В минувшие выходные Старицкий краеведческий музей вновь принимал «Православные встречи в музее». Участники встречи познакомились с произведениями лицевого шитья, которые используются в православной церкви при богослужении.

Со вступительной речью к присутствующим обратился благочинный Старицкого церковного округа и настоятель храма Илии Пророка протоиерей Владимир Марценюк. Он рассказал собравшимся об истории возникновения плащаниц, обратив внимание, что их существует два вида, с изображением Христа или Богоматери (вторые предназначены для храмов, посвящённых ей). Также отец Владимир продемонстрировал участникам встречи покровец и воздух и напомнил о появлении традиции их использования в богослужении.

Золотное шитье делится на орнаментальное и лицевое, второму и было посвящено сообщение заведующей Старицкого музея Маргариты Владимировны Грачевой. Активное участие при изготовлении предметов лицевого шитья принимали художники (знаменщик, травщик, словописец), они закладывали основу (создавали композицию, намечали травный орнамент, литургическую и вкладную надписи) перед тем как за работу принимались вышивальщицы — женщины, обладающие специальными навыками.

Золотное лицевое шитье было дорогим делом и, конечно же, такие светлицы-мастерские могли позволить себе только очень богатые и влиятельные люди. Известной мастерской XVI века была светлица супруги старицкого князя Андрея — Евфросинии Андреевны. Мастерская находилась в Москве, на территории Кремля, близ Троицких ворот, где княгиня проживала на тот момент с сыном Владимиром.

Сохранилось 4 плащаницы, вложенные (подаренные) княгиней в Иосифо-Волоколамский, Кирилло-Белозерский монастыри, в Троице-Сергиеву лавру, в Успенский собор Московского Кремля.

Сейчас большинство из произведений золотного шитья, изготовленных в мастерской князей Старицких, находится в музеях нашей страны: Новгородском, Загорском, Государственном русском музее, в музеях Московского Кремля, Государственном историческом музее, Тверском государственном объединенном музее. Всего до нашего времени дожило почти двадцать произведений искусства мастериц Евфросинии Старицкой.

В конце встречи собравшиеся прошли в выставочный зал музея, где смогли познакомиться с произведениями лицевого золотного шитья XVI-XVII веков, в том числе с пеленой «Распятие», вкладом князей Старицких в Старицкий Свято-Успенский монастырь.

Анастасия РОМАНОВА, научный сотрудник Старицкого краеведческого музея.

Поделитесь Вашим мнением
Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще записи из этой же рубрики

Что будем искать? Например,Идея

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности