ЖКХ: после 1 сентября вопросов прибавилось
С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилых и многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. На вопросы читателей отвечает директор ООО «Домоуправ» Нина Александровна ТКАЧЕНКО.
— Говорят, что по новым правилам будут применяться жесткие меры к неплательщикам…
— К должникам новое Постановление, действительно, весьма сурово. Если раньше свое первое предупреждение они получали, задержав квартплату за полгода, то теперь для этого будет достаточно и трехмесячной задолженности. Для начала неплательщика ждет письменное уведомление, ну а если оно в течение 30 дней не побудит заплатить долги, гражданина на законном основании могут отключить от услуг ЖКХ — правда, за исключением тепла и холодной воды.
По-новому теперь будем снимать показания квартирных счетчиков. Вернее, для этого определен вполне конкретный срок. Так, отмечать кубометры и киловатты полагается в период с 23-го по 25-е число текущего месяца, а уже 26-го числа их нужно передать коммунальщикам или энергетикам. Запоздавшим или вовсе забывшим это сделать первые три месяца будут насчитывать среднемесячную сумму за прошлый период, ну а дальше — по действующим нормативам.
Новое Постановление разрешило управляющим компаниям периодически, примерно раз в три месяца, наведываться к жильцам с проверкой – что мы, кстати, уже практикуем. И если окажется, что заявленные показания приборов ниже реальных, то начислять недостающие объемы, опять же, будут по действующим тарифам.
— Появятся так называемые общедомовые приборы учета. Чем они отличаются от квартирных?
— Общедомовые счетчики устанавливаются на вводе в дом и измеряют общий объем потребления холодной (горячей) воды, а в домах, где централизованное отопление – еще и тепла. В отличие от квартирных, общедомовые приборы учета позволяют контролировать параметры ресурсов (так что поливальщики огородов и мойщики машин будут вынуждены оплачивать свое водопотребление).
Установка домовых приборов учета позволяет исключить потери воды от центрального пункта (ЦТП) до дома при расчетах с ресурсоснабжающими организациями, выявить утечки в системах водо- и теплоснабжения жилого дома. Только установка домового прибора даст понять, где именно происходит утечка. Сегодня никто точно не может сказать, где больше всего потерь — в дырявых сетях, или в домах, где никто не контролирует расход воды. Прибор учета – это стимул к экономии, грамотному использованию ресурсов и содержанию сетей в исправном состоянии.
— Не получится ли уравниловки: как человек сможет определить, сколько он заплатил лично за себя, а сколько — по общедомовому счетчику?
— Жильцы могут легко проверить, по каким именно приборам учета — общедомовому или индивидуальному — им производятся начисления. По новым правилам будет отдельно рассчитываться плата за индивидуальное потребление и отдельно — за общедомовые нужды.
Схема такова: ресурс «заходит» в дом, учитывается общедомовым прибором учета, получается определенная цифра. Из нее вычитается сумма показателей индивидуальных приборов учета тех ресурсов, которые потребила каждая квартира в отдельности. Оставшаяся разница распределяется сообразно площадям квартир между всеми собственниками дома.
— А что делать, если появятся задолжники? К примеру, кто-то из соседей уехал и вовремя не заплатил? Не получится ли так, что его долги за оплату услуг в местах общего пользования «раскидают на остальных жильцов?
— Если в ближайших планах жильцов значится долгая поездка или отпуск, новые правила разрешают им оформить авансовое освобождение. Правда, максимальная продолжительность такой поблажки составляет полгода. Если жилец не оплачивает услуги в местах общего пользования, то — накапливает долг. А к должникам применяются все законные меры воздействия, в том числе и ограничение услуг. Причем каждый отвечает только за свои долги, так как задолженность находится на конкретном лицевом счете жильца.
— Что делать малообеспеченным гражданам, или тем гражданам, которые не готовы сразу заплатить за приобретение и установку общедомовых счетчиков?
— В законе предусмотрена возможность оплаты за прибор учета, заключив энергосервисный договор (проще говоря — в рассрочку). Если потребителю сложно сразу заплатить всю сумму за установку счетчика, он может подать заявку в ресурсоснабжающую организацию, и она за свой счет поставит прибор учета. Энергосервисный договор заключается на пять лет. За это время долг нужно заплатить.
— Тем, у кого счетчиков пока нет, озаботиться этим вопросом нужно прямо сейчас?
— Могу сказать точно: устанавливать приборы придется однозначно. И лучше раньше, чем позже. Потому что, если жильцы дома не позаботятся о счетчиках вовремя — устанавливать их в обязательном порядке будет поставщик, но расходы все равно понесут граждане. На данный момент, пока нет особых предписаний, управляющая компания, как и прежде, будет распределять общедомовой расход ресурса между жильцами поставившими счетчики и не поставившими их (как это сейчас делают в подобных ситуациях). Чем больше народа в доме поставит счетчики, тем менее выгодно это будет тем, у кого их пока нет, так как они будут оплачивать все потери. Схожие ситуации уже складывались в нашем городе, в бывших зданиях общежитий – вплоть до судебных разбирательств.
Что касается общедомовых приборов учета: жильцы, желающие установить у себя в доме эти приборы, должны организовать собрание, подготовить заявление и обратиться в ООО «Домоуправ». ООО «Домоуправ» заключит от имени жильцов энергосервисный договор, по которому подрядная организация установит счетчики в рассрочку.
Более подробную информацию граждане могут получить по телефонам:
- 23-313 — ООО «Домоуправ»
- 23-099 – «Водоканал»
- 21-516 — газовые службы.
Беседовала Ольга ПРИХОДЬКО.
Ставки по оплате коммунальных услуг в г. Старице и сельских поселениях Старицкого района опубликованы в газете «Старицкий Вестник» № 36 от 7 сентября 2012 года.