К 80-летию Старицкого педагогического училища
Историю становления и развития Старицкого педагогического училища за 80 лет можно разделить на два этапа: 1945 — 1955 годы и с 1962 года по настоящее время. Перерывом между двумя периодами были семь лет, когда с 1955 по 1962 гг. педучилище было закрыто, как записано в постановлении Облисполкома «в связи с перенасыщенностью педагогических кадров в народном хозяйстве».
А начиналась история педучилища так. За два дня до подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии, а именно 7 мая 1945 года исполнительный Комитет Калининского Областного Совета депутатов трудящихся принимает решение за № 317 «Об организации педагогического училища в городе Старице». В целях обеспечения начальных школ области квалифицированными кадрами учителей исполком Облсовета решил:
«1. Обязать ОблОНО (тов. Колмакова) к 1-му сентября 1945 года открыть в гор. Старице педагогическое училище, обеспечив его квалифицированными кадрами и учебным оборудованием.
2. Обязать Облстройуправление (тов. Ныркова) и председателя Старицкого Исполкома Райсовета (тов. Бугрова) в срок до 15 августа провести необходимый ремонт бывшей средней школы № 1 в гор. Старице.
3. Выделить на восстановление Старицкого педучилища 100000 руб., сняв 48000 руб. с ассигнований на строительство Краснохолмского педучилища и 52000 руб. Весьегонской средней школы…
4. Обязать Управление промкооперации по Калининской области (тов. Комицина) изготовить 5 шкафов, 5 письменных столов, 40 стульев, 60 трехместных ученических столов, 80 оконных переплетов, 20 столов (обыкновенных), 5 жестких диванов и 5 верстаков для столярной мастерской.
5. Обязать заведующего облконторой «Заготживскот» — тов. Зайцева закупить для подсобного хозяйства Старицкого педучилища 4 бычков 1943 года рождения в Старицком районе…
6. Обязать председателя Старицкого Исполкома Райсовета тов. Бугрова:
а) освободить здание начальной школы, занятое обмывочным пунктом райбольницы для организации в нем базовой школы педучилища в 1946 учебном году;
б) изготовить для педучилища 30 табуреток, 60 скамеек, 100 штук топчанов, 12 библиотечных полок-настилов, 55 классных досок, прочий мелкий инвентарь и необходимое оборудование; …
е) обеспечить жилплощадью работников педучилища…»
Первым директором Старицкого педагогического училища был назначен Яков Евграфович Ермошин. Он сразу же принимает на работу в качестве помощника директора по подсобному хозяйству А.В.Калупину и рабочую хозяйства М.А.Афанасьеву. Это было сделано совсем не случайно, так как уже в мае педагогическому училищу земельная группа Городского Совета произвела нарезку земли для подсобного хозяйства в количестве 9 гектаров. Из них: 6 га пахотной земли и 3 га луга. Так вот, руками небольшого штата коллектива педучилища и колхозницами деревни Бороздино на подсобном участке в короткий срок было посажено 3 га картофеля, посеяно 1 га овса, ячменя, 1,7 га посажено рассады капусты, брюквы и свеклы на площади около двух гектаров. Уже осенью с подсобного хозяйства учащимися педучилища было накопано 12 тонн картофеля, 3 тонны брюквы, собрана 1 тонна капусты. Почти весь этот небольшой урожай обеспечил питанием в течение первого учебного года учащихся.
В августе начались приемные экзамены, к которым было допущено 254 человека. Из них выдержало вступительные экзамены 165, а принято на первый курс 122 человека. На второй курс была «одолжена» группа в составе 26 человек из Торжокского педагогического училища.
В основном на первый курс были приняты учащиеся из Старицкого и Ржевского районов, их возраст составлял от 15 до 23 лет. Среди учащихся первого курса 3 человека были участниками Великой Отечественной войны -Надежда Виноградова, Анна Никитина и Александра Потехина.
Штатный преподавательский состав на первых порах был весьма немногочисленный, состоял из 11 учителей:
1. Друзин Карп Иванович, временно замещал должность учителя пения, рисования и чистописания.
2. Ермошин Яков Евграфович, директор педучилища, преподаватель методики русского языка.
3. Ермошина Зоя Федоровна, преподаватель русского языка и литературы.
4. Зубарев Сергей Михайлович, преподаватель географии.
5. Калупина Антонина Владимировна, преподаватель естествознания.
6. Колотилова Лидия Ивановна, преподаватель математики и физики.
7. Крыжановский Александр Федорович, учитель художественного слова, пения и руководитель хорового, драматического кружков.
8. Николаева Нина Николаевна, преподаватель истории.
