Авг 15, 2020
st-vestnik

Пикассо… на глине

шумков

Образцы и изразцы Бориса Шумкова.

Борис ШУМКОВ живет в деревне Болдырево. Родился он в Челябинске, окончил Московский авиационный институт, избрав чисто мужскую профессию. И, как он сам говорит, еще до выхода на пенсию стал продумывать, чем будет заниматься на заслуженном отдыхе.

Еще раньше Борис Михайлович увлекался различными ремеслами, моделированием. В свободное от основной работы время освоил ювелирное дело, приобрел разные строительные навыки.

А лет десять назад он открыл для себя керамику и погрузился в удивительный, загадочный мир глины, глазури и живописи. Начинал с изготовления глиняной посуды, затем перешел на создание керамических плиток-миниатюр с рисунками, нанесенными по особой технологии.

шумков

Изразцовых дел мастера всегда ценились на Руси. Их искусство вдохновлялось самой природой. А Борис Шумков, не забывая традиций, шагнул дальше. Он использует современные материалы и технологии, создает поистине удивительные вещи.

Ремесло керамиста неторопливое, медитативное. Каждый этап работы тщательно отлажен, выверен по времени. Процесс непростой.

шумков

В мастерской (она же кабинет), где царит по-военному безупречный порядок, Борис Михайлович делится тайнами мастерства:

— Плитка создается из специальной керамической глины. Вот глина немецкая, вот с Донбасса — потрогайте, они разной консистенции. Имеется месторождение и под Москвой. Также поставляет глину Гжель…

шумков

Глина плотно укладывается в специальную форму; на каждую плитку ставится клеймо мастера. Через четверть часа гипсовая форма вытягивает из глины часть влаги. Заготовка дает небольшую усадку, после чего ее можно вынуть. Поверхность проглаживают резиновым скребком и накладывают эскиз, заранее сделанный (в зеркальном отображении) гелевой или чернильной ручкой. Рисунок переходит на влажную поверхность заготовки.Затем будущую миниатюру укладывают между листами гипсокартона или гипсовыми плитами, где она отдает оставшуюся влагу.

шумков

Спустя четыре-пять часов Борис Михайлович берет в руки резец и начинается кропотливая работа:

— Постепенно прорезаем по контуру весь рисунок. Глубина надреза полтора-два миллиметра. Огрехи здесь совсем нежелательны. Во время работы на плитку нельзя опираться, облокачиваться, инструмент следует держать строго вертикально…

Плитка вновь укладывается в гипсокартон и окончательно высушивается — процесс занимает несколько дней. Потом ее «оправляют» — выравнивают края, убирают заусенцы. И отправляют в специальную печь на первый обжиг.

шумков

— Печь программируемая, — поясняет Борис Михайлович. — Сначала — медленный разогрев до 600 градусов в течение шести часов. Далее с максимально возможной скоростью — еще около трех часов, доводя температуру до 1070 градусов. Потом выдержка четверть часа, отключение нагрева — и остывание вместе с печью. Фактически длится весь цикл сутки…

Остывшие плитки мастер шлифует — долго и тщательно, переходя от крупного абразива к самому нежному.

шумков

Затем прорезанный рисунок заполняется специальной подглазурной краской, а после высыхания вновь отправляется в печь, для закрепления. Краска плавится, намертво врастая в основу.

— Следующий этап — глазурование, — продолжает рассказ Борис Шумков. — Непрозрачная белая и цветная глазурь наносится на определенные фрагменты изображения в два-три слоя. Кисти использую от широких до самых тонких. Работать зачастую приходится в бинокулярной лупе; на рисунок уходит не один час. А на всю вещь от начала до конца — неделя.

шумков

…И главное волшебство — когда после финального обжига краски приобретают свой подлинный цвет и наливаются сочностью, а изделие наполняется жизнью. Эмаль становится похожей на затвердевшее стекло, рисунок словно «расцветает сквозь пламя».

На стенах мастерской размещены миниатюры в красивых рамках из натурального дерева. Их Борис Михайлович тоже делает сам. Художники мирового уровня — главные вдохновители Шумкова. Он переводит на керамические «носители» всемирно известные картины Фернана Леже, Пауля Клее, Жоана Миро, Пабло Пикассо. Здесь же отечественные авангардисты — Иван Клюн, Казимир Малевич, Ольга Розанова… Есть и работы, навеянные старинными голландскими изразцами, и японские миниатюры.

шумков

…Удивительно, как рука мастера и его спокойный, уверенный взгляд на мир отражаются в произведениях. Летящие, стремительные, жесткие, порой трагические линии супрематизма, не теряя точности и живописной подлинности, приобретают в интерпретации Шумкова стабильность, философичность и некую уравновешенность. Пожалуй, только душевно и духовно состоявшийся человек может так погрузиться в ломаные глубины авангарда, не теряя себя, своей индивидуальности, делая мировые шедевры близкими и понятными каждому зрителю.

шумков

Вдоволь налюбовавшись замечательными работами, мы собрались уезжать. И подумалось: «Как было б хорошо, если бы каждый нашел себе занятие по сердцу, как это сделал Борис Михайлович. Тогда для всех людей наступил бы период духовного здоровья и силы, которых в обществе сейчас так не хватает…»

  • Ольга ПРИХОДЬКО.
  • Фото О.Приходько, И.Мирошниченко и из личного архива Бориса Шумкова.

 


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Камеры города Старица


Нацпроектор

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 25 сентября

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза









Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости