Июл 30, 2022
st-vestnik

Готовимся к школе

Совсем немного остается до начала нового учебного года. А готов ли ребенок к такому серьезному этапу новой жизни? Готов ли познавать новое, умеет ли слушать взрослого, проявляет ли усилия при выполнении заданий, придерживается ли установленных правил? Думаю, эти вопросы волнуют каждого любящего родителя. А что делать, если ребенок не знает, не умеет, не может?

Предлагаю несколько рекомендаций, которые помогут вам в интересной игровой форме подготовить ребенка к школьному обучению. Занимаясь с ребенком, идите от простого к сложному. И еще: помните золотое правило «Повторение — мать учения» (минимум 5 раз нужно поиграть с ребенком в одну и ту же игру, чтоб он полностью усвоил правила и понял содержание игры). Итак, с чего же начать?

  1. 1. Помогите ребенку выучить его анкетные данные: фамилию, имя, отчество (Ф.И.О., дату рождения; Ф.И.О. мамы и папы, братьев и сестер, где и кем работают родители; домашний адрес, телефон).
  2. 2. Особое внимание уделяйте развитию восприятия окружающего мира: наблюдательности; целостного восприятия (игра «Танграм» — учите собирать картинки из геометрических фигур); разрезные картинки (10-12 частей), мозаику и конструктор по схеме, по образцу.

Гуляя с ребенком, рассматривайте всё, что будет в поле зрения: деревья, кусты, цветы, птицы, насекомые; легковые и грузовые машины, автобусы; камни, ветки и так далее. Обращайте внимание на природные явления: дождь, град, радугу, штормовой ветер, анализируйте, сравнивайте, находите сходство и отличие и так далее.

  1. 3. Развивайте наглядно-действенное и логическое мышление: учите анализировать картинку, ситуацию; учите рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи (что было сначала, что потом, а что будет, если, а как бы ты поступил? — ситуации из жизни, из книг). Будьте образцом для своего ребенка — давайте полные ответы на его вопросы. Учите составлять рассказ (по одной картинке, по серии картинок). Ребенок должен уметь дать название рассказу и достаточно полно отразить сюжет картинки, пользуясь при этом распространенными предложениями. Рассказ должен состоять как минимум из 7 предложений.
  2. 4. Развивайте восприятие пространства (влево-вправо, вверх-вниз, вперед-назад и так далее); счет на сложение и вычитание в пределах 10 (например: 3+2-1+3-2=?). Учите решать задачки, например: на клумбе росло 3 тюльпана и 2 нарцисса. Сколько всего цветов росло на клумбе? Один тюльпан сорвали. Сколько цветов осталось? Помогите ребенку записать решение (3+2=5; 5-1=4).
  3. 5. Развивайте фонематический слух, учите проводить звуко-буквенный анализ слов; составлять слова из определенного набора букв, например: Р О М А Ш К А — Рома, Маша, каша, рак, кора и так далее. Учите читать. Не торопите ребенка — добивайтесь полного понимания прочитанного слова, предложения, текста. Пусть лучше ребенок прочитает одно слово, но будет понимать его значение, чем прочитает бегло текст и при этом не сможет сказать, о чем он прочитал.
  4. 6. Играйте в дидактические игры (специальные упражнения), направленные на устойчивость и концентрацию внимания, например: «Да и Нет не говорите и Цвета не называйте!». Развивайте и тренируйте слуховую память через ежедневное чтение книг, заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок и чистоговорок. Весело проходит игра-упражнение «Сходила мама на базар и купила: морковь, капусту…; (7-9 овощей, 7-9 фруктов и ягод, 7-9 предметов одежды и обуви и так далее). Детям очень нравится эта игра, особенно, когда взрослый вдруг «забывает» какое-то слово. Пробуйте играть в более сложные игры, например, игры с цифрами. Эти игры сложны тем, что в голове у ребенка «не рисуется» образ знакомого предмета, поэтому и запоминать сложнее. Вы называете ряд цифр (3-8-1; 2-4-6-8 и так далее), а ребенок их повторяет. Далее идет еще одно усложнение: вы говорите ряд цифр, а ребенок проговаривает их в обратном порядке. Например: вы говорите 2-8 (3-5-2, 2-4-3-5), а ребенок повторяет эти цифры в обратном порядке — 8-2 (2-5-3, 5-3-4-2).
  5. 7. Занимайтесь продуктивной деятельностью (лепка, рисование, аппликация, мозаика, конструирование — по образцу, схеме, по показу). Раз мы говорим о подготовке к школе, необходимо помочь ребенку понять принцип «подражания образцу». Школьнику нужно переписать текст задачи, перерисовать геометрические фигуры, вырезать точно так, как показано в книге. Некоторым младшим школьникам эти задания даются с большим трудом, а всё потому, что ребенок не умеет подражать. Поэтому, уважаемые родители, регулярно планируйте продуктивную деятельность своего ребенка, учите доводить начатое дело до конца. А главное, радуйтесь успехам своего ребенка, даже самым маленьким.
  6. 8. Развивайте воображение в словесном и продуктивном творчестве. Придумывайте вместе с детьми интересные описательные загадки по картинке, игрушке, по памяти; рассказы и сказки по заданной теме («Я дома», «В гости к бабушке», «День рождения», «Любимый мяч», «Хитрая лиса» и так далее), по первому предложению («Я начну, а ты продолжи…»). Рекомендую всё записывать и перечитывать — это расширяет кругозор ребенка, способствует развитию памяти, восприятию прозы и поэзии.

Для развития воображения в продуктивном творчестве ничего специально готовить не надо. Вы можете использовать любой бросовый материал (коробочки, палочки, салфетки, нитки, вату, поролон, пуговицы, листву и прочее). Многие родители скажут: «Мусор», а я вам говорю — это бесценный материал для творчества! Помогите своему ребенку увидеть в кривой ветке «балерину», в коробке — «автобус», в кусочке ваты — «пушистые облака»…

Когда хочется тишины и чистоты, предложите ребенку упражнение «Волшебная фигура» (вы предлагаете ребенку лист с нарисованной фигурой: круг, квадрат, треугольник, точка, волнистая линия и так далее и предлагаете ему дорисовать ее так, чтобы получился настоящий предмет).

  1. 9. Особое внимание уделяйте формированию школьной мотивации. К сожалению, далеко не все дети правильно мотивированы: одни идут в школу, потому что там у них будет много друзей, других ребят привлекает яркий портфель и школьные принадлежности, третьи уверены, что будут учиться только на пятерки. А теперь задумайтесь, уважаемые родители, что будет, если ваш ребенок не сможет подружиться, быстро потеряет интерес к школьным принадлежностям, не сможет быть успешным в учебе? У ребенка начнутся психосоматические проблемы со здоровьем (плаксивость, раздражительность, повышенная утомляемость, появится устойчивое нежелание ходить в школу). Ваша задача — настроить ребенка на предстоящую учебную деятельность. Рассказывайте ребенку интересные случаи из вашей школьной жизни, при разговоре с ребенком ссылайтесь на школьные предметы, с чувством благодарности и гордости рассказывайте про своих школьных учителей. Настраивайте ребенка на кропотливый, трудоемкий, но такой захватывающий труд — познание нового и интересного.
  2. 10. Формируйте у ребенка адекватную самооценку — хвалите его за правильно выполненное поручение, благодарите за оказанную вам помощь, поддерживайте его инициативы, никогда не делайте за него то, что он уже может сделать сам. Искренне общайтесь с ребенком, не сравнивайте его лично (его работы) с другими детьми, помогите ему быть успешным во многих сферах деятельности (как известно, один успех непременно ведет к следующему успеху).

И самое главное — радуйтесь каждой возможности совместного времяпрепровождения, идите к большому успеху маленькими шажками — это поможет вам лучше понять вашего ребенка, подружиться с ним, осознать его истинные возможности и способности.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.

Татьяна СТЕПАНОВА, педагог-психолог Ново-Ямской СОШ.


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 3 февраля

Свежий номер газеты

Сегодня в кино

Рекламная пауза











Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости