Сен 1, 2020
st-vestnik

Престольный праздник в Степурине

Престольный праздник в Степурине

В последний день августа в древнем селе Степурино (ныне — деревня), что лежит на старинном ямском тракте по пути из дивного города Старицы в первопрестольную Москву, в ярко украшенном храме свв. мчч. Флора и Лавра состоялись праздничная Божественная литургия, а после — и крестный ход, в котором приняли участие не только прихожане местного храма, но и специально прибывшие сюда гости села.

Как сообщил нам отец-настоятель Флоровского храма иерей Николай Кущ, среди участников торжества были дорогие гости из дер. Кузьминское Тверской обл. — Ирина, Людмила и Александра, своими голосами поддержавшие и украсившие литургические песнопения. Боголюбивые супруги — рабы Божии Алевтина и Борис приехали из Лотошинского района Московской обл. Памятно, что еще 8 лет назад они стали дарителями и благоукрашателями тогда еще только начавшего возрождаться степуринского храма, не имевшего на тот период своего настоятеля. Молодой алтарник Иоанн Курбатов прибыл на этот праздник со своей мамой из Москвы. И нам радостно, что Ольга Борисовна не только вырастила достойного православного юношу, но и сама готова потрудиться на ниве духовного просвещения степуринской детворы и их родителей в создающейся здесь воскресной школе. А самая активная и верная степуринская прихожанка — Любовь Игнатьевна Гуляева, с любовью и вкусом украсившая храм к празднику, гостеприимно и хлебосольно распахнула двери своего дома, угостив всех желающих праздничной трапезой во славу Божию.

Истории памятны времена, когда этот день (названный в народе — днем лошади), праздновался здесь по-степурински с размахом, а сами работяги-лошадки не только не слышали свиста кнута, но даже и окрика, получая от вдруг чудом подобревших людей лакомые гостинцы. Да только с тех пор в студеной Жидоховке уже много воды утекло.

Престольный праздник в Степурине

Раннехристианские святые мученики Флор и Лавр пострадали во II в. в Иллирике (ныне — территория бывшей Югославии: современных Сербии, Боснии и Герцеговины и других балкан­ских стран) и известны нам только по житийной литературе. Почитаются Православной (память (18) 31 августа) и Католической (память 18 августа) церквями.

Согласно житию этих святых, Флор и Лавр были родными братьями-близнецами, с юности уверовавшими во Христа. Их, как известных каменщиков/каменотесов, правитель Иллирика направил к правителю соседней области для построения языческого храма. Братья много трудились, отдавая полученную плату бедным и проповедуя им Христа. Успеху их проповеди способствовали и чудеса. Самым известным из них стало исцеление сына (по другим источникам — племянника) языческого жреца, получившего при возведении храма страшную травму глаза, но, по предстательству святых, вновь прозревшего, после чего и исцелённый, и сам жрец стали христианами.

Престольный праздник в Степурине

В новопостроенном храме, в который ещё не были внесены идолы, Флор и Лавр вместе с обращёнными ими христианами совершили совместную молитву, а после этого низвергли идолов, предназначенных для перенесения в храм.

Все участники этих событий были схвачены и сожжены, а Флор и Лавр — отправлены обратно в Иллирик. Братья неколебимо исповедали себя христианами перед правителем-язычником, после чего были брошены в колодец и засыпаны землёй. По прошествии времени их св. мощи были обретены нетленными и перенесены в Константинополь в монастырь Спаса Вседержителя, где их видели русские паломники Антоний и Стефан Новгородец в 1200 и 1350 гг. соответственно.

Предание гласит, что сразу же по обретении святых мощей Флора и Лавра прекратился повсеместный падёж скота. В связи с этим, у нас, на Руси, эти святые и начали почитаться как покровители лошадей. В древних русских иконописных подлинниках указывается, что на иконах святые Флор и Лавр должны быть написаны с лошадьми.

Такая икона сегодня вновь украшает возрождающийся степуринский храм, некогда освященный в честь этих святых мучеников.

Престольный праздник в Степурине

Еще «во время о́но» день Флора и Лавра был в нашей стране общенародным церковным праздником, очень органично вписывавшимся в календарь вслед за Медовым (торжество Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня) и Яблочным (Преображение Господня) Спасом. Но затем, на фоне повсеместного катастрофического снижения (а практически – исчезновения) конского поголовья, из народного сознания праздник постепенно исчез. Ныне же, в эпоху ренессанса православных традиций (а особенно в среде конников), он празднуется также, как и встарь. Но возродились ли в полной мере традиции этого необычного праздника в широком народном сознании? Практика говорит о том, что для этого предстоит еще очень и очень долгий путь. Однако, неисповедимы пути Господни (Рим. 11:33).

Престольный праздник в Степурине

Вслед за источниками заметим, что и у нас покровителями лошадей эти святые мученики стали далеко не сразу. По преданию, князь Дмитрий Донской перед знаменитой Куликовской битвой получил благословение от преподобного Сергия Радонежского. Это произошло 18 (по новому стилю 31) августа 1380 года, в день памяти свв. мчч. Флора и Лавра. Победа была воспринята как чудо и навсегда осталась в памяти людей. Святые братья стали почитаться как заступники Русской земли. Вскоре был создан и уникальный сюжет, отраженный на иконе «Чудо о Флоре и Лавре» (XIV в.), на которой Архангел Михаил, держа за поводья коней, оседланных по-военному, передает их Флору и Лавру.

Престольный праздник в Степурине

Еще в едва уловимых сполохах грядущей богоборческой катастрофы в нашей стране князь Е. Трубецкой, автор известнейшего труда «Умозрение в красках. Этюды по русской иконописи», провидчески писал, что [предстоящее] «…Открытие иконы озарит своим светом не только прошлое, но и настоящее русской жизни, более того, ее будущее». И далее: «Когда мы видим этих святых [Флора и Лавра] среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочным стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые, сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Престольный праздник в Степурине

А потому совсем не удивительно, что и эти иконы, и сам праздник, и святые мученики Флор и Лавр пользовались особым почитанием в первую очередь среди крестьян в земледельческой России. (К слову, только в русской православной традиции имена этих святых, вообще, связаны с лошадьми). Постепенно появились и традиции празднования дня Флора и Лавра: «в этот день было принято освобождать лошадей от работы, украшать их всевозможными яркими лентами и бубенцами, кормить вволю, а также обязательно отводить к церкви, где после торжественного молебна священники окропляли животных святой водой», ибо, как всем было хорошо известно: «Праведный печется и о жизни скота своего» (Притч. 12, 10). Конечно же, все это сопровождалось народными гуляниями.

Престольный праздник в Степурине

И в заключение, вновь обратимся к душеполезным словам князя Е. Трубецкого: «Сущность той жизненной правды, которая противополагается древнерусским религиозным искусством образу звериному, находит себе исчерпывающее выражение не в том или ином иконописном изображении, а в древнерусском храме в его целом. Здесь именно храм понимается как то начало, которое должно господствовать в мире».

Святые мученики Флоре и Лавре, молите Бога о нас!

Интервью с настоятелем степуринского храма Флора и Лавра иереем Николаем Кущ по телефону провели  Николай и Наталья МИНИНЫ.

Фото Вадима Жукова.


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 19 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости