Будущие учителя подкрепили теорию практикой
Из чего складывается деятельность учителя, педагога? Наверное, Вы скажите, что она заключается в том, чтобы научить детей чтению слов, письму, счету и многому другому… И, конечно же, будете правы. Главная цель учителя – научить детей учиться!
Обучаясь специальности «Учитель начальных классов», я достаточно много времени уделяю общению с опытными профессионалами, с молодыми специалистами — и не перестаю удивляться, насколько творческими, и, порой, неординарными (в хорошем смысле этого слова) могут быть педагоги.
Вспоминая прекрасные школьные годы – как искусно учителям удавалось давать нам разного рода задания для определения наших способностей, особенностей. Как организовывали нам экскурсии – будь то в рамках урока или же для нашего культурного развития – мы выезжали в другие города, ходили в музеи, рассматривали листья в парке, следили за сезонными изменениями природы и многое, многое другое. А какие праздники были! Хороводы у елки, спортивные мероприятия… Как обычный урок наши учителя превращали в увлекательное путешествие в страну букв, знаний, цифр! Их мастерство всегда совершенствовалось и совершенствуется по сей день.
Вот и еще одна из задач работы учителя — помочь ребенку стать личностью, востребованной в обществе, пробудить интерес к учебе, научить отличать важное от второстепенного и, главное, стать Человеком. С этого фундамента и начинается путь человека в большой мир и одним из его строителей является учитель.
Я считаю, что всякий человек «растет» и развивается. Педагоги – не исключение. В каждой образовательной организации работает методическая служба. Ее цель — повышение профессионального уровня педагога, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании учащихся. В колледже мы достаточно полно рассматриваем этот вопрос, так как это очень важная составляющая всего образовательного процесса. Но теория – это не практика…
Но вот студентам 4 курса – выпускникам — посчастливилось побывать на семинаре и подтвердить теорию практикой в средней общеобразовательной школе станции Старица! Попытаюсь передать те ощущения, которые я сама пережила, когда увидела методическую работу в действии.
Итак, все по порядку. Второе ноября. Утро, за окном прекрасная погода. Кажется, что сама природа дает нам хороший знак.
Мы прибываем в пункт назначения. С первых же минут стало ясно, что уровень педагогов школы – очень высокий! Когда знакомишься с новыми людьми – всегда немножко страшно. А тут не было никакого волнения. Нас встретили очень тепло, с радостью, улыбками, хорошим настроением – и все это было так естественно, что нам тоже передалось это ощущение — легкости, доброжелательности, непринужденности, надежного плеча. Первое, с чем мы познакомились, это материально-техническая база школы: оснащение классов новым мультимедийным оборудованием, спортивная площадка… Приятно удивили теплицы на территории школы – это очень необычно и интересно, — и зонирование классов, и их соответствие Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) и СанПИНу. Была проведена небольшая экскурсия по школе: мы прошли по каждому классу, посмотрели, пощупали, пообщались с учителями начальных классов. Каждый из этих моментов оставил приятные воспоминания и вызвал живой отклик в душе.
Ученицы 11 класса рассказали нам о жизни школы, ее традициях, спортивных и других достижениях. Подробно поговорили мы о методической работе в школе, побеседовали о формах и видах методической работы, наглядно познакомились с нормативно-правовым и информационным обеспечением системы методической работы, узнали, как учителя совершенствуют свое мастерство, какую роль играет самообразование в их методической работе, как это организовывается в рамках ФГОС. Мне запомнилась одна очень яркая фраза опытного учителя: «Для меня ФГОС – это возможность полета души!»
Администрация школы подготовила для нас небольшой тренинг «Особенности современного урока по ФГОС». Мы вспомнили, что такое ФГОС, его назначение, что такое современный урок, какие требования есть к современному уроку, типы современного урока, этапы урока.
Работа в группах – одна из форм работы в рамках образовательного стандарта. Поэтому и решили использовать ее на нашем семинаре. В этом есть и еще один большой плюс, так как групп студентов было две, то работа в разных группах работает еще и на сплочение, умение договориться.
Первое задание называлось «Фишбоун».Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде «головы», «хвоста», «верхних и нижних косточек». Связующим звеном выступает «основная кость» или «хребет рыбы». Лично для меня – такое задание было в новинку. Оно интересное, и действительно заставляет подумать, проанализировать, обобщить, обосновать. Затем нам раздали листы, на которых были прописаны этапы урока. Нам же нужно было из предложенных отдельных листочков выбрать деятельность учителя, которая подходила к этапу урока. И последнее задание – был предложен конспект урока, который мы изучили, выявили, что одного этапа недостает, и предложили рекомендации для его проведения.
При подведении итогов каждая группа рассказала о совместной работе: что получилось, что не получилось, были ли достигнуты цели, как происходила работа в группах.
Пользуясь случаем, хотелось бы еще раз сказать «спасибо» администрации МБОУ «СОШ ст.Старица» от лица студентов за такой важный и нужный, ценный опыт для нас, а также администрации нашего колледжа — за организацию практических занятий!
- Студенты – будущие выпускники Старицкого колледжа,
- Татьяна ЗАТЕРИНА, педагог дополнительного образования Старицкого колледжа.
P.S. Администрация Старицкого колледжа выражает благодарность директору МБОУ «СОШ ст.Старица» Татьяне Евгеньевне Керничишиной — за организацию и проведение семинара «Методическая работа в школе в рамках реализации ФГОС» для студентов 31-А и 31-Б групп благодарит заместителя директора по учебно-воспитательной работе Светлану Викторовну Смирнову, заместителя директора по учебно-воспитательной работе Наталью Николаевну Венедиктову, учителей начальной школы Марину Сергеевну Лебедеву, Оксану Владимировну Дмитриеву и Ирину Николаевну Филиппову.