Янв 18, 2015
st-vestnik

И пусть про Вязьму и про Старицу опять звенит моя гармонь…

Имя Николая Тряпкина в Старицком районе упоминают нечасто, не вспоминают о нем даже в юбилейные годы. А ведь это один из крупнейших поэтов, чье творчество признано и высоко оценено в мировом литературоведении. Мы по праву можем гордиться этим именем — ведь он наш с вами земляк. Да, Николай Иванович Тряпкин — уроженец Старицкой земли.

Родился Н.И.Тряпкин в 1918 году в небольшой деревне Саблино Старицкого уезда Тверской губернии. Сейчас этой деревни нет, но она живет в стихотворениях цикла «Из семейной хроники». Его первая часть «Земля моего детства» — о Саблине:

  • Деревенька была небольшая,
  • Совсем небольшая:
  • За полсотни дворов — на пригорке,
  • Поросшем травой,
  • В два порядка дома.
  • Дом родителей —  с самого края,
  • Вот он смотрит на юг —
  • Там овины и клин полевой.

Отец ушел воевать в этом же году с белыми, мальчик вместе с мамой жил в просторной избе деда Филиппа вместе с рослыми сильными тетками, бабушками. Все трудились, в тяжелые времена большой крестьянской семьей выживать было легче. Бабушка Настасья долгими зимними вечерами пела, сказывала чудесные сказки. Про бабушку Марину мальчик придумывал стишки и дразнилки. Дедушка был выдумщик, любил посмеяться, пошутить. Нравились Коле веселые праздники, когда за столом собиралась вся семья. С особой радостью вспоминает он встречу с отцом, вернувшимся с фронтов Гражданской войны. В Саблине прожили Тряпкины до 1930 года. Именно в наших краях, в Старицком районе прошло детство и началось отрочество будущего поэта. Здесь он пошел в школу. Здесь его корни. Здесь похоронены его деды и прадеды. Здесь формировался характер, пробивался талант, закладывались основы личности. Не случайно на протяжении всей жизни и даже на закате ее Николай Иванович с особой теплотой вспоминает родные края:

  • Не алтари и не пророчества,
  • Не брага Звёздного Ковша —
  • Меня хранит от одиночества
  • Моя крестьянская душа.
  • И всеми стужами вселенскими
  • Не заглушить моих углей.
  • Горю дровами деревенскими,
  • Дышу от дедовских печей.
  • И суть моя такого качества —
  • За звёздный короб не дрожу.
  • И к пряслу сельского землячества
  • Пегаса крепче привяжу.
  • Тому ль святителю извозному
  • Служи, мой конь, по мере сил.
  • Из деревенской нашей роздыми
  • Ты никогда не выходил.
  • Не постесняйся, будь товарищем,
  • Люби оглобли и супонь.
  • И пусть про Вязьму и про Старицу
  • Опять звенит моя гармонь.
  • И снова сочными отавами
  • Дохнут поляны в сентябре.
  • И вновь за теми переправами
  • Запахнет гарью на заре.
  • И никакого там пророчества,
  • И никаких других святынь…
  • А если жить уж так расхочется —
  • Да примет отчая полынь!

В 1930 году, в период раскулачивания и коллективизации, Тряпкины переехали в Лотошино — большое село, которое уже тогда отстраивалось, превращалось в город. Но Николай так и не стал городским. Через всю жизнь с гордостью пронес он великое звание крестьянина:

  • …Нет, я не вышел из народа.
  • О, чернокостная порода!
  • Из твоего крутого рода
  • Не выходил я никуда.

Здесь, на Верхневолжье, с молоком матери были впитаны духовные, нравственные основы, которым был он предан в течение всей жизни, от которых никогда не отступил. Сложившаяся система ценностей, которая оказалась для него незыблемой и неизменно: Отечество, народ, населяющий бескрайние просторы, семья. Он ощущал внутреннюю связь с предыдущими поколениями, ответственность за все, что происходит на Родине, и не покидало его чувство вины за то, что не удалось сохранить сильную страну, ту Россию, которая была дорога его пращурам.

  • Ты прости меня, дед, что пою — не кую,
  • Что пою — не кую ни кольчуг, ни мечей.
  • Скоро я искуплю эту немощь свою,
  • Ибо чую — стою перед смертью своей…
  • Ты прости меня, дед.
  • Проклинаю себя, что не смог умереть,
  • Что не смог умереть за Отчизну свою.
  • Был я молод, здоров, а решил постареть
  • За игрой этих струн — и не сгинул в бою.
  • Проклинаю себя.
  • Что же делать мне, внук, если ты не живёшь,
  • Если ты не живёшь, а смердишь на корню?
  • За постыдную жвачку ты честь продаёшь,
  • А страну отдаёшь на раздел воронью.
  • Что же делать мне, внук?

Дед, бабушка, деревенский пригорок, храм, в котором жили стрижи… Счастливая страна детства сохранилась только в памяти. Вновь и вновь возвращается Николай Иванович в далекие, такие дорогие юные старицкие годы:

  • Ворожу свою жизнь — ухожу к тем начальным пределам,
  • Где я рос — прорастал, распускался цветком-чистотелом.
  • Заклинаю строку, а в душе уголёк раздуваю,
  • И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:
  • Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
  • Сторона ль ты моя! Луговые снега-первопутки!
  • Ворожба ль ты моя! Этих строк переборные струны!
  • Городьба ль ты моя! Из души исходящие руны!
  • Уплываю туда, ухожу к тем далеким началам,
  • Где так всё хорошо и с таким всё бывает навалом!
  • Где любые сороки поют, как заморские пташки,
  • Где любая труха превращается в запах ромашки.
  • Заклинаю строку. И в душе уголёк раздуваю.
  • И на струны свои эти пальцы свои возлагаю:
  • Старина ль ты моя! Прилетевшие первые утки!
  • Сторона ль ты моя! Луговые снега первопутки!

Здесь, среди Саблинских раздолий, лугов и лесов вызревал сочинительский дар мальчика. И, наверное, столь красива оказалась наша земля, что навсегда поселилась в душе ребенка великая любовь к ней. Необыкновенная любовь, которая прошла красной нитью через его творчество и определила характер лирики, особенности поэтического мировоззрения. Стала основой художественного мира поэта.

В этом мире ценность представляет каждая травка, каждая былинка, даже репейник или крапива, потому что является одновременно реалией сиюминутной действительности и вечности.

  • Душа томилась много лет,
  • В глухих пластах дремали воды.
  • И вот сверкнул желанный свет,
  • И сердце вскрикнуло: свобода!
  • Друзья мои! Да что со мной?
  • Гремят моря, сверкают дымы,
  • Гуляет космос над избой,
  • В душе поют легенды Рима.
  • Друзья! Друзья! Воскрес поэт,
  • И отвалилась тьмы колода.
  • И вот он слышит гул планет
  • Сквозь камертон громоотвода.
  • Весь мир кругом — поющий дол,
  • Изба моя — богов жилище,
  • И флюгер взмыл, как тот орёл
  • Над олимпийским пепелищем.
  • И я кладу мой чёрный хлеб
  • На эти белые страницы.
  • И в красный угол севший Феб
  • Расправил длань своей десницы.
  • Призвал закат, призвал рассвет,
  • И всё, что лучшего в природе,
  • И уравнял небесный цвет
  • С простым репьём на огороде.
  • Какое чудо наяву!
  • А я топтал его! Ногами!
  • А я волшебную траву
  • Искал купальскими ночами!
  • Друзья мои! Да будет свет!
  • Да расточится тьма и врази!
  • Воспрянул дух, воскрес поэт
  • Из тяжких дрём, из мёртвой грязи.
  • Пою о солнце, о тепле,
  • Иду за вешние ворота,
  • Чтоб в каждой травке на земле
  • Времён подслушать повороты.

Семья — Отчизна — Мироздание. Вот особенность лирики Тряпкина. Человек в его мире — часть Вселенной, так же, как тополь, ромашка, родник. Поэтому все вокруг имеет значение и значительно. Конечно, философичность лирики Тряпкина имеет корни: прежде всего, наследуются традиции Ф.И. Тютчева. Но если Тютчева чаще интересует связь человека с природными стихиями, то Тряпкин видит и воспевает гармонию земли, человека и неба, сосуществование, в основе которого лежит великая Любовь к каждой частичке микрокосма и Мироздания.

Чтобы не разучиться видеть «волшебные травы», чтобы уметь любить эту землю и человека на ней, почаще надо обращаться к произведениям Н.И. Тряпкина, к его глубоким, чистым, мудрым стихам — откровениям, которые завещал потомкам наш великий земляк.

Наталья ТЕРЁХИНА.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 23 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru





Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости