Май 24, 2016
st-vestnik

Завершён проект «Наш земляк — Герой Советского Союза»

Участники проекта «Наш земляк — Герой Советского Союза», реализуемого в Ново-Ямской школе, рассказывали о героях-лётчиках, артиллеристах, пехотинцах. Были среди наших выдающихся земляков и представители других родов войск.

Выпускник Харьковского танкового училища Василий Доронин прибыл в часть, в Западную Белоруссию, в апреле 1941 года. А через два месяца началась война. Первый его бой — 22 июня в 5 часов утра.

Особенно же памятны Доронину два дня в марте 1944 года.

5 марта танкисты получили задачу прорваться к железнодорожной линии Проскуров — Тарнополь и перерезать ее. Нашему командованию было известно, что противник, придавая большое значение этой магистрали, перебросил месяц назад в район Тарнополя и Проскурова пять танковых дивизий. Гвардейцы 6-го механизированного корпуса хорошо представляли всю трудность прорыва на этом направлении. Поэтому вперед высылались лучшие подразделения.

Такая честь выпала и роте Доронина. Путь танкистам преграждала деревня Бальковцы, Хмельницкой области, сильно укрепленная врагом. Ротный, разведав подходы к населенному пункту и расположение огневых точек в нем, решил предпринять ночную атаку. В темноте танки Доронина неожиданно, на большой скорости ворвались в Бальковцы, сокрушая огнем и гусеницами пушки, автомашины, пулеметные гнезда врага. Сам командир уничтожил три тяжелых орудия. Гитлеровцы в панике бежали. Гвардейцы захватили три исправных немецких танка Т-4.

Приближался рассвет. Василий Александрович понимал, что медлить нельзя. Проверив состояние машин и экипажей, убедившись в том, что потерь нет, ротный повел танки в тыл противника. Рота вышла на железную дорогу в районе двух железнодорожных будок в 8 километрах восточнее станции Волочисск. Цель достигнута. Доронин указал экипажам наиболее выгодные позиции, приказал занять их, сказав:

— Танки противника не считать, превосходящих сил не страшиться, стрелять с коротких дистанций, бить наверняка!

Весь день продолжался бой. Немецкие танки яростно контратаковали крупными силами. Гвардейцы Доронина удерживали занятый рубеж до подхода наших главных сил.

Как сказано в наградном листе, «в этой операции тов. Доронин показал высокую выучку в управлении танками по радио в бою, беспримерную выдержку, дерзость и героизм».

Другой наш земляк, Иван Михайлович Жуков,  с юности тянулся к машинам: шестнадцати лет плавал кочегаром на пароходе, учился на курсах трактористов. Он любил бывать в мастерских МТС, сам ремонтировал свой трактор.

На фронте Иван служил в понтонно-мостовом полку, строил мосты и переправы. И здесь пригодились его техническое мастерство, смекалистость, добросовестное отношение к делу.

Катер, которым управлял Жуков, всюду должен поспеть: и людей перевезти, и строительные материалы доставить, и установить паромную переправу.

С 18 февраля по 1 марта 1945 на своем катере обеспечивал строительство моста через Одер  под огнем противника. Горячая выдалась пора на Одере в феврале — апреле 1945 года.

Во фронтовой газете это описывалось так: «Катер вышел на середину реки. Немцы заметили его и открыли ураганный огонь. Вода вокруг кипела, бушевала от взрывов. Лодки, идущие на буксире, бросало из стороны в сторону. На лодках сидели бойцы. Каждый раз, когда рядом поднимался столб пенящейся воды, они пригибались, плотнее жались друг к другу. Осколки попадали в катер и в лодки. Появились раненые. Деревянные колышки различных размеров, заготовленные с вечера, оказались кстати: ими десантники закрывали пробоины в лодках. Рулевой Жуков, умело маневрируя, бросал катер то влево, то вправо. Он напряг все силы и внимание. Берег приближался. В небе появились самолеты. Взрыв потряс катер. Осколком повредило рулевое управление. Жуков крикнул: «Можно починить!» И взялся за дело. Через несколько минут повреждение устранено, и БМК-70 причалил к берегу. Десантники, спрыгнув в воду, уже бежали по песчаному откосу».

С 10 по 15 апреля 1945 года Иван Михайлович на катере буксировал паромы, обеспечивая паромную переправу через Одер на плацдарм в районе населенного пункта Целлин (Польша), доставив на западный берег 55 танков и 75 тяжелых орудий с тракторами.

Морской пехотинец Сергей Дмитриевич Логинов воевал с июля 1942-го года и до Победы. В составе 3-й бригады морской пехоты участвовал в обороне южной Карелии и Свирской битве 1941 года — политруком стрелковой роты. В 1943 году окончил ускоренные курсы подготовки офицеров, стал командиром стрелковой роты.

Рота 4-го отдельного стрелкового батальона (3-я бригада морской пехоты Краснознамённого Балтийского флота, Карельский фронт) под командованием капитана Сергея Логинова, прорвав вторую полосу вражеской обороны, с ходу 28 июня 1944 года форсировала реку Видлица, преодолела упорное сопротивление противника и разгромила его сильно укреплённый опорный пункт в районе села Усть-Видлица Олонецкого района Карелии.

Капитан С.Д.Логинов личным примером воодушевлял воинов, и умело руководил ходом боя. В один из критических моментов мужественный офицер поднял бойцов в атаку и первым устремился вперёд. Враг не выдержал дружного и внезапного удара советских пехотинцев и, потеряв до роты убитыми, бежал из опорного пункта. Рота Логинова захватила семь орудий, четырнадцать пулемётов, много винтовок, автоматов. Захват опорного пункта открыл путь для наступления всей бригады.

В самом конце войны сильная группировка немецко-фашистских войск оказала упорное сопротивление частям 4-го Украинского фронта. Каждый рубеж, каждый город приходилось брать с боя. Логинов по-прежнему был собран, деловит и неустрашимо вел свою роту на захват опорных пунктов врага. Он вместе со своими бойцами первым ворвался в город Моравска-Острава. Это произошло 30 апреля 1945 года. А через восемь дней морские пехотинцы услышали об освобождении Праги, о долгожданной Победе.

Знакомство с историями героев мы закончили посещением школьного музея, у стендов, посвященных Филиппу Сергеевичу Октябрьскому и Матвею Васильевичу Захарову. Жизненный, боевой путь этих наших выдающихся земляков более известен. Понятно, что в связи с присвоением имени адмирала Ф.С.Октябрьского нашей школе биография флотоводца нами тщательно изучена, да и фактам из жизненного пути Маршала Советского Союза, начальника Генерального штаба, первого заместителя министра обороны М.В.Захарова в работе школьного музея всегда уделялось большое внимание. Теперь же мы надеемся, что собранный нами материал в рамках проекта «Наш земляк — Герой Советского Союза» поможет лучше познакомиться и с остальными героями-земляками.

Любовь ВОРОБЬЕВА, руководитель проекта, педагог-библиотекарь Ново-Ямской школы имени адмирала Ф.С.Октябрьского.


Поделиться
Класснуть


Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 1 июля

Свежий номер газеты

Сегодня в кино

Рекламная пауза














Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости