Авг 5, 2022
st-vestnik

Память — категория нравственная

Память - категория нравственная

К 80-летию со дня гибели летчиков 695 авиационного полка ночных бомбардировщиков (23 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк) в небе над Бошаровом.

80 лет тому назад, а точнее 5 августа 1942 года, в небе над деревней Бошарово Ряснинского сельсовета произошла катастрофа: столкнулись два военных самолета в условиях плохой видимости, выполнявшие боевой и тренировочный полеты, погибли четыре летчика.

Пользуясь имеющимися в музее В.А.Корнилова в Рясне документами, а также свидетельствами очевидцев той трагедии, хочу рассказать с читателями «Старицкого вестника» про это, рассказать о Бошаровском аэродроме, а самое главное — восстановить справедливость и память о тех, кто долгие годы считался «неизвестными лицами».

С Луковниковской землей в годы Великой Отечественной войны связана судьба двух аэродромов. Один из них находился на земле между селом Луковниково и деревнями Выдругино и Селютино. Он был оборудован еще до войны и служил в мирных целях. Отсюда самолеты совершали пассажирские рейсы на Калинин, Ржев и обратно. Эту функцию он выполнял и после войны до 1962 года.

После освобождения от немцев Старицкого и Луковниковского районов с января 1942 года на этом аэродроме базировался в течение девяти месяцев легендарный гвардейский истребительный авиационный полк. О его судьбе и судьбе летчиков этого полка уже сообщалось в свое время в наших районных газетах.

Бошаровский аэродром был построен немцами у деревень Пусторадиха и Бошарово Ряснинского сельсовета (ныне Луковниковское сельское поселение). Немецкое командование, оккупировав в октябре Старицкий и Луковниковские районы, не сочло нужным пользоваться готовым Луковниковским аэродромом, так как он находился на открытой местности. Построили аэродром в 10 километрах от образовавшейся линии фронта вблизи деревни Рясня между Бошаровом и Пусторадихой.

Буквально с 25 октября до 10 ноября 1941 года немцы оборудовали стоянки для самолетов, наморозили (уплотнили) снег на летном поле, сделали блиндажи и землянки. Задачей немецких летчиков, летавших с этого поля, была разведка и разбрасывание листовок над передним краем наших войск с воззванием о добровольном переходе русских на сторону немцев.

Сам аэродром представлял собой поле размером 50 га, окруженное лесом и болотом. Стоянки самолетов находились в лесу. Немцы думали задержаться здесь надолго и строили добротно, а также в достаточном количестве завезли горючее, масло и другие материалы, необходимые для полетов. На территории аэродрома был немецкий госпиталь для немецких летчиков.

Но планы немцев рухнули, когда 28-29 декабря 1941 года наши войска перешли в наступление. И воины 355 стрелковой дивизии 39 армии Калининского фронта у деревни Рябиниха прорвали оборону немцев и освободили деревни Бошарово, Борисцево, Пусторадиха. В спешном порядке немцы покинули и аэродром в Бошарове, оставив большое количество ГСМ, продовольствия, оружия, даже по словам сторожилов, несколько самолетов. Все, что было на аэродроме в Бошарове, взяли под контроль наши войска и ждали решения командования.

В первых числах февраля 1942 года приехали на аэродром специалисты и сделали его аэродромом для советских легких бомбардировщиков на базе У-2 и ПО-2. Так 20 -21 февраля 1942 года на аэродром в Бошарово прилетел 695 полк ночных бомбардировщиков с командиром полка капитаном Юдиным Николаем Дмитриевичем и военным комиссаром полка батальонным комиссаром Цирильсоном Михаилом Григорьевичем.

Командование и летчики сразу включились в работу. Расчищали взлетную полосу, стоянки для самолетов. Комиссар полка и политработник вели большую работу с местным населением по оказанию помощи в обслуживании аэродрома, и это дало существенный результат. Уже за февраль — март 1942 года полком было произведено более 500 боевых вылетов на бомбежку немецких войск в Ржеве, Белом, Велиже, Великих Луках, Оленине и так далее. Многие летчики полка были удостоены правительственных наград, а ведь это 1942 год и до победы было еще далеко. Ржев был в руках немцев и наши бойцы на переднем крае так нуждались в поддержке авиации.

В полк приходило молодое пополнение летчиков после трехмесячных курсов, поэтому командованию полка приходилось их доучивать в боевых условиях. Комиссар полка М.Г. Цирильсон писал своей жене: «Приходится много летать с молодым пополнением летчиков, ведь разве можно научить летать за 3 месяца, да еще и ночью, да не только летать, но и четко ориентироваться на местности и точно бомбить по целям фашистов».

21 апреля 1942 года комиссар и командир 695 авиационного полка ночных бомбардировщиков были представлены к высоким правительственным наградам — Орденам Боевого Красного Знамени. В описании подвига Михаила Цирильсона говорится: «Как большевистский комиссар он правильно понял свою роль. В период работы сплотил и воодушевил личный состав полка на отличное выполнение боевых задач.

Сам т. Цирильсон является инициативным, смелым боевым летчиком-комиссаром. Имеет 11 боевых вылетов. Полк в период с 21 февраля с.г. произвел 1016 боевых ночных вылетов с налетом 1162 часа. Задача-разрушение укреплений в городах Велиж, Демидов, Суранс-Витебский, бомбардировка войск противника по дорогам к этим пунктам, ж/д узел в г. Витебск. Кроме того полк за этот период имеет 185 вылетов, как днем так и ночью, по специальным заданиям командования ВВС 4-й ударной армии.

В результате прямых попаданий полком разрушено и уничтожено 879 укрепленных домов с войсками противника, 81 автомашина, 5 складов с горючим, уничтожено около 4 рот противника, 8 складов с боеприпасами, одна автоцистерна с горючим, 3 минометных батареи, 6 артиллерийских орудий, одна зенитная точка, рассеяли и уничтожили колонну мотоциклистов.

За период боевой работы полк сумел сохранить личный состав и материальную часть, имея потери 2-х человек и 1 аварию. Отмечая отличную боевую работу полка, военный совет 4-й ударной армии наградил т. Цирильсона ценным подарком. За отличную работу полк удостоен Ордена Красного Знамени. Командующий ВВС 4-й ударной армии Герой Советского Союза полковник Байдуков. 21 апреля 1942 года».

Но свои ордена они получили только в конце июня 1942 года. И все это время комиссару полка Цирильсону М.Г. приходилось много летать на боевые задания как по уничтожению силы противника, так и на уничтожение специальных объектов, да еще и молодежь нужно учить, работали на износ.

В один из августовских дней, а точнее 5 августа 1942 года, комиссар в очередной раз, в 22 часа 55 минут, взлетел над аэродромом для обучения одного из летчиков. Был туман, густая дымка, видимости никакой. Вдруг послышался нарастающий рев мотора прямо по курсу, скрежет… таран, машину резко понесло к земле, но высота была небольшая, всего 150 метров. Молодой летчик Саломасов не смог вырулить. Второй экипаж с летчиками Фроловым и Корякиным в это время возвращался с боевого задания. Так произошла трагедия. Они все разбились. Хоронили летчиков со всеми воинскими почестями возле Ивановской начальной школы (бывший дом вице-адмирала В.А.Корнилова) близ деревни Пусторадиха. Проводить летчиков в последний путь пришло почти все население соседних деревень. Люди плакали, молились за победу, часть которой завоевана комиссаром Цирильсоном и летчиками 695 авиационного полка ночных бомбардировщиков.

Об этой катастрофе знали и помнили долгое время жители окрестных деревень. Пока функционировала Ивановская школа, за могилами был надлежащий уход. Как вспоминает житель деревни Пусторадиха Рудольф Александрович Стружков, (в 1942 году он был еще ребенком лет 6-7): «В моей памяти сохранилось все об этой трагедии на всю жизнь. В 1957 году мне пришлось поучаствовать в перезахоронении останков летчиков в братскую могилу д. Рясня. И не сторонним наблюдателем, а с лопатой в руках. Через несколько лет, посетив братскую могилу, я увидел, что на маленькой табличке постамента обелиска значится только одна фамилия старшего батальонного комиссара, а фамилии других летчиков неизвестны. Не оказалось их фамилий и на плитах, где увековечены имена солдат, павших при защите и освобождении моей малой родины.

Как могло случиться, что все жители Пусторадихи их отлично знали, они жили в наших домах, мы переживали за них, когда они улетали на задания в район Ржева, и вдруг их имена неизвестны? Как-то неспокойно стало на душе, и я любыми путями решил восстановить справедливость, а на это ушли, к сожалению, годы. В конце концов удалось восстановить события того рокового вечера и фамилии летчиков благодаря совету ветеранов и сотрудников Центрального архива Министерства обороны в Подольске».

Как следует из архивной справки, погибли старший батальонный комиссар Цирельсон Михаил Григорьевич, стрелок-бомбардир старший сержант Саломасов Николай Иванович, пилот старший сержант Фролов Владимир Васильевич, стрелок-бомбардир Корякин Виктор Георгиевич.

Полк продолжал воевать в эти летние дни на Калининском фронте, осуществляя боевые вылеты с Бошаровского аэродрома. В конце ноября 1942 года 695 авиационный полк был переименован в 23 Гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк (23 ГНБАП). На Бошаровском аэродроме в сентябре-декабре 1942 годадислоцировались 211 бомбардировочная авиационная дивизия 30-й ВА, 285 бомбардировочная авиадивизия. В конце сентября 1942 года сюда прибыл 157 авиационный полк летчиков-штрафников, командиром которой был легендарный летчик времен Великой Отечественной войны Иван Евграфович Федоров, показавший мастерство ведения воздушных боев, как следует из его наградного листа.

В конце февраля 1943 года аэродром в Бошарове опустел, так как наши войска освободили 3 марта Ржев, а затем и всю Калининскую область. Авиационный полк перебазировался в другое место, продолжая громить врага до Победы.

В 1959 году на могилу к отцу приезжала одна из дочерей М.Г.Цирильсона Инесса Михайловна. Она стала журналистом, заслуженным работником культуры. Живет и сейчас в Оренбурге. К сожалению, старшая дочь, Майя Михайловна, умерла. Внучка Михаила Григорьевича Светлана Борисовна Цирильсон, как и мать стала журналистом. Вместе с правнуком Михаилом, названным так в честь дедушки, она в 2021 году 9 мая приезжала в Рясню на могилу. И вот уже несколько лет поддерживает тесную связь с Рясней, с нашим Музеем.

Братские могилы, в которых покоятся герои, отдавшие жизни свои за нашу мирную жизнь — это святое и вечное напоминание о нашем долге быть достойными памяти своих отцов и дедов.

И я все-таки надеюсь, что рано или поздно в день гибели летчиков в небе над Бошаровом, при поддержке и участии администрации Луковниковского поселения будет установлена мемориальная плита воинам 695 БАП, а с ноября 1942 года 23 Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка.

Память о павших — категория нравственная.

  • Людмила ВОЛНУХИНА, директор Музея В.А. Корнилова в Рясне.
  • Фото Владимира Козлова.

Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 31 мая

Свежий номер газеты

Полезная информация


В случае пожара звони 101 или 112


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости