Сегодня, 8 февраля, отмечается День российской науки. Накануне воспитатели Детского сада №3 Л.С.Демидова и А.А.Куркова со своими ребятами тоже решили погрузиться в научные изыскания и занялись… «Удивительной палеонтологией».
Знакомство с ней для ребят началось с презентации. Педагоги рассказали, что данная наука изучает вымершие организмы, жившие в прошлом, сохранившиеся до наших дней в виде окаменелых останков и их фрагментов. Дети узнали кто такой палеонтолог, как он с помощью определенных инструментов осуществляет поиск останков исчезнувших животных. Происходит поиск как в полевых условиях (на открытой местности, в том числе в горах, пещерах и даже водоемах), так и в лабораториях, которые могут находиться в научно-исследовательских институтах, а также в музеях естественной истории. Работа кропотливая, требующая терпения и выносливости, тесно связана с биологией, химией, математикой.
Затем ребята побывали в «Стране динозавров» и из красочной презентации узнали, что эти животные жили много миллионов лет назад, затем вымерли; были удивлены, узнав, что на сегодняшний день известно около 800 видов динозавров. С помощью виртуальной экскурсии дошколята посетили палеонтологический музей Москвы, смогли увидеть скелеты известнейших гигантов в натуральную величину. Экскурсия завершилась, а дети еще долго обсуждали увиденное и сравнивали размеры динозавров со зданиями нашего города.
Рассмотрев окаменелые останки древних животных на картинках, ребята захотели сами сделать окаменелости. Для этого каждый выбрал фигурку динозавра и решил для себя, какая его часть будет отпечатана на кусочке белой глины. С нетерпением дети ждали, когда глина засохнет, и, вооружившись кисточками и красками, приступили к раскрашиванию. Готово! Тут и отпечаток следа стегозавра, и шеи диплодока, и хвост тираннозавра.
Изучая профессию палеонтолога, ребята спрашивали: «А мы будем делать раскопки?» «Конечно, будем!» — ответили педагоги. Но какие раскопки без специальных инструментов? Дети рассмотрели картинки инструментов, определили их части и под руководством взрослых изготовили инструменты палеонтолога: лопатки, кирку, мастерки. А потом, вооружившись ими, с жаждой новых открытий приступили к «раскопкам». Аккуратно раскопали песок, кисточками обмели найденные фрагменты, а затем осторожно и бережно составили из найденных фрагментов скелет динозавра. С помощью энциклопедий юные ученые выяснили, что принадлежит он стегозавру.
Также дети работали со специальными наборами для раскопок. Они включают в себя гипсовый камень, в котором находится «скелет» динозавра, саму фигурку динозавра и долото. Извлечение окаменевших останков — дело непростое, требует внимания и аккуратности. Наши палеонтологи с работой справились. С усердием смачивали гипс водой, откалывали от него кусочки… Вот и находка! Довольные результатом дети наперебой рассказывали родителям о проделанной работе.
Вторая неделя проекта началась с изучения групп динозавров: растительноядных, плотоядных и всеядных. Всем особенно запомнился длинношеий динозавр – диплодок. В группе появились милые бумажные фигурки этого динозаврика, созданные в технике оригами. А потом наши исследователи с увлечением лепили, рисовали этих древних животных, мастерили их из ЛЕГО.
Так в группе появилось огромное количество самых разных фигурок динозавров. Дети с удовольствием играли с ними, но потом поняли, что этого недостаточно. Ребята и педагоги решили сделать макет Парка юрского периода. Гору и вулкан изготовили из папье-маше, пальмы и папоротники — из плотного картона. Основой для парка стал кусок оргалита, оклеенный распечатанными заранее картинками — появились «песок», «растительность» и «вода». Среди всего этого поместили фигурки динозавров. Парк готов! Дети в восторге! Игры продолжились с еще большим азартом.
Родители дошколят тоже с увлечением включились в работу над проектом. Благодаря им в саду пополнилась предметно-развивающая среда по данной теме: пазлы, трафареты, книги. А воспитатели смастерили интересные настольные игры «Найди тень динозавра, и «Мемо».
Так дети приобрели знания о науке палеонтологии, об особенностях работы палеонтологов, узнали много нового об эпохе юрского периода, обзавелись собственным парком с динозаврами и приобрели опыт совместной работы в реализации творческих замыслов.
Марина ХАРИНА, старший воспитатель Детского сада № 3.