Курс — на Старицу!
Сегодня, 29 мая, на старицком аэродроме прошел очередной этап кубка России по авиамодельному спорту F3A. В нем приняли участие профессионалы из Москвы, Вологды, Санкт-Петербурга и других городов — большинство из них бывали здесь уже не раз.
Тренировки начались с утра. А днем состязания были торжественно открыты, флаги подняты. Участников приветствовала директор детско-юношеской спортивной школы Елена Белоброва. Она пожелала всем чистого неба, удачных полетов и больших побед.
Спортсмены готовили свои воздушные суда к полету. Изящные авиамодели казались невесомыми — и действительно, они тянут не более пяти килограммов!
Мне удалось побеседовать с одним из тех, кто своими руками создает такие чудеса. Участник соревнований Сергей Данилов с 80-х годов в авиамодельном спорте и сам создал немало летающих чудес.
— Это профессиональные модели, — пояснил Сергей Юрьевич. — Они делаются из дорогих композитных материалов, учитывается каждый грамм веса. Двигатели могут быть как электрическими — на аккумуляторах — так и на метаноле. Стоимость моделей достаточно высока; столько же стоит и оборудование. Для начинающих, конечно, рекомендуются и более простые и дешевые любительские модели…
И вот первый миниатюрный яркий самолет выносят на взлетную полосу. Дистанционно управляющего им с земли пилота страхует другой человек — дело это непростое, каждое движение точное и выверенное. В зоне, где проходят соревнования, даже разговаривать громко не рекомендуется!
Модель на электродвигателе легко, стремительно, почти бесшумно отрывается от земли и набирает высоту. С ней, кажется, состязаются… местные стрижи, которые так и стригут воздух вокруг. И не боятся! Это очень красиво и даже чуточку трогательно.
— Все участники летают одну программу с определенным подбором фигур высшего пилотажа, — пояснил руководитель ООО «Старица Авиа» Андрей Даванков. — «Бочки», развороты, петли…
… Я украдкой заглянула в лист, где записаны полетные задания, и, конечно, ничего не поняла. «Мяч для гольфа», «иммельман», «плавник акулы»… А что такое «шляпа»?!
Но так или иначе модели и их пилоты выполняли все эти чудеса на виражах весьма уверенно. Вот и приземление — точно в середине взлетной полосы!
Старицкие полеты всегда собирают немало интересных людей. Мы познакомились с тремя очаровательными девушками — Мариной, Ольгой и Ларисой. Представляли они Ковров, Москву и Вологду.
— Мы встречаемся в Старице на состязаниях каждый год, — поведала Марина. — И каждый год общаемся, радуемся чистому небу и полетам.
— Старица — город удивительный, — продолжает Ольга. — Сколько здесь старинных храмов, зданий! Пятницкая церковь теперь работает — и это очень отрадно. Великолепный Борисоглебский храм, уникальная архитектура!
— А какая святая, намоленная Ильинская церковь, — добавляет Лариса. — Приезжать на соревнования в Старицу — настоящее удовольствие. И жители здесь добрые, хорошие, светлые…
Еще один потрясающий человек — ржевитянин Игорь Петрович Мощин. Это патриарх отечественного авиамоделизма, основатель и многолетний руководитель детской авиамодельной секции Ржева, которую он не покидал 60 с лишним лет. Игорь Петрович более сорока лет проработал на заводе «Электромеханика» в опытно-конструкторском бюро, затем, до ухода на пенсию в 1997 году — старшим мастером в лаборатории литья. Он причастен к созданию легендарного «Бурана».
— Некоторые мои воспитанники выбрали ученую стезю, — законно гордится Игорь Петрович. — Один из них создал программу дистанционного приземления «Бурана».
Вот так — от авиамоделей к космическим кораблям!
У Мощина и сейчас есть ученики — 2-3 человека, не больше, как он сам рассказал.
— Первый год официально не работаю, 83 исполнилось как-никак, — скромно добавил Игорь Петрович…
Вот герой, влюбленный в небо!
… Полеты продолжались. Когда мы уезжали, завершился первый тур, впереди ждали еще два. Удачи вам, уважаемые участники! Всегда держите курс на Старицу — здесь, по утверждению знатоков, и воздух чище, и небо выше, и солнце ярче!
- Ольга ПРИХОДЬКО.
- Фото автора.