Авг 2, 2016
st-vestnik

Храм у дороги

Подъезжая к Старице по тверской дороге, путники издалека видят купола и кресты Ильинского храма, сияющие в лучах солнца, как пламень горящих свечей, которые словно связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Остановившихся у храма впечатляют его величественность и в тоже время изящество. Он стоит как корабль, являя собой прибежище для христиан в житейском море. И это действительно так, ведь Ильинская церковь была единственной в Старицком районе, которая не закрывалась в годы безбожного лихолетья в ХХ веке. Пророк Илия был одним из первых угодников Божиих, которых стали почитать на Руси и после принятия христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Пророк Илья является могучим и грозным распорядителем самых страшных и благодетельных сил природы.

Убранство и благолепие храма, особый дух и намоленность старинных икон невольно навевают вопрос: «Сколько же лет Ильинскому храму?»

Впервые исторические сведения об Ильинской церкви мы находим в писцовой книге Степана Торбеева за 1624 год: «Церковь Илия Пророк древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение мирское, а у церкви место поповское пусто, двор посадцкой мол отче человек Ивашка Олтуфьев». Но то была деревянная церковь и находилась она ближе к монастырю, а вот строительство каменной церкви было задумано в 1767 году, но затянуто по причине поиска лучшего места, кое и было определено в январе 1778 года специально прибывшей комиссией «построить каменную церковь в наново назначенном месте, как оное есть пространное и место высокое, наблаголепне весьма приличное…»

Сам храм начали строить в 1782 году. Уже через шесть лет был освящен первый Екатерининский придел церкви. Постройка основного придела — во имя Илии пророка была закончена в 1804 году, и 24 ноября 1804 года храм был освящен.

1806 году к Ильинской церкви относилось 267 приходских дворов, в которых проживали 449 человек (224 мужчин и 225 женщин).
В 1824 году, во время служения священником Иваном Михайловым в Ильинском храме, произошли немаловажные события, а именно — посещение царствующей особы Александра I городской церкви.

В старицком купеческом родословии было около десятка семей, которые внесли особый вклад в развитие города и церквей. Можно назвать такие имена жертвователей Ильинской церкви в XIX веке – Александр Александрович Щукин, Никита Афанасьевич Золотарский, Александр Дмитриевич Золотарский, Василий Сергеевич Ладыгин.

Благотворительность как форма помощи имущего неимущему, проявление сострадания к ближнему возведена христианством в нравственный принцип. Благодаря таким принципам в 1890 году открылась первая в нашем городе при Ильинской церкви в жертвуемом мещанином Василием Ладыгиным каменном доме в 61 квартале под №1 богадельня для призрения и убогих женщин. Позднее меценат, церковный староста Василий Сергеевич Ладыгин застрахует богадельню на 1200 рублей и будет ею управлять вместе со священником Феодором Тугариновым, который также сделал многое для благоустройства храма.

Священник Феодор Петрович Тугаринов родился в 1855 году, окончил духовную семинарию, в сане священнослужителя с 1880 года, состоял учителем пения в духовном училище. В 1914 году являлся членом уездного училищного совета.  В этом же году за усердие в службе был награжден наперстным крестом. Вместе с причтом и церковным старостой Самуйловым священник Феодор Тугаринов установили новые пристройки двух боковых папертей в Ильинской церкви взамен разрушавшихся старых. Скончался протоиерей Феодор Тугаринов 18 декабря 1920 года и похоронен на церковном кладбище, здесь же захоронен и староста Василий Ладыгин.

Из описей древних церковных вещей, произведенных в 1903 г., можно узнать, насколько богато выглядели иконы и церковная утварь храма: золоченые киоты, серебряные ризы, серебро – позлащенные венцы украшенные стразами и разноцветными камнями. К сожалению, все благолепие созданное жертвователями и стараниями прихожан храма было нарушено в 1922 году, когда началось изъятие церковных ценностей советскими властями. Трудное время наступило для верующих и священнослужителей.

В 1932 году настоятелем храма назначен протоиерей Алексий Нечаев. Отец Алексий родился в 1875 году в селе Рамешки Тверского уезда в семье священника Ефрема Нечаева. По окончании Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника. В этой должности служил в царской армии. После 1917 года был направлен священником в село Степурино Зубцовского уезда. В 1929 году местные власти обложили отца Алексия таким налогом, за который он не смог расплатиться, и по доносам в НКВД его арестовали на 3 года. Пройдя крестный путь в исправительно-трудовом лагере, отец Алексий не собирался оставлять службу в храме, отказываться от духовного окормления паствы, от служения Божественной литургии. И уже на службе в Ильинском храме ничуть не уступил он безбожию — так же проповедовал, так же ходил по домам прихожан с молебнами. Он служил и жил так, словно не было никаких гонений. 20 ноября 1937 года о. Алексей был арестован и заключен тюрьму города Ржева. Через два дня следователь допросил священника. Отец Алексей держался так, что было ясно — ни при каких обстоятельствах не согласится он лжесвидетельствовать, и следователь вынужден был ограничиться формальной записью вопросов и ответов. В этот же день следствие было закончено, и через три дня Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. После семидневного пребывания в тюрьме священник Алексей Нечаев был расстрелян 27 ноября 1937 года.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священник Алексий Нечаев причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских для общецерковного почитания.

Преемником по служению в храме в 1938 году стал о. Иоанн Соколов. Во время Великой Отечественной войны Иван Гаврилович спас храм от разрушения. Перед освобождением города  Старицы советскими войсками 1 января 1942 г. вход на колокольню был завален дровами, чтобы не дать фашистам возможность устроить на колокольне храма огневую точку.

После освобождения города о. Иоанн приложил много усилий для восстановления убранства храма Илии Пророка и православной веры в городе. Ежедневно, не пропуская ни одного дня, до своей болезни, которая случилась в 1946 году, протоиерей Иоанн проводил службы. Много народа съезжалось в Старицу на Ильин день 2 августа на лошадях, пешком, на попутках, чтобы присутствовать на храмовом празднике.

Умер Иван Гаврилович Соколов 25 октября 1946 года и был похоронен при большом стечении народа в ограде старицкой церкви Ильи Пророка.

С наступлением нового периода гонений на Русскую Православную церковь в 60-х годах, особый контроль велся за деятельностью священнослужителей. В 1961 году на служение в Ильинскую церковь был прислан священник Борис Ясинский, который очень быстро завоевал авторитет и популярность среди старичан. «Переносить трудности, унижения и прощать мне помогала вера в  Бога, — говорил отец Борис, — в душе народа она всегда жила. Главное, чтобы Бог и Вера всегда были с нами». Отец Борис почил в светлую ночь Рождества Христова 2003 года и его похоронили на церковном кладбище.

В 2009 году в преддверии светлого праздника Пасхи храм обрел новую звонницу — 10 колоколов, отлитых по заказу на одном их московских заводов на средства меценатов.

Храм продолжает преображаться, появилась крестильня — комната для крещения новопосвященных и церковная лавка.

В 2008 году были расписаны стены алтарей зимнего храма, а осенью 2015 года закончена роспись сводов зала зимнего храма. К сожалению, уникальные фрески в летнем храме теряют свою видимость по причине зимних промерзаний. Настоятель храма протоиерей Владимир Марценюк прикладывает немало усилий для утепления летнего храма, а для этого установлены новые двери  у боковых папертей, постепенно идет замена оконных рам.

В Ильинской церкви три престола. Главный престол — в летнем храме в честь пророка Илии, в зимнем храме  слева — святой великомученицы Екатерины, справа — в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Если вы окажетесь в Ильинском храме, то не забудьте помолиться перед  Ахтырской иконой Божией Матери, местночтимым чудотворным образом. По преданию святая икона была обретена в деревне Илейкино близ села Луковниково. На месте ее обретения стоит часовня и бьет святой источник, вода которого помогает всем страждущим в скорбях и болезнях. Образ находится за левым клиросом в зимнем храме.

Перед алтарем святой Екатерины находится храмовый образ святого пророка Илии, древнего письма в серебряной ризе.

За правым клиросом находится икона Тихвинской Божией Матери, мерою и подобием против Чудотворного образа, Тихвинская. А рядом с ней находится икона святителя Феодосия Черниговскаго чудотворца, писанная священником о. Терентьем Шкляр в 1897 году.

Фрески в летнем храме расскажут о библейских сюжетах, а иконы на иконостасе — о Великих праздниках. Особенностью иконостаса является большая  5-ти метровая икона «Тайная вечери» как наставление христианам, что если мы хотим выстоять в наше трудное время, нам следует постоянно прибегать к благодатной помощи Божией, как можно чаще приобщаться Животворящих Христовых Тайн.

Иконостас завершается образом Голгофы — Крестом с распятым Спасителем. Он как символ духовной вершины, спасительной жертвы, указывающей путь на небо. Перед Голгофой, «горой недосягаемой», склоняются все, пришедшие в храм.

Прибегая к молитвенной помощи и заступничеству к  Божией Матери, обратитесь к Ея образам, находящим в летнем храме: «Черниговской иконе» и «Успению», разместившимся  за левым клиросом, «Тихвинской» — за правым клиросом,  иконе «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). С левой стороны находится икона Божией Матери именуемая «Троеручица». Сия святая икона писана и освящена на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице и умиленно молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом.

Перед солеей, возвышением перед иконостасом,  находятся иконы древнего письма, слева – «Успение Божией Матери», а справа – «Святителя Николая, чудотворца».

Храм святого пророка Илии уникален не только своими святынями, фресками, древними иконостасами с красивой золоченой резьбой по дереву, но и тем, что здесь всегда звучала молитва. Ведь главное назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него. Это место, специально предназначенное для встречи с Богом и для соборной молитвы Ему. Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека.

Анастасия КУШНИРЕНКО.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
  • http://my.mail.ru/mail/rudioptika/ Станислав Руди

    Единственный Храм, в котором чувствуешь себя как дома, если можно так сказать. Входишь и наступает Божья Благодать. А насчет коммунистов — так строй такой в стране был. Кто хотел верить , тот и дома верил и старался жить по совести, а у кого ее не было — так и сейчас нет, ходи в церковь — не ходи…

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 23 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости