Май 31, 2014
st-vestnik

В помощь родителям: как определить речевую готовность ребёнка к школе

В школах завершился очередной учебный год, а через 3 месяца сядут за парты новые первоклассники… Как сложится их школьная жизнь? Будут ли они успешны в обучении, готовы ли они к нему? Об этом и пойдет речь…

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

На что следует обратить внимание родителям в эти последние месяцы перед школой? Прежде всего, на произношение. В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена полностью к 5 – 6 годам.

К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Если у ребенка в этом вопросе существуют проблемы, то их необходимо решить до начала школьных занятий.

Кроме правильного произношения, будущие первоклассники должны уметь:

  • — выделять звук на фоне слова;
  • — слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • — определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • — определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • — называть слова с заданным звуком;
  • — уметь составлять слова из звуков;
  • — дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что касается слоговой структуры, то ребенку семи лет должны быть доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, мотоциклист, электричество, экскаватор…). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги. Проверьте своих детей, попросив их быстро произносить слова, имеющие большое количество слогов в трудной компоновке.

Если говорить о словарном запасе, то к 7 годам у ребёнка он должен быть достаточно большой. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10.

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные), антонимы (высокий — низкий, чистый — грязный, далеко — близко…), синонимы (твердый — жесткий, машина — автомобиль, врач — доктор…), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, то есть называть группу предметов одним словом (береза, сосна, липа, дуб — это деревья).

В этом возрасте ребенок должен уметь самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, описывая не только то, что изображено, но и события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

Говоря о развитии грамматического строя речи детей, надо обратить внимание на то, что к школе будущий первоклассник уже должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

  • — правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (березка, стульчик, носик..);
  • — образовывать слова в нужной форме;
  • — образовывать прилагательные от существительных (дом из дерева — деревянный дом, шуба из меха — меховая шуба…);
  • — изменять существительные по числам, падежам (стул — стулья, на стуле; окно — окна, на окне);
  • — понимать и употреблять предлоги, особенно «перед», «после», наречия — впереди сзади;
  • — согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

В 7 лет дети умеют согласовывать между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных). Однако у многих дошкольников, как показывает логопедическое обследование, довольно часто встречаются в речи подобные ошибки. Так что есть еще время минимизировать данную проблему.

Также в этом возрасте должна быть хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими. Хорошо развитая мелкая моторика также способствует развитию речи. Пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и так далее – всё это дает хорошие результаты. Помогут вам рисунки с натуры, копирование геометрических фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласованные действия глаза и руки. Важно обращать внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой, это повышает уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.

Уважаемые родители будущих первоклассников, посмотрите на своих детей с перечисленных мною позиций! У вас еще есть время что-то исправить и над чем-то поработать… Успехов Вам!

Надежда АВДОШИНА, учитель-логопед Старицкой СОШ.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть


Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер от 17 сентября

Свежий номер газеты

Рекламная пауза

Ссылка на бланки заявлений — https://dshi-starica.org/nabor-2021-2022






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости