Троица: традиции и приметы. Как к ним должен относиться православный христианин?
«Батюшка, здравствуйте! У всех православных праздников есть какие-то свои традиции, некоторые из них понятны, а некоторые кажутся суевериями. Например, меня смущает традиция украшения храм березами и травой. Разве это не язычество?»
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов.
Каждый церковный праздник обрастает со временем определенными традициями. Часть из них становятся теми или иными церковными обычаями. Другая — народными суевериями, не имеющими ничего общего с учением Церкви. Праздник Троицы — не исключение. Существует масса народных примет и обычаев, связанных с Троицей — что можно и нельзя делать на Троицу. Большая часть из них — это чистой воды суеверие, не имеющее никакого отношения к православной вере.
Церковь говорит нам, что Троица, она же Пятидесятница — это один из важнейших праздников в церковном году. Пятидесятница считается днем рождения Церкви, так как именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух и начался их путь проповеди христианства в мире. Помимо суеверий, существует несколько церковных обычаев этого праздника — украшение храмов березами и зеленью и посещение кладбища накануне праздника Троицы — в Троицкую Родительскую субботу.
Традиция украшения березами имеет несколько объяснений. Если посмотреть внимательно на икону Троицы, то можно увидеть дерево. Это дуб из дубравы Мамвра, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Именно этот момент изображен на иконах Троицы. Считается, что березовые ветви и зелень должны нам напоминать об этой дубраве. Во-вторых, в тот день, когда Святой Дух сошел на апостолов, иудеи отмечали праздник Пятидесятницы, посвященный обретению иудеями Закона Божия. На пятидесятый день после исхода из египетской земли евреи подошли к Синайской горе, где Господь дал Моисею десять заповедей. Это было время весеннего цветения, и вся Синайская гора была усыпана цветущими растениями. Возможно, именно отсюда еще в Ветхом Завете появился обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.