Янв 30, 2020
st-vestnik

Мир и клир: в поисках гармоничного взаимодействия на селе

Мир и клир: в поисках гармоничного взаимодействия на селе

В Москве завершили свою работу XXVIII Международные Рождественские образовательные чтения — «Великая Победа: наследие и наследники», посвященные 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Этим событием была открыта целая череда запланированных на этот год государственных, церковных и общественных мероприятий. В числе делегатов — представители Тверской, Ржевской и Бежецкой епархий.

Сложной и многоаспектной была тематика докладов и выступлений, озвученных на пленарном заседании чтений в Государственном Кремлевском дворце в Москве. Делегатами форума были рассмотрены вопросы «духовных истоков Победы, патриотического воспитания детей и молодежи, жизни Церкви в годы Великой Отечественной войны, жертвенного подвига нашего народа, в том числе православных священников и мирян, на фронтах и в тылу, в партизанских соединениях и госпиталях…».

А лейтмотивом отчетливо прозвучала «тема преемственности поколений, памяти о великом подвиге Советской армии и о той цене, которой досталась победа нашему Отечеству, ибо только так можно предотвратить повторение страшных событий».

Мир и клир: в поисках гармоничного взаимодействия на селе

В работе одного из направлений Рождественских чтений следующего дня — Х Международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» принял участие, сделав свое сообщение, настоятель степуринского Храма Флора и Лавра иерей Николай Кущ. Он поделился своими соображениями по теме «Лучшие духовно-нравственные традиции казачества как достойный пример для воспитания детей и подростков на селе». Ну, а мы, учитывая ее актуальность, взяли у него интервью.

— Батюшка Николай, проблематика Вашего выступления затрагивает очень важные и сложные вопросы воспитания детей и подростков на селе. Уже поэтому она является весьма актуальной, требует от говорящего немалого жизненного и духовно-нравственного опыта, искренности и авторитетности. Несмотря на недолгое время с начала Вашего здесь священнического служения, у Вас, как мы думаем, все это есть. Скажите, пожалуйста, вот мы желаем нашим детям и внукам всегда только хорошего, но они хотят «жить своей головой» и нередко принимают прямо противоположные решения. Как нам достучаться до небес? Чего бы Вы, как священник, отец и дед, не пожелали б своим молодым прихожанам, детям и внукам?

— Если бы меня, сельского священника и настоятеля храма, имеющего в роду казачьи корни, спросили об этом, я бы ответил: «Больше всего я не пожелал бы им лишиться Веры, Отечества и здоровых духовно-нравственных основ, во многом определяемых нашими лучшими традициями».

— А так ли считают сегодня наши дети и внуки?

— К великому сожалению, далеко не всегда. Как утверждают многие исследователи и нередко видим мы сами, у подрастающего поколения заметны проявления бездуховности, безнравственности, потеря интереса к отечественной культуре. В наше время стремительно теряется бережно хранимое предыдущими поколениями культурное наследие нашего народа и разрушаются его основы. А прежде всего, национальное самосознание, как осознание своей национальной принадлежности. В обществе ощущается мировоззренческая пустота, возникшая после отторжения старой идеологии. Отрицательно сказываются на духовности и нравственности молодежи культ денег, наживы, навязывание мысли о том, что все способы обогащения приемлемы… Сострадание же, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе отходят для молодежи на второй план.

Мир и клир: в поисках гармоничного взаимодействия на селе

— Вы служите на селе. Есть ли здесь своя специфика?

— Божией милостью, неся свое священническое служение в сельском приходском храме, я, действительно, пытаюсь выстраивать свою деятельность и общение с прихожанами с учетом сельских реалий. Не могу не заметить, что наша растущая сельская молодежь претерпевает еще большие тяготы, чем их городские сверстники. Вместо благ, комфорта и приличных зарплат вскоре нередко выявляется отсутствие прилично оплачиваемых и достойных для современного молодого специалиста трудовых мест, подобающих условий для жизни будущей молодой семьи и их труда…

— Так как же им морально выстоять?

— Убежден, что духовный, моральный и нравственный иммунодефицит в нынешнем обществе может быть полностью снят нашей Церковью-мученицей с ее сонмом святых и праведников, а также нашим обращением к лучшим патриотическим, интеллектуальным, семейным и культурным традициям, в частности, к традициям казачества, о чем немало говорилось на наших сегодняшних чтениях. Эти традиции бытуют в фольклоре, народных обычаях, обрядах и праздниках, отражая исторически сложившиеся духовно-нравственные нормы поведения и лучшие патриотические чувства.

— Скажите, отче, а Ваше обращение к казачеству вызвано нынешней повесткой дня Рождественских чтений или Вы об этом раздумывали и ранее?

— Нет, все это далеко не случайно. Ведь я же — потомок казаков, и хорошо вижу, что педагогика казачества обобщает те лучшие традиции, социальные знания и опыт, которые казаки накопили на протяжении полутысячелетнего пути своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа.

— Какие самые яркие идеи педагогики казачества Вы бы отметили?

— Прежде всего, это воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской культуры традиции народовластия, а также становление личности свободного и вольного человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России. И третья, но не менее важная, — воспитание молодежи в духе патриотизма, становление в ее сознании психологической готовности к служению Отечеству.

Мир и клир: в поисках гармоничного взаимодействия на селе

— Как и чему учили семья и «социум» с малых лет детей-казаков и девочек-казачек?

— С малых лет и без лишних слов детям и подросткам прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу — к защите рубежей своей Отчизны. Учили свято соблюдать заповедь: «Чти отца своего и матерь твою», чтению молитв перед сном, при пробуждении, до и после принятия пищи… С пяти лет казачата обязаны были знать молитвы «Отче наш», «Царю Небесный», «Пресвятая Троица» и другие. Подавляющее большинство казаков сызмальства становились глубоко верующими православными людьми.

Также с раннего детства учили казачат тому, что составляло основу морально-нравственных устоев казачества, и прежде всего — соблюдению 10 Христовых заповедей, объясняя их просто и доходчиво, чтобы дети запомнили их на всю жизнь: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц… А прежде всего — крепи Веру Православную!

— Что стало основой такого прочного мировоззрения?

— В первую очередь — положительные примеры боевых подвигов и безупречной службы деда, отца, родственников и соседей-станичников, умевших не теряться при любых жизненных обстоятельствах, находить выход из самого сложного положения, стойко держаться и выживать в самых трудных условиях, а также — «не жалеть живота своего за други своя». И, конечно же, труд. Живя на приграничных территориях, православные казаки строили станицы, возводили храмы, возделывали землю и надежно защищали границы нашей родины.

— Возможен ли сегодня полноценный процесс воспитания детей и подростков на селе?

— На мой взгляд, да. Ведь сегодня у нас нет недостатка ни в хороших условиях работы, ни в необходимых методиках, ни в святых защитниках и покровителях. Достаточны опыт и квалификация у многих добропорядочных и ответственных людей. Но одних лишь совместных усилий «семьи и школы» в этом процессе уже маловато, тем более что в ряде случаев такой союз на селе не сложился. Здесь явно нужны помощники.

Согласно Концепции социального партнерства, принятой в нашей стране, ими могут стать Церковь и Казачий круг (где такая возможность имеется). Ведь сегодня сама жизнь взывает нас к единению.

* * *

Уже попрощавшись с батюшкой, мы с тихой радостью вспомнили о нашей последней встрече с казаками на одной из сельских ярмарок, где пожилые казаки наповал сразили селян своим бравым видом, молодые — искусством фланкировки под задорную казачью лезгинку «Ойся ты ойся», а все вместе — силой и непоколебимостью своего духа!

Да и кому из нас не ведомы те раздольные, напоенные терпким ароматом степных трав и заряженные энергией дальних походов казачьи песни, что словно птицы летят над родною землей?! Песни, в которых живет жительствует целый мир доблестных мужчин, наделенных особой статью и песенным талантом в ореоле воинской и трудовой славы! А также их подруг — красивых, верных, сильных, звонкоголосых казачек! И этот мир, и эта культура, и эти традиции видятся нам сегодня свежим источником новых сил в деле возрождения всего нашего общества, бьющим из самых глубин народной жизни!

С отцом Николаем Кущ беседовали Николай и Наталья МИНИНЫ.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 28 февраля

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости