Май 24, 2018
st-vestnik

Старицкий механический: начало большого пути

Александр Васильевич Козлов

В 60-е годы в районе сложилась сложная демографическая ситуация. Закрылся ряд производств, требующих мужских рук, усилился отток населения из района. В то же время перепрофилирование райпромкомбината в производственное швейное объединение увеличило с учетом уже действующей швейной фабрики почти до тысячи число женских рабочих мест. Возникла острая необходимость срочного решения проблемы занятости мужского населения.

Идея создания в Старице механического завода принадлежит первому секретарю Калининского обкома КПСС Николаю Гавриловичу Корыткову и Министру авиационной промышленности Петру Васильевичу Дементьеву, друзьям военных лет. Несмотря на то, что приказ о создании завода подписан преемниками Петра Васильевича, именно они являются основоположниками.

Решалось две задачи: в районе обеспечить занятость, в промышленности — создать опытное производство новейших образцов техники разработки московского конструкторского бюро «Родина», производственные мощности которого задыхались от недостатка площадей и рабочих рук. Серийные заводы не соглашались на выполнение опытно-конструкторских разработок.

Идея не у всех вызвала единодушное одобрение. Многие конструкторы не верили, что на голом месте, с работниками «от сохи» можно создать производство сложных уникальных изделий.

Однако в 1968 году первый сотрудник механического завода, его начальник отдела кадров Михаил Александрович Кулагин, начал набор молодых мужчин для обучения профессиям токарей и шлифовщиков в профтехучилищах Москвы. Одновременно прошел набор ремонтно-строительной группы для перепрофилирования недостроенных зданий фабрики пуха и пера в цеха механической обработки металлов. Был принят и первый директор завода Виктор Васильевич Ишкин, опытный инженер-строитель, к тому времени председатель исполкома горсовета.

И уже в январе 1969 года заработали новейшие по тем временам токарные станки под управлением первых выпускников училища. К сожалению, не все получалось сразу, многие с трудом выполняли даже черновую обработку заготовок. Нарезание резьбы резцом было первоначально всеобщей проблемой, но наиболее успешные станочники Э.И.Бобров, Н.П.Козырев, В.А.Кунарев, Н.Ю.Спиридонов, освоив сложные операции, помогали своим товарищам. Профессионалами чувствовали себя и два шлифовщика: Ю.Н.Руденко и Ю.А.Румянцев, хотя шлифовать по большому счету за токарями было еще нечего, так что отшлифовывали свое умение. Фрезеровщиков не готовили в училище вообще. Мне пришлось вспоминать уроки из студенческой практики и передавать их А.А.Чернятину, срочно переведенному из токарей во фрезеровщики.

В апреле на завод прибыло второе пополнение выпускников московского профтехучилища, из которого своими профессиональными успехами отметились Д.М.Соколов, П.Г.Васильев, Б.В.Борисов. Трудно назвать всех, школу завода прошли тысячи старичан. А те, кто и покинул завод, с успехом трудились на других предприятиях страны.

Дальнейшую подготовку рабочих кадров вели сами в условиях завода с помощью специалистов ММКБ «Родина». Важную роль в этом деле сыграли Ф.П.Сергеев и М.И.Козлов, курировавшие наш завод.

Сложной была проблема комплектования завода инженерными кадрами. Приглашенные специалисты из Ржева быстро уехали, видимо, не устроила наша полудеревенская жизнь — или отсутствие налаженного производства. Почти не закрепились выпускники Казанского авиационного техникума.

В апреле 1969 года на завод был направлен и я, после окончания ВУЗа. Так что весь путь от первой стружки до выпуска готового изделия прошел вместе с заводом. За мной потянулись на завод на родину мои сверстники В.П.Филиппова, Е.Д.Петров, В.А.Петров, А.В.Тепленков, В.В.Воеводский, В.В.Ильин и другие.

Почти каждый квартал возникали новые профессии, осваивались сложные технологические процессы. Токарь, шлифовщик, фрезеровщик, слесарь, термист, гальваник, маляр, электроэррозионист, доводчик, слесарь-сборщик, слесарь-испытатель… а в итоге — готовое уникальное изделие уже в 1974 году. Всего за пять лет проделан огромный путь, решивший поставленную задачу, и разубедивший скептиков.

В 1978 году по решению вышестоящих органов с должности главного инженера я был переведен директором электротехнического завода. Опыт работы на механическом заводе научил меня целеустремленности, вере в неограниченные возможности человека труда. Надеюсь, что и мой труд помог заводу на начальном этапе его деятельности.

Бывая на различных заводах области, всегда с гордостью отмечаю, что мало предприятий в нашей области с подобной спецификой могут составить конкуренцию Старицкому механическому заводу.

Сейчас перед промышленностью в стране, в том числе и перед механическим заводом, стоят новые задачи и нужно найти новый путь в их решении, тем более что удалось построить только третью часть от задуманного основоположниками.

Поздравляю коллектив завода с пятидесятилетием и желаю новых успехов на пути прогресса!

Александр КОЗЛОВ, главный инженер Старицкого механического завода с 1972 по 1978 гг., Почетный гражданин Старицкого района.


Поделиться
Класснуть


Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 12 августа

Свежий номер газеты

Сегодня в кино

Рекламная пауза










Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости