнями: «Мамы моей тепло», «Я возьму с собой в новый век», «Соло судеб», «Сестренки мои», «Дочки — матери», «Наша малая родина», «Как долго мы не виделись, друзья!», «Мой декабрь» и другие.

Галину знают и как прозаика- публициста. Читатели оценили ее очерки о путешествиях по дальним странам, в которых она знакомит не только с местным колоритом, историей, культурой, кухней, но и с особенностями менталитета европейцев. Очерки проникнуты юмором, легкой иронией, читаются с большим интересом.

Несомненно, Старицкая земля богата талантами. Особый талант Галины Филипповой, — видеть прекрасные мгновения в серой обыденности, уметь ценить их, уметь быть счастливой и благодарной за каждый прожитый день, за те простые радости, которые окружают нас. Поэтому ее поэзия светла и чиста.

Мы ждем встречи с новыми произведениями, с новыми лирическими открытиями. Впереди — долгий плодотворный путь любви, поэзии, музыки, счастья. Попутного ветра тебе, Галина, на этом пути! Пусть по-прежнему в твоей душе бушует май!

Наталья ТЕРЁХИНА.


23 октября 2014 года Старицкому творческому объединению «СТИХиЯ» исполнилось одиннадцать лет. Для человека это возраст детства, для сообщества поэтов — возраст очень серьёзный. Много прожитых лет, много написанных, выстраданных стихов, и среди них — самые яркие, самые дорогие сердцу — о своей малой родине.

      • «Где родился — там сгодился»
      • В жизни часто слышу я.
      • В том краю, что часто снился,
      • И живёт душа моя.
      • Где легенды и преданья
      • Воскрешают пульс времён.
      • Там, где память твёрже камня,
      • Где забытых нет времён…
      • Где с малиновым рассветом
      • Росы падают в траву.
      • Там, где я, по всем приметам
      • Очень счастливо живу…

Эти ставшие уже любимыми строки принадлежат Надежде Викторовне ВЕСЕЛОВОЙ. Надежда — один из организаторов и десятилетний руководитель литературного объединения «Стихия», член Союза писателей России, коренная старичанка.

Ей мы обязаны тем, что старицких поэтов хорошо знают не только на Тверской земле, но и в Москве, Санкт-Петербурге, многих русских городах, на Украине и в Германии и даже в США. Надежда главным в своей работе считает объединение поэтов, молодых и старых, начинающих и опытных, в единение неравнодушных людей, где самым главным являются, конечно же, стихи — хорошие и разные.

Жизнь Надежды богата событиями, но главное — в 1990 году она вернулась в Старицу — зрелой, мудрой женщиной — и осталась с нами. С любовью к родному краю!

Валентина Ивановна ПРОКОФЬЕВА — ветеран педагогического труда — работала учителем начальных классов, воспитателем.

Стихи стала писать с 2000 года — сначала детские, затем и «взрослые». Любимые темы — большая и малая Родина, красоты природы, тепло и доброта людской души.

Является автором слов гимна Старицкого района.

      • Город наш родной, навек любимый,
      • Славный уголок земли Тверской.
      • Ты для старичан неповторимый,
      • Мы живем с тобой одной судьбой.
      • Земля родная, земля святая,
      • Цвети и крепни каждый год,
      • Свой край любимый прославляя,
      • Да будет счастлив твой народ!

Галина Германовна ФИЛИППОВА — коренная старичанка. Публиковалась с 2000 года в районной и областной прессе. Её стихотворения посвящены красоте родного города, детским воспоминаниям и, конечно же, любви.

На стихи Галины Филипповой тверские и старицкие композиторы очень любят писать песни, наверное, потому, что строки её стихов полны удивительной, ясно слышимой музыкой.

      • Осенняя мольба о тихом снеге,
      • Что ляжет белым благом в лес и поле,
      • Озимого росток, купая в неге,
      • И примет дар зимы земли раздолье.
      • Вокруг царят спокойствие и мудрость.
      • Дожди в который раз сменяют лето.
      • И солнца лик, и синяя подлунность
      • Спешат в закаты, радуют в рассветы.

Член Старицкого литературного объединения «СТИХиЯ» Александр Васильевич КОЗЛОВ — поэт и прозаик, автор поэтических сборников «Отражение взгляда» и «Распутица», книги прозаических миниатюр. Он ярый любитель поэзии гражданской направленности, но не чужд лирики, иногда образуя своеобразный, «козловский» сплав, остро воздействующий на своих слушателей.

      • Жизнь — улица.
      • Движение двустороннее.
      • События сбудутся,
      • Только рули спокойнее.
      • Встречи иль расставания — 
      • Все это расстояния,
      • Время, скорость, желание
      • Сделать там остановку
      • С помощью интуиции,
      • Иль управленья ловкого,
      • Где всем надеждам сбыться,
      • Счастьем поставить точку
      • В хождениях за мечтой,
      • Или продолжить строчку,
      • Может быть, запятой.

Венена Павловна ПЕТРОВСКАЯ. Цитата из автобиографии: «Родилась я на земле Востока, которая почему-то бесцветно именуется географами Средней Азией. Древняя Самаркандская земля — явление уникальное, незабываемое. Незабываема и жизнь в многонациональном Фрунзе — ныне Бишкеке. Навсегда останется в моей памяти Иссык-Куль — высокогорное озеро с удивительно чистой незамерзающей водой … одно из любимых мест на «моем» земном шаре…»

Венена Павловна — член Союза писателей России, автор трех поэтических сборников. Учитель высшей категории, преподает русский язык и литературу в Ново-Ямской школе. Искренне любит свой предмет и своих талантливых ребят.

      • Мой маленький город
      •            у самого края небес,
      • заросший травой,
      •            облаками и пением птичьим.
      • Обычный, мой ангел,
      • обычнее самых обычных…
      • для ветреных,
      • чуть повзрослевших,
      • уставших принцесс…
      • И пусть под ногами
      •            всё время колеблется твердь —
      • у края небес так положено…
      •            и не волнует…
      • он радовать может
      •            уставшую душу больную
      • и учит в глаза его
      •            молча подолгу смотреть…

Валентина Александровна ГРОМОВА — член Союза российских писателей, председатель тверской региональной общественной организации «Берновская осень», вдохновитель, организатор и руководитель потрясающих поэтических встреч!

Валентина Александровна — автор трех книг. В ее активе: стихотворный сборник прекрасных стихов, серьезный проект, посвященный родному краю, воплощенный в сотрудничестве с музыкантом, художницей-графиком Галиной Катрук и великолепная, красочно оформленная книга для детей.

      • Знаете, даже обычная кошка
      • Котят лелеет, кормит и лижет…
      • Так они ближе, так она любит и так жалеет….
      • А здесь — человеческое дитя…
      • А папа с мамой —
      •            Нет, не хотят
      • Спасти, укрыть, для него на части разбиться…
      • Наш хрупкий мир…
      • Ведь может он развалиться,
      • Взорваться, треснуть, рассыпаться в мелкую крошку…
      •  Учитесь, люди,
      •           Опять с котятами кошка…

Александр Афанасьевич КАШИН — член Союза писателей России, профессиональный литератор, неутомимый путешественник и исследователь души человеческой. Он много лет делит свою любовь между Москвой и деревней Баканово Старицкого района.

За годы своей трудовой практики побывал в самых разных уголках нашей Родины: работал в порту на Балтике, на заводах и в научно-исследовательских институтах, трудился в геологических партиях и на больших стройках страны, участвовал в создании ракетных стартов.

Автор семи книг; победитель множества литературных конкурсов; автор песенных текстов.

      • Возвратятся ли когда
      • Пахари из города,
      • Чтобы хлебу быть?
      • Кто вернёт деревню вспять,
      • Чтобы мог мужик опять
      • Русь свою кормить?
      • Кто, когда, какую нить
      • Сможет им восстановить?

Елена Петровна ЦВЕТКОВА родилась в с. Пристень Шебекинского района Белгородской области. После окончания 10 классов Большетроицкой средней школы, в 1976 году поступила в Белгородский механико-технологический техникум. В 1979 году после окончания учебы по распределению приехала в г. Старицу на производственное швейное объединение, где работала мастером закройного цеха, инженером ОТК, старшим мастером.

Много лет отработала в администрации Старицкого района ведущим специалистом архивного отдела.

Стихи пишет со школьных лет. В 2000 году вышел первый сборник стихов под названием «Пройдусь я по росе…», а в 2002 году второй — «Играет лунную сонату ветер…», в 2013 — третий сборник «Жизни панорама…»

Любимая тематика произведений — большая и малая Родина, красота родного края, природа, мир, вера, надежда и любовь.

      • Мгновений этих радостная нить,
      • Научит нас любить и сомневаться,
      • Порой парить и просто мудро жить,
      • Без всех аплодисментов и оваций.
      • И музыку стиха растить в душе,
      • И так писать, чтоб скрипками звучало,
      • И лето бабье подошло уже,
      • А я его еще не отмечала.

Зоя Александровна КУЗНЕЦОВА: «Родилась я в Германии в городе Берлине в 1962 году в семье военнослужащих. И отец, и мать были медиками. Отца перевели служить в Латвию, в Ригу, где я и прожила большую часть своей жизни. Выросла, выучилась, схоронила отца. Закончила Латвийский государственный университет, филологическое отделение. Работала в маленькой районной библиотеке. Когда Латвия получила независимость, наша хорошая жизнь сразу окончилась. Гражданства мы не заслужили, апатридами быть не захотели. В силу разного стечения обстоятельств в 1996 году переехали в Старицу. Удалось найти работу в центральной библиотеке. Первые литературные опыты относятся к началу 90-х годов…» Зоя Александровна — автор поэтического сборника.

      • Свечой гадаю по воде
      • В канун Крещенья,
      • Грядущего приблизив тень
      • И превращенья.
      • Как будто, двести лет назад,
      • Такой же ночью,
      • Я всё не отводила взгляд,
      • Боясь пророчеств…

Тамара Михайловна ПЕТУНИНА. Писать стихи начала с 12 лет, во время учебы в школе-интернате № 2 г. Вышний Волочёк. Печаталась в местной газете.

После окончания средней школы связала свою жизнь с культурой. Работала методистом по детской работе, руководителем кукольного кружка, режиссером народного театра, заместителем заведующей районного отдела культуры в поселке Фирово, библиотекарем сельской библиотеки в Старицком районе. Неоднократно участвовала в конкурсах чтецов, занимала призовые места. Родила и вырастила пятерых детей. В 2014 году выпустила стихотворный сборник «Ромашковый рай».

      • Нет без Волги Старицы,
      • Вместе они славятся.
      • Яркие над ними блещут купола.
      • Колокольной звонницей
      • Тишина наполнится.
      • Слава тебе, Старица, за твои дела.
      • Храмы ввысь старинные,
      • А места былинные,
      • Добрые хозяева ждут всегда гостей.
      • Улицы недлинные,
      • Ночи соловьиные,
      • Старица — ты лучшая часть души моей!

Мира Филипповна СОЛОВЬЕВА родилась в г. Бологое в 1938 году. В 1941 году осталась круглой сиротой. Вышневолоцкий детский приёмник, Ильятинский детский дом (Бологовский район), Ригодищинский детский дом (Бологовский район), 10-ый класс заканчивала в Старицком детском доме, откуда была отправлена учительствовать в Бойковскую семилетку Старицкого района (1958 г.). В 1959 году поступила в Калининский педагогический институт на литфак — училась заочно, а в школе преподавала немецкий язык, пение, русский язык и литературу. Проработала в школе более 40 лет.

В 2001 году после смерти супруга перебралась в город Старицу.

Начала писать стихи и статьи в 1980-х годах в местную газету («Верный путь»). В 2003 г. пришла в поэтический клуб г. Старицы «СТИХиЯ» и появился интерес снова писать о своих впечатлениях.

Награждена грамотой Каблуковских литературных встреч «За творческие успехи в поэзии (2003), дипломом «Новой Старицкой газеты» за серию зарисовок «Человек крупным планом» (2003), благодарственными письмами от «Новой Старицкой газеты» и от Старицкой типографии «За бесценный вклад в общее дело — развитие и процветание независимой прессы» (2004, 2007).

      • Кажется, недавно с детворой весёлой
      • Деревца сажала возле нашей школы.
      • Бойкие мальчишки, девочки-подростки
      • Бережно растили хрупкие берёзки.
      • А теперь на диво выросли, окрепли.
      • Ветер шаловливый нежно ветви треплет… 

Ольга Александровна ПРИХОДЬКО. Журналист, корреспондент газеты «Старицкий вестник», руководитель старицкого литературного объединения «СТИХиЯ». Победитель и призер литературных конкурсов. Активный участник общественных и творческих мероприятий всех уровней.

      • Когда-нибудь все сложится иначе,
      • Когда-нибудь я выплыву на берег,
      • Чтоб заниматься на уютной даче
      • Закатываньем банок и истерик,
      • Гостей незваных чаем угощая,
      • Не сетуя порой под настроенье,
      • Что ты меня не часто посещаешь,
      • Крылатый зверь по кличке Вдохновенье.

Борис Иванович МАКСИМОВ

      • Жужжит полуночная муха — 
      • Ночь полнолунья светла.
      • Яблоки падают глухо,
      • Будят пророчества сна.
      • Радость немыслимой встречи
      • Гаснет в тумане забот.
      • Время, конечно, все лечит,
      • Боль расставанья пройдет.
      • Вовремя сердце согрето,
      • Забыт ожиданий мираж.
      • Ясное бабье лето,
      • Чудный осенний пейзаж.
      • Смахну паутинку сомнений,
      • И, Господи, помоги, — 
      • Дружества добрый гений
      • Встал бы лишь с той ноги.

Алексей Викторович КУБРАК

      • «Я видел сон… Не всё в нём было сном…»…
      • И дерева — их было тыщи три,
      • И облака, в нависшей пустоте,
      • Бежавшие как дети по росе.
      • И та река, текущая внизу,
      • Бурлящая потоками воды,
      • И ветер, дующий мне в лицо,
      • Когда лечу навстречу утренней зоре…
      • Всё это было, но только вот вопрос:
      • Куда исчезло всё, когда я вдруг проснулся?
      • И почему река текла назад?
      • И облака таинственно сверкали?

Говорить о стихийцах можно долго, и это не удивительно. Наши члены — поэты Александр МЕШАЛКИН и Аркадий КОРНИЛОВ, молодые голоса — Екатерина ВИХРОВА и Ольга ДЕЙНЕГА, поэты-барды Михаил КРИВИЦКИЙ и Михаил ШАРАПОВ, исполнительница авторской песни Светлана МУРЫЧЕВА и художник Ирина МУХИНА.

БУДЕМ ЗНАКОМЫ!

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube

Свежий номер — 18 августа


Газета Старицкий Вестник

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости