Знатоки русского языка собрались на «Лингвистический калейдоскоп»
В Старицкой средней школе прошёл «Лингвистический калейдоскоп» — традиционный сбор любителей и знатоков русского языка.
В этом году игра была посвящена лингвистическому краеведению. Подготовили мероприятие учителя Старицкой средней школы О.А.Петрова и Л.С.Павлова. В состав жюри вошли И.С.Комарова, учитель Архангельской школы, Е.Н.Ситова, учитель средней школы станции Старица, И.В.Кутузова, учитель Ново-Ямской школы, Е.И.Кулакова, учитель Красновской школы, Т.Д.Лыса, учитель Степуринской школы, О.В.Семенова, учитель Васильевской школы, О.А. Бойцова, учитель Емельяновской школы, О.А.Тяпкина, заведующая районным методическим кабинетом.
Ребята разделились на четыре команды, и началась работа.
Наши предки оставили нам в наследство прекрасные русские названия городов, сел, озер, рек, людские имена. Мы должны относиться к этому богатству с величайшей осторожностью и с пониманием.
До сих пор в сельской местности можно услышать фразы, совершенно непонятные людям, владеющим только литературным языком. Знатокам предложили «перевести» выражения на литературный язык. Вот некоторые из них: «Пошли в людину с набиркой обабки ломать». (Пошли в рощу с корзинкой собирать подберезовики). «Выдь на навоз: что-то скотина встревожилась». (На скотный двор). «Уж так одёжно, по-праздничному идёт — всё ему хорошо». (Нарядно).
Ребята без труда справились и со следующим заданием, они определили, что растёт в черени, в обабочнике, в ольшиннике, в соснюге.
Гидронимы, топонимы, урбанонимы, ойконимы… Данные термины ребятам знакомы — выполнив задания, они это подтвердили.
А знаете ли вы, как называются жители Бежецка, Зубцова, Торжка, Ржева, Калязина? Наши знатоки знают и это.
История края отражается и в городских гербах. Ребята должны были соотнести гербы и названия городов. Испытание прошло успешно!
Поработали участники и с картой Тверской области. Они определили, с какими топонимами в Тверском крае связаны названия рек и озер, привели названия населенных пунктов и гидронимов Тверского края, которые «спрятаны» в следующих перифразах: «Тысячелетний град на Тверце»; «Второй Сталинград»; «Русская Венеция»; «Самый древний город Верхневолжья».
Многие названия связаны с легендами. Участники попробовали сочинить свои легенды, объясняющие происхождения названий. Вот одна из них, посвященная реке Кушалке, которая есть в Тверской области:
— Давным-давно три странника остановились на берегу неизвестной реки отдохнуть. Они развели костер, но заметили, что еды мало. Тогда решили наловить рыбы. Поймав и приготовив ее, они поняли, насколько вкусной была та рыба. Отдохнув, путники отправились дальше, по дороге рассказывали об удивительной реке. С тех пор эту реку стали называть Кушалка.
Незаметно подошла к концу игра. Пора подводить итоги, выбирать победителя и призеров.
Призерами игры стали:
- — Дарья Бабакина, 8 класс средней школы станции Старица.
- — Яна Другалева, 8-а класс Ново-Ямской школы.
- — Виктория Новаш, 8-б класс Ново-Ямской школы.
- — Матвей Монахов, 8-б класс Ново-Ямской школы.
- — Карина Журавлева, 9-в класс Ново-Ямской школы.
- — Владимир Соколов, 9-в класс Ново-Ямской школы.
- — Кира Воронова, 9 класс Красновской школы.
- — Виктория Мардоленова, 9 класс Степуринской школы.
А победителями стали Никита Ягнешко, девятиклассник Архангельской школы, Татьяна Боварь, восьмиклассница средней школы станции Старица, Григорий Яковлев, учащийся 9 класса Ново-Ямской школы, и Алексей Буленков, учащийся 9 класса Красновской школы.
Поздравляем победителей и призеров! До новых встреч на «Лингвистическом калейдоскопе!»
Оргкомитет.