245! Возраст зрелости и в будущее старт
Старицкая средняя школа. Жизнь многих поколений старичан связана с ней. Да и не удивительно. Это единственная средняя школа в Старице. И ей в этом году исполнилось 245 лет.
Когда-то и я закончила эту школу, а получив педагогическое образование, пришла работать сюда пионервожатой. И уроки вела. Потом эту школу закончили и дочь, и внук.
На большой перемене я давно здесь не была. И вот получилось так, что попала…
Картина, которую я увидела, впечатлила: два юноши сидели в школьном коридоре за переносным столиком и сосредоточенно играли в шахматы. На большой перемене надо отдыхать, а они в шахматы играют… Ну очень интересно стало, и я к ним подошла.
— А мы каждую большую перемену в шахматы играем, — заявили ребята.
Так я познакомилась с Никитой Корзиным и Иманом Зульфикаровым, учениками девятого класса. Никита хочет стать программистом, а Иман с профессией пока не определился. В шахматы они играют с большим удовольствием. За проигрыш — щелбан.
Интересные ребята… И я решила пойти к директору школы, разузнать побольше об учениках, учителях, о том, как живет школа.
У нас состоялся такой разговор с директором Старицкой средней школы Натальей Ивановной БИЛЕТИНОЙ.
— Наталья Ивановна, когда я работала в школе, Вы в ней учились…
— Да, я училась в этой школе. Затем поступила в Тверской государственный университет на филологический факультет. Когда я его окончила, вопрос, куда пойти работать, для меня не стоял. Однозначно — в Старицкую среднюю.
Моя школа меня притянула навсегда. Я очень благодарна своим учителям, которые все сделали для того, чтобы я выбрала профессию педагога, а Старицкая средняя стала моим вторым домом.
К русскому языку и литературе мне и многим ученикам привила любовь наш учитель — Татьяна Анатольевна Плетнева, человек удивительный, педагог талантливый. Она учила нас не только своему предмету, она научила нас быть людьми, выстраивать отношения друг с другом, дружить…
— А сколько лет Вы работаете в школе?
— 37, из них почти 13 — директором.
— И ни разу не пожалели, что выбрали эту профессию?
— Нет, ни разу. Все трудности этой профессии компенсируются радостями, которые тоже получаешь от этой профессии.
— А есть еще среди учителей школы ее выпускники?
— Сейчас в школе работает 54 учителя, и более половины из них окончили Старицкую среднюю. Коллектив опытный, слаженный, творческий. Думаю, что все старичане знают наших легендарных учителей — Нину Георгиевну Крылову, Валентину Павловну Лисичкину, Тамару Александровну Петрову, Галину Владиславовну Русину, Татьяну Станиславовну Быкову, Ирину Геннадьевну Осипову. У них есть достойные преемники: Вера Викторовна Климова, Марина Вячеславовна Андрианова, Наталия Валентиновна Козлова, Ольга Анатольевна Петрова, Сергей Владимирович Людов, Ольга Алексеевна Жукова и многие другие.
— Наталья Ивановна, более 30 лет Вы проработали в школе. Как Вы считаете, школьная жизнь меняется, дети становятся другими?
— Безусловно, школьная жизнь меняется. Время накладывает свой отпечаток, поэтому нужно быть мобильным, гибким, уметь реагировать на все происходящее. Не стало пионерской, комсомольской организации, и надо было найти точки, которые бы объединяли, сплачивали школьный коллектив. Считаю, что нам удалось их найти. Это касается и учебной, и воспитательной работы. И одно из подтверждений тому — грант, миллион рублей, который получила наша школа в 2007 году. Это результат, признание того, что мы работаем качественно — даем прочные знания и воспитываем достойных граждан своей страны. Наши ученики показывают хорошие результаты на ЕГЭ и ОГЭ, как правило, две трети выпускников поступают в высшие учебные заведения, многие из которых входят в 100 лучших вузов нашей страны. Большинство выпускников поступают на бюджетной основе.
Мне не раз говорили, что ученики нашей школы отличаются культурой поведения, проявляют сдержанность, доброжелательность, открытость…
— Я тоже это отметила, общаясь с учениками вашей школы. А как это достигается?
— Как я уже сказала, нам удалось найти такие средства и методы обучения и воспитания, которые помогают нам формировать личность ребенка, его отношения к миру и к себе.
В нашей школе создан особенный музей — это история школы в лицах педагогов и учеников.
Еще одна объединяющая сила — это КВНовское движение. Мы мощно, активно, первыми в районе стали принимать участие в этом движении, выезжая за пределы города и района. Этот КВНовский дух, подготовка к КВН сплачивали и учеников, и учителей. Здесь всем было интересно.
В нашей школе было еще одно сильное движение — «Робинзоны на туристской тропе» — там была и туристская трасса, и подвижные игры, и, конечно, костер и песни у костра… Это и общение, и объединение, и дух романтики. Сегодня мы практикуем отдельные походы, но мечтаем возродить «Робинзонов на туристской тропе».
Коммунарские сборы тоже хорошо прижились в нашей школе. Сейчас эта форма работы трансформировалась. Сегодня на базе школы мы проводим форумы и фестивали детских общественных объединений образовательных организаций Старицкого района.
Воспитание активной жизненной позиции является одним из главных направлений в нашей работе. И здесь есть интересные формы. Дни самоуправления, которые проводятся в нашей школе давно и регулярно, помогают установить и поддерживать взаимосвязь старших школьников и младших.
Наталья Ивановна много интересного рассказала о военно-патриотическом воспитании школьников: «Бессмертный полк», с которым школа первой вышла на улицы города в День Победы, «Книга Памяти», созданная в школе, юнармейское движение…
Сейчас каждая учебная неделя в школе начинается с линейки, где звучит гимн России, а флаги поднимают лучшие ученики, проявившие себя в учебе, спорте, хороших делах.
После линейки во всех классах начинается урок «Разговоры о важном». Что невозможно сегодня, станет возможным завтра, и это можете сделать вы, — такая мысль проходит при изучении биографий выдающихся людей, исторических событий.
И еще одна точка притяжения есть в этой школе — «Точка роста» — образовательный центр, где ребята обучаются по основным и дополнительным программам естественно-научной и технологической направленности.
…После беседы с Натальей Ивановной, выйдя из ее кабинета, в школьном коридоре на краешке сцены увидела троих учеников. Они что-то серьезно обсуждали. Как всегда, решила познакомиться. Ярослав Мисюрин из девятого класса — парень веселый. Кем хочет стать — пока не решил. Но в газету попасть, как он сказал, ему очень хочется. Правда, в конце нашего общения с профессией он определился.
— Ярослав, да Вы же настоящий артист! — слушая веселого находчивого парня, сказала я ему.
— Точно! Спасибо, что подсказали! Это же моя будущая профессия! — воскликнул Ярослав и убежал. А потом принес мне подарок — чупа-чупс! Очень вкусный!
Илья Соломонов из девятого, профессию пока не выбрал, его главная цель сейчас, как он сказал, — получить хорошие знания.
Артем Жданов — ученик 10 класса. Его семья приехала в Старицу из Луганска, когда Артем учился во втором классе. Вот как он ответил на мой вопрос о выборе профессии:
— Хочу стать офицером ФСБ. Хочу защищать нашу страну от террористов. Буду делать все, чтобы в нашей стране никогда не было терактов. Я хочу стать истинным патриотом моей страны.
…Вот такая школа! Такие учителя и ученики! Пусть у вас все сложится и получится. Здоровья, успехов в учении, профессии и счастья в жизни!
- Светлана МИХАЙЛОВСКАЯ.
- Фото автора и Елены Андриановой.