Сен 27, 2014
st-vestnik

Крест Господень

27 сентября православный мир отмечает Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Каждый храм венчается крестом (иногда, когда храм оборудован на основе нехрамового здания – а это не так редко после десятилетий безбожия – крест является единственным его внешним отличием). И внутри любого храма мы неоднократно встретим изображения Креста.

За это порой упрекают православных: крест – орудие позорной казни, вроде виселицы; как можете вы поклоняться виселице?

Крест Христов, принятая Им добровольно «нас ради человек и нашего ради спасения» (слова Символа веры) позорная казнь – величайшая жертва в истории мира, жертва, совершенная по любви к нам. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – сказал Господь ученикам на сокровенной беседе Тайной Вечери перед тем, как вышел принять страдание (Ин. 15, 13). Вот об этой любви и говорит нам Крест. И поклоняемся мы этой Любви и этой Жертве.

На любой иконе Господа Иисуса Христа, писанной по древним канонам, на Его нимбе (сиянии вокруг головы) запечатлен крест. Нимб Христа – крестчатый, Крест после Распятия и Воскресения Христова слился со Светом Божества Его.

Воистину, Крест – величайшая святыня наша. «Крест – хранитель всея вселенныя, крест – красота церкве, крест – царей держава, крест – верных утверждение, крест – ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение креста для всего мира. «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Христе Боже наш, Ты по-царски подписал нам прощение грехов» – говорится в одной из стихир Крестопоклонной Недели (в середине Великого поста).

Наиболее распространенным в Православии является восьмиконечный крест, его также называют распятием. На вертикальной оси находятся три перекладины. Средняя, большая – для рук распятого Христа. Верхняя обозначает табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (обычно это означено четырьмя начальными греческими буквами этих слов). Такую надпись на трех языках – греческом, латинском и еврейском – приказал прибить к кресту Христову Пилат. Это был римский обычай – указывать на табличках вину казненного. В православной традиции ноги Христа пронзены не одним гвоздем, как в католической, а двумя – каждая нога в отдельности. Как показывают исследования Туринской плащаницы, так и было в действительности. Нижняя перекладина – для ног Распятого. Один конец ее приподнят. Этот приподнятый конец указывает на небо, куда направился благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, а другой, опущенный – на ад, место для другого, нераскаявшегося разбойника.

Часто внизу креста можно увидеть череп – это глава Адама, который, по преданию, был похоронен на Голгофе, под местом распятия Христа.

Рядом с крестом иногда также изображают Богородицу и любимого ученика Христа – апостола Иоанна. Часто изображают орудия мучений Христа – копье, которым пронзили Ему бок, и губку с уксусом, которую подал Ему римский воин.

Кресты, венчающие купол храма, часто бывают с полумесяцем в подножии. Крест такой формы известен еще с первохристианских времен: здесь соединены форма креста и якоря – знака надежды. Полумесяц символизирует и евхаристическую чашу с кровью Христовой, искупающую человеческие грехи. Такие кресты устанавливают на храмах, посвященных Богородице, потому что луна, полумесяц – знак Богородицы, крест – знак солнца и символ Христа.

Е.ТРОСТНИКОВА, «Первые шаги в православном храме» (публикуется в сокращении).


Поделиться
Класснуть


Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 27 мая

Свежий номер газеты

Сегодня в кино

Рекламная пауза











Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости