Это наш «Зелёный дом» — мы природу бережём!
В Васильевской общеобразовательной школе экологическое направление поставлено сильно и развивается успешно. Учащиеся школы являются постоянными участниками конференций муниципального, регионального, Всероссийского и международного уровня, занимая призовые места. Ребята с детства учатся умно, с любовью относиться к родной природе, беречь ее богатства. Об этом и рассказала директор Васильевской школы Наталья ИВАНОВА.
— Наталья Михайловна, как и с какой целью зародилось экологическое движение в Васильевской школе?
— В последнее время значительно ухудшилось состояние окружающей среды, так как усилилось воздействие на нее хозяйственной деятельности человека. Отношение к природе стало чисто потребительским. Самая главная причина такого отношения — общая экологическая безграмотность. Но мнение о безграничности природных ресурсов ошибочно. Мы должны с раннего детства заниматься воспитанием экологической культуры.
Но в общей школьной программе экологические знания присутствуют лишь как дополнительный элемент при изучении предметов естественного цикла. Практическими навыками экологических исследований в рамках этого изучения сейчас нет возможности овладеть — ввиду малого количества экскурсий и практических работ на местности.
Чтобы по возможности исправить эту ситуацию, мы пошли своим путем.
В нашей школе с 2007 года работает школьное экологическое объединение «Зеленый дом». Программа работы объединения позволила реально соединить познавательный и исследовательский аспекты изучения экологии, понять необходимость личного участия в изучении и охране окружающей среды. Одной из форм экологического воспитания и обучения является практическая деятельность экологической тематики и во время летних каникул. Экологический лагерь предусматривает живое общение с природой, приобретение природоохранных знаний и умений.
На сегодняшний день руководителем объединения являюсь я. Долгое время «Зеленым домом» руководила Надежда Анатольевна Канохина, сейчас она на заслуженном отдыхе. В проведении мастер-классов нам помогают специалисты Старицкого лесхоза, в летний период — преподаватели экологического факультета РУДН из Москвы.
— Каковы основные направления движения «Зеленый дом»?
— Для «Зеленого дома» мы создали программу работы, для которой отобраны доступные, эффективные и безопасные дела, те, которые могут выполняться всеми участниками, не требуют материальных затрат и специального оборудования или помещений. Технологии безопасны, просты, доступны и эффективны.
Мы занимаемся научной деятельностью: изучаем природные территории берега Волги, Щаповского оврага, малые реки и другие заповедные места нашей природы. Цели — усвоение детьми определенных экологических знаний, овладение методиками экологических исследований и возможность применения их для изучения своей местности, формирование у них экологической культуры. Во время работы летнего экологического лагеря ребята учатся проводить экологические исследования, осуществлять мониторинг состояния окружающей среды. Результаты мы недавно представили на XX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и природопользования», став призерами данного конкурса.Мы принимает активное участие в районной экологической конференции, проводим учебно-исследовательские конференции, художественные выставки и вернисажи.
Очень важна практическая деятельность, приносящая пользу родному краю. Под нашим патронажем находятся исток реки Улюсть, берег Волги, старинный парк в деревне Новое, родники… Эти территории наша дружная команда ежегодно очищает и благоустраивает. На своем опыте ребята учатся тому, как важно беречь родную природу, не допускать загрязнения воды, почвы, воздуха. Надеюсь, что эти приоритеты сохранятся у них на всю жизнь.
— Как Вы, как руководитель образовательного учреждения, можете оценить важность данной работы в воспитании подрастающего поколения?
— «Зеленый дом» помогает нам выполнить задачи по экологическому обучению и воспитанию детей, создать у них живое представление о существовании природных биоценозов, инициировать активность школьников в изучении и охране природы.
Окружающая природа способствует формированию устойчивого мировоззрения подростков, развитию у них творческих способностей, воспитанию добра и любви к Родине. Итоги нашей работы — чистые, благоустроенные территории, родники… Научные исследования, живые наблюдения в живой природе позволяют детям получить новые знания об окружающей среде, связать теоретический материал, полученный на уроках в школе, с практикой, а активное общение с природой повышает уровень экологической культуры. Да и трудовой опыт, без сомнения, пригодится нашим выпускникам во взрослой жизни.
У детей и подростков повышается социальная активность, развивается «чувство локтя», опыт командной деятельности. Если новички сначала отзываются: «Нам сделали, устроили, провели», то теперь говорят: «Мы провели, решили, сделали…»
Также наша совместная работа помогает выявить одаренных детей, помочь им раскрыться и развить свои таланты. Ну а трудовые и научные «десанты» на свежем воздухе улучшают здоровье и развивают физический потенциал школьников.
Сохранить равновесие природы и человека, не навредить, а узнать как можно больше о законах природы – вот задача экологического воспитания. Основная же миссия дополнительного образования — обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей. Думаю, что в нашем «Зеленом доме» обеих этих целей мы достигаем успешно!
- Подготовила Ольга ПРИХОДЬКО.
- Фото пресс-центра объединения «Зеленый дом» Васильевской школы.