9. Новикова Зинаида Александровна, заведующая учебной частью, преподаватель педагогики.
10. Ширяева Зоя Александровна, преподаватель физической подготовки.
11. Цветков Иван Ефимович, военный руководитель.
Учебный год педагогическое училище начало с уборки урожая, выращенного в подсобном хозяйстве, вот почему занятия начались только с 18 сентября. Но не успели еще войти в учебный ритм, как появилось решение Совнаркома от 15 сентября 1945 года, по которому с 1 октября по 7 ноября все учебные заведения страны обязывали участвовать в уборочной кампании. Четыре группы педагогического училища были направлены в колхозы Старицкого района. За этот период «битвы за урожай» учащиеся педучилища вручную убрали картофель с площади 47 гектаров, разостлали льна на площади 15-16 гектаров, околотили десятки тысяч снопов. По этой причине Старицкое педагогическое училище из положенных в первом полугодии 101 дня учебного процесса занималось только 60 дней: в первой четверти 19 дней, во второй — 41 день.
В своем первом учебном году Старицкое педагогическое училище проводило работу в исключительно тяжелых условиях. Вот как об этом вспоминает преподаватель училища тех лет Антонина Владимировна Калупина:
— 1945 год. В Старице открылось педагогическое училище. Под него было отведено здание бывшей средней школы. После оккупации ни в одном окне нет рам, нет дверей и полов во многих классных комнатах. Многие из учащихся, зачисленных в училище, познали все ужасы войны, почти все как-то пострадали от нее. Именно учащиеся вместе с преподавателями училища и занялись благоустройством здания. В первый год полностью освоили третий этаж. В кабинетах и занимались, и жили. В каждой комнате поставили временные печки, но тепла они давали мало: в окнах остались только летние рамы, застеклить удалось лишь их третью часть, остальные ребята заколотили досками и заделали паклей. Вместо кроватей — вдоль стен нары на двух-трех человек, вместо тюфяков — матрацы, набитые соломой. А зимой было особенно холодно. Девчата спали в одежде и платочках. Я помню, наши мальчики жили на кухне, а спали на печи… Согревались в столовой, да по субботам в бане-прачечной. Домашние задания учащиеся выполняли строго по времени, так как не хватало керосиновых ламп, и было очень холодно. Многие ученики держали чернильницы за пазухой, чтобы чернила не замерзли.
Чтобы полнее представить тяжелую картину того времени и понять, в каких условиях работало учебное заведение, достаточно взглянуть на сохранившиеся в архиве годовые отчеты Старицкого педагогического училища.
Так, в полуподвальном помещении были размещены: кухня, столовая, овощехранилище, мастерская по изготовлению наглядных пособий. На первом этаже — кабинет директора, учительская, канцелярия, библиотека с читальней, квартира директора и общежитие технических служащих. На втором этаже находились 4 классных комнаты, в которых проходили учебные занятия, а также рекреационный зал, кладовая. На третьем этаже было общежитие, где проживало 80 учащихся.
Здание имело калориферное отопление, но из-за недостатка дров топилась только левая сторона учебного корпуса. «Городские и районные организации подвозить дрова не успевали, — говорится в отчете. — А своей тягловой силы педучилище не имело». Чтобы как-то выйти из создавшегося положения, была создана бригада лесорубов в составе 37 человек. Бригада заготовила около 470 кубов дров. Кроме того, было заготовлено около 20 тысяч штук кирпича, которые учащиеся приносили из разрушенных войной зданий города. Кирпич очищали от старого раствора и из него уже сооружали: две капитальные стены внутри училища и печи «в кабинете директора, в квартире директора, на кухне — кухонный очаг и русская печь, в учительской; в общежитии учащихся сложены 2 печи, в естествоведческом кабинете и общежитии технических служащих сложена одна печь».
Только с марта 1946 года была проведена электропроводка на первом этаже педагогического училища, но свет городская электростанция давала на два-три часа в сутки. Домашние задания учащиеся готовили при керосиновых лампах, которых было всего 11 штук. Нетрудно догадаться, какой скудный свет был вечером в учебном корпусе.
Часть учащихся из крайне бедных семей нуждалась в материальной помощи со стороны педагогического училища и общественных организаций. В частности, им была выдана зеленая ткань на юбки, кофточки, брюки. 47 учащихся были освобождены от оплаты за обучение в первом учебном году. Из 114 учащихся, проживающих в общежитии или на квартирах в городе Старице, более 30 не имели постельного белья. В городе не было общественной бани и прачечной. «Это обстоятельство вынуждало учащихся время от времени ездить к родителям в деревни, чтобы сменит белье и вымыться, — читаем мы в отчете. — В училище ребятам выдавали хозяйственное мыло или мыльный порошок, по мере поступления его в кладовую педучилища». Кроме того, всем учащимся в первом полугодии выдали по 7 тетрадей, по одному карандашу и по два пера для чернильных ручек.
Дисциплина в педагогическом училище была очень строгой. Вот только маленький пример из годового отчета, который приводит Я.Е.Ермошин: «Я, как директор, не знаю ни одного случая, чтобы учащиеся ушли в город, не получив разрешения на то у меня или у заведующей общежитием, и пробыли дольше положенного срока».
Надо сказать, что первый директор Старицкого педагогического училища Яков Евграфович Ермошин много сделал для становления лучших педагогических традиций учебного заведения. Уже в первом 1945-1946 учебном году были заложены основы кабинетов: русского языка и литературы, естествоведческого, физического, пения и музыки.
Педагогическая практика учащихся педучилища проводилась во 2-4 начальных классах Старицкой школы им. И.Ф.Иванцова, так как своей базовой школы не было. Руководила педагогической практикой преподаватель педагогики Зоя Александровна Новикова. Каждый класс практикантов делился на 5 маленьких групп (по 5-6 человек). Разбор урока начинался с выступления давшей урок практикантки, затем выступали ученики и преподаватели, а методист заключал разбор. При оценке урока учитывались наглядные пособия, приготовленные практиканткой.
Преподавательский состав педагогического училища был единодушен в стремлении дать ученикам достойное педагогическое образование. Среди них был замечательный мастер педагогического труда — Сергей Михайлович Зубарев. Его судьба распорядилась так, что когда в далеком 1893 году в Старице открылось духовное училище, именно С.М.Зубарев начинал в нем свою работу преподавателем географии. После 1917 года духовное училище перестало существовать по известным причинам. В 1918 году решением Старицкого УИКа в этом здании была открыта начальная школа 1-ой ступени, а в 1923 — учебное заведение было реорганизовано в среднюю школу. И что интересно — Сергей Михайлович Зубарев честно продолжал трудиться преподавателем географии в школе. При открытии педагогического училища, когда встал вопрос об учителе географии, выбор пал именно на С.М.Зубарева, так как к этому времени популярность его была очень высока. Вот какую характеристику ему дает директор педучилища Я.Е. Ермошин:
— Несмотря на то что Сергею Михайловичу Зубареву было 66 лет, несмотря на свой огромный педагогический опыт, он тщательно готовился к каждому уроку, продумывал его проведение до деталей. Уроки отличались систематичностью, ясностью и четкостью изложения программного материала. Затруднена была работа из-за отсутствия некоторых географических карт.
Следует отметить, что С.М.Зубарев уделял большое внимание экскурсиям и практическим занятиям с учащимися. Его уроки «под открытым небом» на городище, берегу Волги, берегу реки Старицы, метеорологической станции всегда вызывали неподдельный интерес не только учащихся, но даже и у горожан. Много времени уделял Сергей Михайлович работе в неурочное время — лекциям в библиотеке города, на предприятиях, в школах. Умер замечательный педагог в 1950 году.
Значительное место в жизни Старицкого педагогического училища занимали внеклассные занятия. В то время там работали кружки: хоровой, драматический, выразительного чтения и кукольный театр. На праздничных вечерах ученики не только хорошо и весело проводили время, но и приобретали навыки организации и проведения внеклассных занятий. Они разучивали много игр, сочиняли спектакли, особенно для новогодней елки. По праздникам читали разработанные ими лекции о русских художниках и композиторах.
В трудном первом учебном году в педучилище была создана своя библиотека. За год приобретено 1635 экземпляров книг, из них 665 учебников и 170 методических книг. Библиотека выписывала только два номера «Учительской газеты».
Серьезным затруднением в жизни первого года педучилища был недостаток педагогических кадров — математики, физики, двух учителей русского языка, рисования, чистописания, музыки и пения. Мало было помещений для учебных занятий, нехватка мебели, методических программ, учебников, наглядных пособий и так далее.
В 1946-м окончился первый учебный год в Старицком педагогическом училище. В «Отчете» за прошедший год мы находим: «Пожелание на будущее. Самое главное — надо сделать зимние рамы, приобрести мебель для вновь принимаемых первых классов». Дружный творческий педагогический коллектив сумел найти собственное лицо, поставить дело так, что уже в скором времени выпускники училища с гордостью стали произносить: «Мы — из Старицкого!»
Александр ШИТКОВ, преподаватель общественных дисциплин.