Александр Яковлевич Волнухин, известный в Тверской области и далеко за ее пределами краевед, создатель и хранитель музея рода Корниловых в Рясне, недавно сообщил нам: «Приезжайте, обнаружилась уникальная для Тверской области археологическая находка, будет вам хороший материал!»

Поехал я весьма заинтригованный: в Рясне еще не был, но наслышан, что там много необычного и интересного. А тут что-то уникальное даже для самого Волнухина…

Всю дорогу Александр Яковлевич, как истинно увлеченный своим делом человек, горячо рассказывал о родной Рясне. «Представляешь, тут на площади  9500 га было целых 15 (!) дворянских усадеб. Почти на каждом километре дороги — усадьба…»  Рассказал кратко о местах, мимо которых мы проезжали, о роде Корниловых, озвучил свои успехи. «В этом году покрыл крышу на дровянике, покрасил все что смог — забор, здание… Облагородил территорию музея».

— Но что же за находка такая?

— А нашли мы языческий чашный камень. Место поклонения древним богам. Впервые об этом камне упоминает протоиерей Владимир Петрович Успенский — священник, педагог и краевед в своей книге: «Литовские пограничные городки: Селук, Горышин и другие…», как «о камне с дыркою из коей ели разбойники часто собиравшиеся на горе близ села Рясня».  Правда автор тут же признается:  сам я, дескать, камня не видел, но местные жители говорят, что он там лежит и поныне.

Находка не столь новая — камень я обнаружил еще в 1998-1999 годах, когда восстанавливал родники в полукилометре от нынешнего музея рода Корниловых. Только я тогда не придал этому значения. Описание восстановленных родников есть в моей книге «Святые родники земли Старицкой».

В камне была довольно глубокая выемка квадратного сечения. В это удобное отверстие мы тогда установили православный крест, так как родники находятся  близ местечка Кресты, да и освятили их впоследствии во имя Отца и Сына и Святого Духа. На родники периодически вожу экскурсии. И вот как-то в отзывах в Интернете одного из экскурсантов читаю: «Странное дело вы сделали:  установили в камень — жертвенник древних богов — православный крест…»

Сразу плотно занялся вопросом. Нашел: чашные камни являлись языческими жертвенниками, датируемыми вторым тысячелетием до нашей эры, встречаются в основном на территории современной Литвы. Тем наш камень — на территории Тверской области — и уникален. В Литве есть похожий камень — и рядом так же как в Рясне — три родника. Без сомнения, и здесь и там это бывшие языческие капища.

Крест мы, конечно, перенесли — поставили чуть выше по склону. Начали опрашивать местных жителей. Оказалось еще перед революцией наши предки к камню ходили. Дождевая вода из его чаши считалась целебной, ею лечили суставы. В советское время о камне благополучно забыли, хотя на склоне горки вокруг камня заметная выемка, возможно, кто-то его посещает по сей день. А вот к родникам ездили лечиться и в советское время. Многие приезжали после Чернобыльской катастрофы…

…Я внимательно осмотрел этот необычный  древний камень, сделал несколько фото. Кроме основной квадратной выемки-чаши на нем есть несколько круглых глубоких отверстий меньшего диаметра, а также следы каких-то орнаментов (либо надписей), почти сглаженных временем.  Если камень смочить водой — пока он сохнет, довольно четко проявляется человеческая ладонь (левой руки) и схематическое изображение лица. Возможно, если снять весь мох, затянувший камень, будут видны и другие следы обработки.

После общения с местными жителями выяснилось, что если отъехать немного в сторону Торжка, —  в лесу можно увидеть еще два «камня с дырками». Съездили мы и туда. Расположены камни в паре метров друг от друга. Отверстия в них просверлены горизонтально, а не вертикально, как в чашном камне, а большая чаша или отсутствует, или находится глубже в земле. На обоих камнях тоже видны следы обработки: на одном нечто похожее на лист дерева, на другом — две параллельные полосы. На местах обнаружения чашного камня и «камней с дырками» есть много более мелких — все со следами горения.

Александр Яковлевич боится за сохранность двух новообнаруженных артефактов — рядом расположен гравийный карьер. Он обещал на будущий год постараться их выкопать и перевезти к чашному камню. Все-таки — это наша история, пусть и настолько древняя, что ее следов наша память не сохранила.

Ехал я домой с мыслью: «Сколько еще чудес лежит у нас буквально под ногами! Стоит только ходить с открытыми глазами и замечать все новое и необычное вокруг себя».

  • Александр МЕШАЛКИН.
  • Фото автора.
Поделитесь Вашим мнением
  1. Дмитрий Савончук

    наверное, при запланированном переносе камней, нужно будет на карте отметить места, где они находились. На всякий случай.

  2. Надежда Авдошина

    Как интересно!!!

  3. Михаил Анисимов

    Мы рядом с Тверью два таких камня нашли.

    1. Дмитрий Девицын

      Да вот под мостом лежит, ул Красина)) Тверь

  4. Дмитрий Девицын

    «Такие камни встречаются иногда, особенно на размытых берегах, на месте бывших деревень. В таких камнях попадаются квадратные и круглые отверстия. Камни представляют интерес для исследователей, я слышал доклады на конференциях на эту тему. Их пытались представить камнями-следовиками, местами сакральными, святилищами. На самом деле объясняется все просто, — объяснил Александр Кудряшов. — Они использовались при кузницах. На них укрепляли специальные механизмы, наковальни, которые вставляли в эти камни, усиливали эффект прочности. Обколачивали железные предметы, которые плавили. То есть эти камни использовали для личных целей в хозяйстве».

    Александр Кудряшов добавил, что датировать камни можно, вероятно, XVIII-XIX веками.

  5. Дмитрий Девицын

    http://iskatel.info/kuzneczyi-protiv-istorikov.html
    Вот статья по кузнечному делу 18-19вв и вот там эти камни, гугл ит!

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще записи из этой же рубрики

Что будем искать? Например,Идея

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности