Мар 27, 2021
st-vestnik

Нужно восстановить в себе образ Божий

Нужно восстановить в себе образ Божий

Вот уже многие годы наше внимание привлекает к себе наиважнейшая для нашего общества тема работы с детьми и подростками, а также с их семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Поначалу это был лишь наш юношеский интерес, возникший при наблюдении за жизнью некоторых знакомых нам сверстников, затем — вполне осмысленное изучение этой темы на студенческой скамье в профильном вузе и во время работы в НИИ, а вскоре, волею Божией, все эти знания как нельзя кстати пригодились и нам самим в воспитании 3-х наших несовершеннолетних внуков из многодетной неполной малообеспеченной семьи.

Так что знаменитая крылатая фраза (в первой своей части): «от сумы и от тюрьмы не зарекайся» никогда не выпадала для нас из «зоны ближайшей актуализации», а от второй — да убережет нас Всемилостивый Боже!

Даже сегодня, просматривая многочисленные материалы в СМИ, мы все чаще и чаще наблюдаем, как, порой, вслед за оглушительным «звёздным» успехом и благополучием для многих наших современников наступают весьма непростые времена. А для иных и сама старость становится временем расплаты за не отмоленные еще в молодости грехи и ошибки.

Так в чем же причина наших перманентных проблем? Только ли в том, что «российское общество переживает ценностный и духовно-нравственный кризис»? Или и в нас самих?

Сегодня с учетом многих сложившихся трудностей в нашей стране к решению проблемы помощи как отдельным людям, так и целым семьям, «оказавшимся в сложной жизненной ситуации», привлечены самые лучшие специалисты: социологи, психологи, педагоги, медики, экономисты, юристы… В этой области используются выверенные годами на практике и хорошо зарекомендовавшие себя теории и методики, привлекаются значительные средства из самых разных источников. А главное, — все необходимые здесь субъекты деятельности трудятся в тесном взаимодействии над решением данных проблем. Ну, а каковы же итоги?

По мнению специалистов, дело еще и в кризисе самих наших семей, как «ячейках общества». По уровню разводов, отмечают они, мы удерживаем одно из первых мест в мире (от 60 до 70% официальных браков в стране распадаются), что почти в 2 раза выше, чем в странах Западной Европы.

С начала 1990-х гг. Россия прочно занимает первое место в мире по уровню абортов.

30% наших детей рождены вне брака (с 1989 г. доля внебрачных детей более чем удвоилась — с 14 до 30%. При этом у матерей до 20 лет эта доля «незаконнорожденных» детей еще выше — 45%).

Количество ежегодных отказов от детей держится на уровне 10-11 тысяч (в 80% случаев причиной отказа является бедность, отсутствие жилья, низкий уровень образования и социального обеспечения).

Высказываются ощутимые опасения, что и повсеместно создаваемые в нашей стране «приюты для одиноких матерей с детьми, попавших в сложную жизненную ситуацию», также не решат этой все более разрастающейся проблемы, поскольку у самих подопечных матерей-одиночек зачастую наличествуют иждивенческие настроения и полный инфантилизм. Как же быть?

Обратимся к одному из наиболее ярких положительных опытов в истории России. Когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский (+1908), анализируя многолетние труды и итоги социальной работы в созданном им кронштадтском Доме Трудолюбия, пришел к исключительно важному выводу о том, что сама по себе «милостыня», пусть даже регулярная и щедрая, не только не решает проблему нуждающихся, но и еще более усугубляет ее, развращая и приучая людей к бездеятельности, паразитизму. Надеясь на эту «подачку», они уже не стремятся сами обеспечить свою жизнь (заработать деньги) и еще больше морально деградируют. Нужно побуждать людей не «выпрашивать», а зарабатывать деньги, становиться на ноги, чтобы, преодолев сложившийся кризис, зажить нормальной жизнью.

«Благочестие и труд — вот единственно, что завещал великий священник России… Отец Иоанн звал народ русский не к ленивому, а к деятельному благочестию, — пишет один из современников святого кронштадского пастыря, — звал к благородной свободе. Личной религией его был неустанный труд, направленный волей Бога. Пусть примет народ наш ту же веру — и он спасется». (М. Меньшиков. Из заметки на смерть о. Иоанна Кронштадтского).

По замыслу о. Иоанна, созданный им Дом Трудолюбия должен был охватить все категории социальных низов: от детей-сирот, неработоспособных женщин и стариков до физически здоровых, могущих себя обеспечить мужчин. Предполагалось не только предложить этим людям полезную и доступную работу, но и создать условия, при которых они могли бы воспользоваться этой возможностью.

Вскоре отцом Иоанном была создана сложная и всеохватывающая структура помощи нуждающимся. Проситель любого пола, возраста и семейного положения, бездетный или с детьми любого возраста, любого физического состояния и уровня профессиональной подготовки получал здесь не милостыню, не несколько грошей и кусок хлеба, а реальную возможность начать свою жизнь заново. Не только ночлег и питание, — но и постоянную, вполне выполнимую работу, чтобы их [ночлег и питание] оплачивать. Более того, Дом Трудолюбия создавал своим подопечным целый микромир — обеспечивал не только их физические потребности, но и интеллектуальные и эстетические. Это был уникальный воспитательно-трудовой центр социальной помощи и реабилитации для работы с малоимущим и деклассированным населением, созданный молитвами и попечением лишь одного приходского священника.

Духовная же составляющая вопроса здесь превышала материальную. «Отец Иоанн своим примером и подвигом священства будил в людях образ Христов, выводил их из мрака отчаяния к огню веры, возвращал их в нормальное человеческое общество. Каждодневно и ежеминутно сострадая и разделяя болезни и печали к нему приходящих, он отдавал себя без остатка служению Богу и людям, явив ярчайший пример Доброго Пастыря».

Кронштадтский Андреевский храм, где служил батюшка, во время Божественных литургий всегда был полон молящихся. И как не раз признавался сам о. Иоанн, «от желающих исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн отбоя не было: «по головам ходили!».

Как-то, рассказывает еще один из свидетелей тех дней, отец Иоанн, прибыл на петербургский вокзал, где его ожидали самые разные люди и в их числе — горькие пьяницы, что вызвало заметное недовольство у некоторых встречающих. Но батюшка, «будто увидев самого дорогого человека, так приветливо, с такой теплотой и любовью «взглядом обнял» нашего пьяницу, что негодующие притихли. А потом сам подошел к забулдыге, что-то тихо и ласково ему сказал, и затем благословил. Вскоре этого пьяницу заметили уже в храме, где служил отец Иоанн, в Андреевском храме, что в Кронштадте: сам нашел, сам пришел. А, придя к отцу Иоанну, уже так и остался — в другой, новой, трезвой жизни. И это не единственная история преображения падшего человека под влиянием отца Иоанна Кронштадтского. Потому и тогда и сегодня молятся этому святому за тех, кто погибает от пьянства, наркомании, молятся за людей опустившихся, за тех, кто давно махнул на себя рукой. «Вокруг отца Иоанна спасались не только маргиналы городского «дна» города Кронштадта, вокруг него спасалась вся тогдашняя Россия».

Сегодня нас окружает не столько нищета, сколь великое множество соблазнов и искушений. Они так завладели нашим греховным сознанием, что нам уже не до храма, не до молитвы, не до покаяния и поста и не до Таинства Святого Причащения. Наша беда в том, что мы предали сами себя и свои же истоки. Помните? «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (27). Весь тварный мир тогда был дан в удел человеку, а сам человек был призван стать уделом Божества.

Каков же этот образ Божий как дар, данный нам Господом, что позволяет нам жить в единстве с Богом и наделяет нас божественными свойствами?

Нужно восстановить в себе образ Божий

Важнейшие черты образа Божия в человеке, как отмечают богословы: ум — способность человека к Богообщению, созерцанию тайн Божиих; разум — способность к синтезу и анализу, пониманию законов природы; речь — способность выражать словом мысли и чувства; свободная воля — способность нравственного выбора: способность принимать решение, не подчиняясь внешнему воздействию, но исходя из внутренних побуждений своей личности (остальное творение живет, подчиняясь инстинктам); свобода — великий дар, осуществление которого налагает на нас огромную ответственность перед Богом и всем тварным миром; бессмертие — бесконечная перспектива бытия, однако это не гарантия вечного блаженства. Получив дар бессмертия, личность через всю свою сознательную деятельность наполняет его конкретным содержанием: вечной радостью или бесконечным страданием; творчество — соработничество Бога и человека (человек призван творить, прежде всего, свою собственную жизнь: раскрывать и осуществлять заложенные в него Богом таланты, преодолевать страсти, стяжать духовные добродетели); совесть — нравственный закон, внутренний голос, свидетельствующий об исполнении или попрании нами богоустановленных принципов жизни; любовь — главный способ бытия человека в мире (не эмоция); а также господство над землёй и над всем, что на ней.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 16). И только любя ближнего и выполняя другие заповеди Божии, мы любим Бога, ибо сам человек — и есть образ Божий.

Самое существо души нашей — образ Бога. И по падении в грех, душа пребывает образом! И вверженная в пламень ада, душа грешная, в самом пламени ада, пребывает образом Божиим! Так учат святые Отцы. (Святитель Игнатий Брянчанинов)

Так будем же помнить свое высокое жизненное предназначение и восстановим утраченный нами в себе святой образ Божий!

  • По благословению помощника благочинного Старицкого церковного округа по социальной работе, настоятеля храма святых мучеников Флора и Лавра д. Степурино иерея Николая Кущ,
  • Николай и Наталья МИНИНЫ.

 


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Камеры города Старица


Нацпроектор

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер от 18 июня

Свежий номер газеты

Рекламная пауза






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости