Валентина Ивановна Дубкова живет в Санкт-Петербурге, но вот уже 60 лет каждую весну приезжает в деревню Павликово, в отчий дом. Она художник, окончила Мухинское училище. И деревня, природа Старицкого края дарят ей вдохновение. Она пишет акварели, рассказы, а ее муж Владимир Козлов делает к ее рассказам замечательные фотографии. Вот одно из ее произведений — живая картина из хлопотливого быта ласточек. По словам Валентины Ивановны для нее эти птахи уже, можно сказать, члены семьи!

Каждую весну в мой отчий дом, что в Тверской области, прилетают ласточки. Тоскливая тишина и вдруг воздух оглашается щебетом десятков птичек в черных смокингах. У меня верное ощущение, что они меня помнят и знают с прошлого года, потому, как они радостно пикируют, а потом взмывают вверх и выписывают веселые крендели в воздухе, радуясь весне, теплу и родному дому.

Они деловые, сразу начинают обихаживать старые гнезда и строить новые. Одна парочка ласточек все время поселяются у меня в сенях, там много лет наверху, под крышей четыре гнездышка. В одном из них они откладывали яички. Птички мои меня совсем не боятся, чувствуют, наверно, что я их очень люблю… Высиживают птенчиков долго и, похоже, поочередно. Но, что интересно, закрываю я двери в сенях всегда в одно и то же время, в 10 часов вечера, и ласточки всегда к этому времени сидят в гнездышке, а утром, если двери запаздываю открывать, вылетают в маленькое окошечко над дверью.

Наблюдая многие годы за моими подопечными, пришла к выводу, что птички эти очень радушны и иногда такое вытворяют, что трудно не поверить в присутствие в их головках разума. Вот послушайте несколько историй из их жизни.

Мои ласточки очень любят поболтать ранним утром. Сядут с десяток на провода и начинают галдеть, как торговки на базаре. Я от их галдежа и просыпаюсь. По их болтовне понимаю, какое у птиц настроение. Обычно это стрекот веселый, беззаботный, но есть у них крик тревоги, я его научилась распознавать. Белка пробежит, ворона вдоль дома скачет — этот тревожный крик, и всем гуртом мои ласточки непрошеных гостей выпроваживают, пикируя на них всей стаей.

Как-то вышла я поутру в сени — вижу сидит моя парочка и еще 3-4 птички и о чем-то переговариваются, тревожно переговариваются. Обычно в сени кроме моей пары другие птицы не залетают. Чую, что-то не так. Увидели меня, к себе подпустили и, оглянувшись, как бы зовя меня, вылетели из сеней. Пошла, обошла дом, огород, вроде все в порядке, подошла к сарайчику, там сено лежало старое и утварь огородная. Низкая дверь… вошла и все поняла. Поняла, почему меня ласточки на помощь звали. В сараюшке семейство ласточек свило гнездышко и вывело птенчиков. Мама-ласточка всех птенцов, а их шесть штук, вывела из сарая через маленькую низкую дверь, а один дурашка никак на эту дверь не реагирует, хоть мама и показывает, как из сарая через нее вылететь. Он кидается грудкой на окно в сарае, на свет пытаясь вылететь, а окно застеклено. И никак им обоим с этой задачей не справиться. Тут я взяла лестницу, закрыла окошко тряпицей, а шваброй птенчика к дверям подталкиваю. Тут мама включилась, и птенчик от моей страшной швабры к маме полетел и благополучно на волю вылетел.

Поняла я одну вещь — любой зверек в минуту опасности к людям выходит за помощью, ибо венец природы все-таки человек (хороший, конечно).

С этой сараюшкой и другая история приключилась. С вечера надо было ее на ключ запереть на ночь, а мои малыши вместе с мамой и папой в голубом предвечернем небе резвятся и на насест свой садиться не торопятся.  Может, они и в дыру сарая бы залетели, вдруг не додумаются, не ночевать же им на улице. Дай, думаю, позову. Руки растопырила и кричу зычно так: «Ласточки мои, любимые, давайте домой, сарай закрываю!»

И что вы думаете?! Можете не верить, но это так. Вижу, одна птичка из стайки в небе отделилась, на меня спикировала, влетела в сарай, за ней другая, третья, четвертая, и так все мои подопечные залетели на ночлег. Обалдевшая от такого чуда, от такого неземного разума этих малышек, я закрыла, довольная, сарай.

А еще был такой случай. Шли мы с моим маленьким сыном Сережей от соседки — тети Дуси, она жила в метрах 200 от нас. Шли, вдруг на тропинку вылетел птенчик ласточки. Видимо, выпал из гнезда. И как он, маленький, догадался, что единственное спасение ему, горемыке — это тропинка, по которой люди ходят?! Поймали мы его, а как спасти от гибели — не знаем. А потом осенило… Наша ласточка птенчиков кормила. Дай, думаю, подсажу кроху к ее деткам, авось не выкинут. Так мы и сделали. Пока ласточка улетела за едой для своих деток, я в гнездо найденыша и подсадила. И что думаете?! Выкормила моя мамочка подкидыша, чему все мы были очень рады.

А в конце августа или начале сентября мои ласточки собираются в далекие края. Они не все сразу улетают. Сидят стайкой на проводах, потом долго кружат над домом, прощаются и наутро уже не слышно их щебета…

Но что удивительно! Мои ласточки, что в сенях у меня вылупились, улетают позже всех. Меня, мне кажется, жалеют. Понимают, как грустно и тоскливо мне будет без их веселого щебетания. Я и правда, очень скучаю и грущу. Но человек верой живет. И я верю, что в будущем году снова увижу моих верных и любимых друзей. Будем жить!!! И будем ждать весну!

  • Валентина ДУБКОВА.
  • Фото Владимира Козлова.
Поделитесь Вашим мнением
Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще записи из этой же рубрики

Что будем искать? Например,Идея

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности