Когда необходимо нотариальное удостоверение сделок
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее — Управление) информирует о том, что в соответствии с Федеральным Законом № 391-ФЗ от 29.12.2015 обязательному нотариальному удостоверению с 29 декабря 2015 года подлежат следующие виды сделок:
сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
сделки по продаже земельной доли;
сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака.
При этом граждане освобождаются от необходимости предоставлять нотариусам выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Нотариусы обязаны самостоятельно запрашивать все необходимые сведения в Росреестре. В соответствии с законодательством данная информация предоставляется им бесплатно.
Также стоит отметить, что нотариусы имеют возможность подать удостоверенные ими документы на государственную регистрацию прав в электронном виде. В таком случае, после проведения регистрации прав нотариус, получивший документы, выданные Управлением, в электронной форме, в свою очередь выдает их заявителю по его просьбе либо так же в электронной форме, либо в форме документов на бумажных носителях, удостоверив равнозначность этих документов.
Государственная регистрация по нотариально удостоверенным сделкам проводится в течение трех рабочих дней (против 10-дневного общего срока регистрации). При этом государственный регистратор не проводит правовую экспертизу нотариальных сделок. Вся ответственность за законность сделки лежит на нотариусе, удостоверившем ее.
Следует отметить, что с 01.01.2016 предоставление сведений из ЕГРП осуществляет филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области. Исключение составляют сведения о содержании правоустанавливающих документов, копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также копии иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов. Полномочия по предоставлению этих сведений остаются исключительно за Управлением Росреестра по Тверской области. Прием и выдача документов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, а также прием и выдача документов на государственную регистрацию прав и кадастровый учет ведется как в филиале кадастровой палаты по адресу: г. Старица, ул. Завидова, д. 11, так и в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» по адресу: г. Старица, ул. Советская, д. 2.
Кроме того, у заявителей сохраняется возможность оформить запрос на получение необходимых сведений из ЕГРП и ГКН, не выходя из дома, посредством портала Росреестра rosreestr.ru. Преимущество как этих, так и других электронных услуг Росреестра (государственная регистрация прав и кадастровый учет) заключается в сокращении сроков их получения, экономии времени (исключается необходимость личного визита в офис), а также денежных средств (размер государственной пошлины уменьшается на 30%). На портале Росреестра даны пошаговые инструкции получения каждой услуги, ее сроки и стоимость.
Для получения некоторых государственных услуг Росреестра в электронном виде необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Порядок взимания платы удостоверяющие центры определяют самостоятельно. Список сертифицированных центров можно получить на портале Росреестра.
Наталья ИВАНОВА, и. о. начальника Старицкого отдела Управления Росреестра по Тверской области.