Встречи в «музыкальной гостиной»
Известно, что любого человека характеризует уровень духовной и нравственной культуры. Одним из актуальных направлений ФГОС дошкольного образования является художественно-эстетическое развитие, которое включает в себя музыкальную детскую деятельность, в частности, слушание музыки. Особое место принадлежит шедеврам классической музыки, которые помогают формированию духовно-нравственного начала развития гармоничной личности. Музыкальная классика воспитывает нравственные качества: доброту, отзывчивость, сопереживание, любовь к Родине, природе, матери, животным и растениям.
К сожалению, не все дошкольники подготовлены к прослушиванию классической музыки, так как дома, в семьях она звучит редко. Молодые родители предпочитают эстрадную музыку, которая не формирует эстетический вкус ребёнка, её ритмы действуют возбуждающе, перегружают нервную систему, что недопустимо в детском возрасте.
Формирование oснoв музыкальной культуры — актуальнейшая задача cегoдняшнегo дня. Именно эта тема легла в основу познавательно-творческого проекта, который реализовали педагоги детского сада № 4.
В нашем детском саду уже несколько лет на базе музыкального зала проходят мероприятия в «музыкальной гостиной». Они являются систематическими и планомерными — проводятся интегрированные занятия, беседы, постановки музыкальных спектаклей, презентации, концерты. Дошкольники знакомятся с творчеством русских и зарубежных композиторов, историей музыкальных инструментов, и, конечно, слушают классическую музыку.
Мы остановили свой выбор на музыкальных пьесах из знаменитого «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. И это неспроста. 7 мая 2020 года исполняется 180 лет со дня рождения великого русского композитора, дирижёра и педагога. Его музыка берёт начало у истоков русских народных песен, православной церковной музыки. Она проста, напевна и, самое главное, очень понятна детям: музыкальные произведения Чайковского яркие, содержащие моменты из жизни маленького ребёнка, игровые сценки, сказки и мечты, картины природы.
В доступной и интересной форме педагоги познакомили ребят с детством и творчеством Петра Ильича, традициями и культурой эпохи 18-19 веков и, конечно, с содержанием «Детского альбома». Наши ребятишки очень заинтересовались тематикой пьес. Оказывается, в прошлом веке день ребёнка всегда начинался молитвой, чтобы настроиться на добрые дела и поступки. В звучании пьесы «Утренняя молитва» дошкольники услышали перезвон колоколов и тут же вспомнили, что видели и слышали серебряный звон на праздниках в Старицком Свято-Успенском монастыре, которые посещали вместе с родителями, и в Ильинской церкви. С удивлением рассмотрели на слайдах огромный московский Царь-колокол и узнали его историю.
Просто ли быть звонарями? Малышам это ещё не известно. Но создать оркестр из маленьких звонких колокольчиков — просто здорово! Маленькие музыканты получили удовольствие, играя в импровизированном оркестре.
Большое впечатление произвела на детей пьеса «Зимнее утро», в которой Чайковский особыми композиторскими приёмами передал атмосферу зимнего утра — тревожного, колючего и неприветливого. Дети спешили поделиться впечатлениями: «В такое холодное утро не хочется вставать. Лучше посидеть с мамой дома, погреться под одеялом». В этом году не было суровой и снежной зимы, но дети в группе изготовили узорные снежинки и поиграли с ними в музыкально-двигательные, ритмопластические игры, изображая плавный и волшебный полёт.
Мама — самая ласковая и внимательная, нежная и понимающая. Неспроста в своих нотах пьесы «Мама» Чайковский помечает: «С большим чувством и нежностью». Пьесе «Мама» был посвящён музыкальный досуг, который прошёл накануне праздника 8 Марта. После прослушивания мечтательной музыки, воспитанники сочинили для своих мам ласковые стихи, спели песни, выученные к празднику.
Ребята обрадовались приходу Марины Витальевны Самолётовой, бабушки одной из воспитанниц, которая, после прослушивания музыкальных пьес «Нянина сказка» и «Сладкая грёза», рассказала малышам удивительные волшебные сказки. Ребятишки поделились своими самыми заветными мечтами и воплотили свои фантазии в рисунках.
Музыка Чайковского увлекла наших ребят. Они были раздосадованы, что дети прошлого века не имели современных игрушек и гаджетов, поэтому предметами особой гордости для любого мальчика были деревянные или оловянные солдатики, барабан или игрушечная лошадка. Нашим мальчишкам понравилось маршировать вместе с игрушечными «солдатиками», скакать на «резвых лошадках», играть в шумовом оркестре. Девочки придумывали лёгкие и весёлые танцы для подружек-кукол.
Тема проекта вызвала большой интерес у детей. У многих из них появились любимые пьесы. Ребята научились импровизировать, фантазировать, мечтать. В процессе музыкально-игровой деятельности решались и нравственные задачи — воспитание добра, милосердия, любви. Неспроста Пётр Ильич Чайковский обращается к своему маленькому слушателю: «Будь добр и милосерден. Будь честен перед собой, и ты никогда не обманешь другого».
Выражаем благодарность родителям воспитанников за помощь в организации и проведении мероприятий в детском саду.
Юлия ЧЕКМАРЕВА, музыкальный руководитель.