Янв 19, 2020
st-vestnik

К 225-летию Валаамского игумена Дамаскина

К 225-летию Валаамского игумена Дамаскина

Более полутора десятков лет прошло с тех пор, как мы удостоились чести впервые побывать на Валааме, а после — и на малой родине Валаамского игумена Дамаскина (1795-1881), 225-летний юбилей которого будет отмечен в этом году.

Рожденный в достопамятном XVIII веке в «богом забытой» глухой деревушке Быково Репинка в Старицком уезде Мичковской волости Тверской губернии в семье экономических крестьян — Конона Евдокимова (+1822) и Матроны Ивановой (+1812), и названный во святом крещении Дамианом, этот робкий, неграмотный, хроменький с детства, но духовно одаренный паренек, Промыслом Божиим, спустя годы, будет вознесен до самых вершин созидательной монашеской деятельности, когда и он сам, и вверенная ему в попечение святая Валаамская обитель, и все то, к чему с неизменной молитвой прикасались его чистая душа и талантливые руки, буквально преображалось.

О том, сколь высоким бывает это одухотворенное состояние человека, мы узнали, побывав сначала на скалистом седом Валааме, где подивились трудам и подвигам монастырской братии, а затем — в здешних местах, куда мы прибыли, чтоб поклониться малой родине игумена Дамаскина — Тверской и Старицкой земле, что породила и воспитала его с младенчества, и где мы сами познакомились и подружились с дорогими нашему сердцу людьми.

Многое из пережитого нами в те годы нашло свое отражение в нашей книге «Валаамский избранник» (М., 2007 г.), а также — в различных статьях и брошюрах, разлетевшихся, «аки птицы небесные», по белу свету.

Что и говорить: прекрасен остров Валаам и дивна святая обитель на его обветренных скалах, названная в XIX веке писателем Вас.И. Немировичем-Данченко «крестьянским царством». Но не природа, не рукотворные чудеса и даже не чудо архитектуры — нынешний Спасо-Преображенский собор, с первых же минут приковавший наши «очи телесные», составляют его подлинную красоту и величие, а то, что способно открыться лишь взору духовному. «Главное предназначение Валаама от Бога, — замечает епископ Троицкий Панкратий, нынешний игумен Спасо-Преображенского Валаамского мужского монастыря, — быть местом уединенной иноческой молитвы, местом подвигов, и нужно всегда об этом помнить. Есть некий Валаам Духовный, Небесный, и мы можем в нем находиться.

Нам нужно не расслабляться, терпеть все те временные неустройства и искушения, все те скорби, которые неизбежны на иноческом пути, ради обетования.

…сама жизнь в общежительном монастыре в идеале, — говорит владыка, — подразумевает единство с братьями, что жили до нас и что придут после. Да, сегодня насельников в нашем монастыре более двухсот, но это, конечно, несопоставимо с тысячей монахов дореволюционного Валаама».

И далее, рассуждая уже о силе и роли монастырского старчества, епископ продолжил: «…старца нельзя выбрать — нелегкое послушание Господь дает избранным, тем, к кому благоволит Его сердце. Старцем нельзя назначить, потому что это тот человек, который невидимым, неявным образом собирает вокруг себя тысячи и тысячи людей.

Таким был игумен Дамаскин, настоятель Валаамского монастыря, управлявший нашей обителью в течение сорока двух лет. Господь привел отца Дамаскина на Валаам в 24 года, а спустя двадцать лет, уже после сугубого подвига отшельничества, его назначили игуменом монастыря. Появлялся подвижник, к нему шли ученики, монастырь расширялся. Появился огонек, и на этот внутренний свет собрались люди. Так было и так будет всегда. …если не будет святых, пусть даже «не святых святых», ничего не сделаешь».

Мы же заметим, что такое широкоупотребимое ныне понятие, как «не святые святые», в наш речевой обиход ввел около десяти лет назад автор одноименной книги-бестселлера архимандрит, а ныне митрополит, Тихон Шевкунов. Он же пояснил и значение этих, тогда еще столь не привычных слов, сказав: «Я назвал эту последнюю главу «Несвятые святые». Хотя мои друзья — обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот, в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: «Святая — святым!»

Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они? Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие причащения. Потому что они — верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога — святые».

Данное замечание автора этого неологизма для нас весьма значимо, ибо и нашего отца Дамаскина валаамская братия за его строгое подвижническое житие и великие деяния духовника и настоятеля обители почитает как местночтимого, хотя еще и не канонизированного, святого.

Николай и Наталья МИНИНЫ.

Продолжение следует.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Камеры города Старица


Нацпроектор

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 25 сентября

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза







Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости