Июл 13, 2013
st-vestnik

Старец Андрей Тихонов из Луковникова творил чудеса

Старчество — сугубо православное понятие, свойственно прежде всего России. Главная и определяющая черта его — сочетание строгого подвижничества, пребывания на высших ступенях духовной лестницы с активным выходом в мир. Этот выход выражался в широком общении с простыми мирянами, в служении миру в качестве духовного помощника, советника и наставника, живого примера истинной христианской жизни.

У всех на слуху старцы из Оптиной, Соловецкой, Саровской и Ниловой Пустыни. Гениально изображено это удивительное явление в религиозной жизни нашего народа у Достоевского в романе «Братья Карамазовы».

И у нас в сельском поселении «Луковниково» около 100 лет назад был свой старец — Андрей Тихонов. Я буду называть его так, как его называли при жизни, и как было принято тогда для людей незнатного происхождения. Столько лет прошло, а память о нем передается из поколения в поколение. Могилка старца Андрея Тихонова и сейчас ухожена, украшена живыми и искусственными цветами, вышитыми полотенчиками, скамеечка свежепокрашена, какой-то добрый человек поставил кованый крест с надписью: Иерей Андрей. Не иссякает народная тропа к его могилке, люди идут к нему поклониться и попросить помощи, как к живому.

Такое паломничество, правда, более многолюдное, мне пришлось увидеть в Москве, на Николо-Архангельском кладбище к могилке старца Сампсона (графа Сиверса в миру до революции). К нему идут не только москвичи, а со всей России, даже из Туркмении, я знаю, приезжают.

А нам и ехать никуда не надо, свой старец на Бабинском кладбище! И ведь помогает, иначе не ходил бы к нему народ без малого 100 лет.

Чтобы написать эту статью, я и Анастасия Андреевна Зуева, огромное ей спасибо, поездили по окрестным деревням, расспросили пожилых людей, что они помнят или что им говорили их родные, знакомые о старце. Удивительная открылась картина, предлагаем ее вашему вниманию!

Пустынь старца, одинокая избушка, рядом колодец с родниковой водой, существовала еще до революции и находилась в 1-1,5 км от деревни Беклово, в березняке, за бывшим Савельевым хутором. Народ шел к нему за советом, духовной поддержкой и благословением. А старец был провидцем и знал думы приходящих. Вот несколько примеров, рассказанных нам.

Приходит женщина к своей соседке и приглашает: «Пойдем к старцу, поболтаем». А та только что вытащила чугунок картошки из печки: «Погоди, позавтракаю». «Да пойдем, потом поешь». Пришли к старцу, а он выходит на крыльцо с миской воды и ложкой в ней: «Хотела поболтать — поболтай ложечкой в миске». А другой дает две картофелины: «Не успела поесть — поешь».

Или такой случай. За старцем приглядывала женщина из Беклово: что-то приготовить, помыть, постирать, одним словом, женская забота. Звали ее в деревне Краснеха, видно, в самом деле красавица была. И вот идет мимо ее дома мать одной из наших рассказчиц, Анна Сергеевна, а у той палисадник весь в цветах, очень красиво. И подумалось Анне: «Живет она, наверное, со старцем».

Приходит, а старец ей говорит: «Аннушка, ну зачем же ты обо мне так плохо подумала, ведь на мне обет безбрачия. И вот что на мне». Нижнюю рубашку отогнул, а под ней панцирь. И не знал народ, что на нем вериги, увидели только, когда хоронили. А Аннушка тогда чуть со стыда не сгорела, готова была сквозь землю провалиться.

Еще один случай.

Пустил дед Илларион паломника-старика ночевать на печку. А на печке «кудельные» штаны (что это за штаны, не знаю), новые, только что бабка сшила. Переночевал паломник, свои рваные штаны оставил, одел новые и ушел ни свет ни заря. Пропажу обнаружили, бабка и давай деда ругать, что пускает на ночлег кого попало. Через какое-то время приходит она к старцу, а тот говорит: «Что ж ты штаны пожалела одинокому старику. У вас-то еще будут, и не одни».

И еще один случай, мы-то их услышали много.

Были у старца ульи, и какие-то лихие людишки разорили их у святого человека. Ну, тогда мужики были покруче нынешних, поймали и хотели их, так сказать, линчевать. Но прежде привели к старцу, а тот вышел и говорит: «Отпустите, Бог их накажет». Так и вышло, ни одного из них в ближайшее время в живых не осталось.

А вот примеры, когда старец предстает перед нами как чудотворец.

Горит деревня, люди тушат пожар, да куда там! Бросились вытаскивать добро из еще не занявшихся пожаром домов. Подходит старец и говорит: «Заносите добро обратно». И ведь занесли! И пожар угас, прекратился! А до этого двадцать два дома сгорели дотла.

Такой же случай был с Анной Сергеевной. У них была рига, в нее только заложили снопы. Вдруг загорается соседняя рига — Стасихи. Подходит старец и говорит: «Аннушка, возьми икону, обойди ригу, как солнце ходит». Обошла Аннушка — и ветер переменился, рига уцелела.

И вот совсем удивительный случай.

Муж Анны Сергеевны, Илья Илларионович, ушел на войну с немцами, еще на Первую мировую. Ушел и пропал, восьмой год пошел. А тут к ней стал свататься Коля Харитонов: «Давай жить вместе, сколько ж можно мужа ждать». А она и сама вроде не против, спрашивает у свекрови, как быть-то. Та ей отвечает: «Сходи к Андрею Тихонову. Благословит — хоть сама к нему иди жить, хоть его к нам веди».

Пришла, а старец говорит: «Не благословляю, жив твой Илья, скоро получишь весточку, а потом и сам придет».

И точно, приходит из плена солдат из Бабина и передает ей письмо от мужа. Тот пишет: «Нахожусь в германском плену, работаю на кожевенной фабрике, шью сапоги. Сейчас идет обмен пленными, и меня могут обменять». Зимой пришла весточка, а весной и сам пришел Илья Илларионович.

Поневоле вспоминается знаменитый фильм Павла Лунгина «Остров». Там похожий случай с отшельником, героем его фильма. Почему такая схожесть, если женщина, рассказавшая мне о старце, ни о Павле Лунгине, ни о его фильме и слыхом не слыхивала. Там русский север, поморы, а тут Тверская область, там Вторая, а здесь Первая мировые войны.

А потому эта схожесть, что народ один — русский, враг один — германец, значит и историческая судьба народа одна. И не удивительно, что и людские судьбы совпадают.

И вот революция, власть захватили большевики. Стали к старцу ходить местные коммунисты, Митька Красиков, Рачеев, как сейчас говорится, «прессовать».

Недолго пожил старец, попросил отвести его в Бабинский храм, выполнил весь положенный церковный обряд, вымылся и умер. И здесь опять полная аналогия с героем фильма «Остров».

Хоронили старца всей округой, народу тьма. Всю дорогу от Беклово до Бабинского кладбища несли его на руках, а дорогу выстилали еловыми ветками.

В 1953 году (сколько лет прошло после смерти старца) местные жители обратились к страшевическому священнику с просьбой отслужить благодарственный молебен своему старцу. И отслужил батюшка молебен на месте его скита. К тому времени от его избушки ничего не осталось, только родник, да врезанная в березу иконка. А народу было очень много.

Вот и нам бы так — обратиться к духовенству с коллективной просьбой: отслужить благодарственный молебен на могилке старца Андрея Тихонова.

И еще одно. В связи с предстоящим 15 июля с. г. храмовым праздником Ахтырской Божьей Матери в сельском поселении «Луковниково» хотелось бы коснуться и этой темы.

Старицкий книгоиздатель И.П.Крылов пишет в 1915 году: «В величественном храме Рождества Христова… из икон заслуживают внимания: Святой Троицы и икона Божьей Матери. Икона Ахтырской Божьей Матери очень чтится в округе и от нее исходит масса исцелений. Кроме этой иконы особо чтутся еще две иконы: Спасителя и Скоропослушницы, по преданию привезенные из Афона. На поклонение святой иконе Ахтырской Божьей Матери приходят богомольцы из далеких деревень даже других уездов».

В 30-е годы храм закрыли, куда делись иконы — нам не ведомо, а вот икона Ахтырской Божьей Матери была, как говорится, «выхвачена из полымя» и сохранена крестьянами деревни Илейкино. Там образовалась своего рода негласная религиозная община. Сколько там было верующих, кто по фамилиям — спросил бы, да не у кого. По рассказам оставшихся в живых, это были Павел Васильевич Пухов с супругой Зинаидой, Евдокия Семеновна Гусева.

Павел Васильевич, в молодости моряк, не скрывал своей воцерковленности, а это было опасно в те годы. Говаривал: «Кто в море не бывал, тот страху не видал». Он и за часовней присматривал, и сточный желоб от родниковой жилы оборудовал. И сейчас растут деревья — ветлы вокруг часовни, посаженные Павлом Васильевичем. Гусева Евдокия Семеновна была последней хранительницей иконы.

Когда умирала, позвала отца Бориса, тогдашнего настоятеля Ильинской церкви в Старице, и передала ему Чудотворную икону. Там она сейчас и находится, наша Луковниковская — Илейкинская Чудотворная икона Ахтырской Божьей Матери.

В этом году Водосвятный молебен на Святом источнике приедет служить благочинный Торжокского округа протоиерей Николай с певчими. Обещали сослужить с ним о. Владимир — берновский батюшка, о. Дмитрий — красновский батюшка и луковниковский о. Владимир. И впервые на молебен привезут Чудотворную икону Ахтырской Божьей Матери, ту самую, из Ильинской церкви в Старице. Призываем всех на Водосвятный молебен на Илейкинской часовне 15 июля в 10 часов утра.

И последнее.

При поддержке Правительства Тверской области мы проводим широкую благотворительную акцию по сбору средств на восстановление храма Рождества Христова в с. Луковниково. Во многих магазинах нашего сельского поселения установлены урны для пожертвований, объявления о приобретении свидетельств на Именные Кирпичики в стены храма.

Приобретайте кирпичики: в с. Бабино — у Анастасии Андреевны Зуевой, в с. Луковниково — у Галины Михайловны Петренко, в с. Рясня — у Александра Яковлевича Волнухина, в Орешках — у Светланы Анатольевны Ивановой.

Жертвуйте на храм и так, в урны, да хоть бы и сдачу! А поскупишься — как бы не к добру вышло, кто ж знает. Вот и рассуди!

Спешите делать добро!

Валентин РОЗОВ, председатель приходского Совета храма Рождества Христова (с. Луковниково).


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
  • ОЛЬГА

    Добрый день.C интересом прочитала статью о Старце Андрее Тихонове . Очень заинтересовалась, но нигде не нашла, как проехать к могилке батюшки Андрея. Если будет возможность сообщите пожалуйста. Мы часто ездим в с. Красное и на источник, я поняла кладбище не очень далеко. Заранее спасибо и простите за беспокойство.

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 23 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости