Рекламный баннер
Мар 9, 2016
st-vestnik

Масленичные обряды и традиции русской старины

Отмечая праздники, люди часто не знают причин, побуждающих вести себя именно так, а не иначе. Почему вешают на елку золотые шары и маленькие игрушки, почему зажигают на ней огни? Почему на Троицу, например, наряжают березку, а на Масленицу сжигают чучело и пекут блины?

Праздники – это всеобщие традиции и обычаи, объединяющие людей разных сословий. В эти дни принято было творить добрые дела: помогать больным, слать подарки. Следовали этой традиции все от мала до велика, от государя до простых людей. Сегодня мы поговорим о праздновании Масленицы.

Итак, Масленица – это катание с горок, это сладкие яства, ряженые, скоморошьи потехи и прочие развлечения. Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. Народ торговый собирал дань с праздности: здесь копейка ставилась ребром – небогато, да торовато, гулливо. Перед наступлением Масленицы, то есть в воскресенье вечером, крестьянская молодежь выходила на устроение ледяных гор. Встречали Масленицу парни и девушки песнями. Девушки приносили с собою блины, которые кладут на голову, когда поют песни. Эти блины парни у девушек и съедают. В первый день все поздравляют друг друга с «Широкой Масленицей».

«Распорядок» Масленицы, между прочим, обозначается названием дней масленой недели: понедельник – « встреча», вторник – «заигрыши», среда – «лакомка», четверг – «широкий», пятница – «тёщины вечёрки», суббота – «золовкины посиделки» и воскресенье – « проводы», «прощеный день».

В продолжение всей Масленицы бабы встают рано и пекут блины к завтраку. Испечь масленичные блины было делом непростым, так как закваска для теста – опара, готовилась хозяйками с особыми обрядами и в строжайшей тайне от окружающих. Приготовление блинов требовало так же выполнения целого ряда правил, особенного масленичного этикета. Так, если этот праздник впервые встречали молодожёны, то зять должен был пригласить тещу поучить дочь печь блины. Пренебрежение этим обычаем считалось величайшей обидой для тещи и могло стать причиной вечной вражды.

С середины недели Масленицу повсюду проводят с широким разгулом и с разными затеями. Работы в эти дни прекращаются, и все, так или иначе, принимают участие в общем веселье. Ходят в гости к родственникам, где за угощением решают, как проводить время, куда ехать в гости, кого к себе приглашать, когда ехать кататься.

Среда считается «лакомкой». В этот день тещи угощают зятьев блинами. Молодые, обвенчавшиеся незадолго до Масленицы, обыкновенно не приезжают к жениной родне до праздника. Прием молодых сопровождается таким обычаем: отец молодой сажает молодоженов за стол и кладет перед зятем хлеб и нож. Если зять отрежет от середины, это означает, что он доволен своей молодой женой, если же отрежет от края, то это знак недовольства ею.

Молодожены играли особую роль в масленичных обрядах. К молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, привозят борону и сани. Молодая должна выкупить их. Если она выкупит, выставит угощенье, то поедет на гулянье в санях, а если поскупится, то поедет на бороне.

Молодые, приехавшие в масленичную среду или четверг к родителям жены, оставались там ночевать, а утром обходили родных, причем брали с собой кусочки мыла и пирожки. Придя в дом и помолившись, они давали хозяину мыло и пирожки, а их одаривали деньгами и угощали.

Начиная с пятницы, молодые обязаны жить у тещи, и на них приезжали смотреть родные из соседних деревень. Всех приезжих молодуха угощала пивом, женщин и девушек целовала. Потом муж выходил на середину комнаты, жена подходила к нему и целовала. После этого гости поочередно целовали молодую, а мужу жали руки, говоря : «Спасибо на Масленице!» — затем уезжали к другим.

Обильное угощение подавалось почти во всех домах. Хозяйка стояла посреди избы, встречала гостей, отвешивала поклоны. Гости входили со своими присказками, хозяйка отвечала остроумным словом. Получалось примерно так :

— Ехали мимо, да завернули до дыма!

— Нежданный гость лучше жданных двух! Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим!

— Твоя, правда, кума. Незваный гость легок, а званный тяжел. На званого-то угодить надо.

Но каждый хотел оставить последнее слово за собой.

И вот все уселись, хозяйка потчует: «Кушайте гости, не стыдитесь, кушайте гуся, не студите». Или: « Что на столе – все братское, а в клети хозяйское!».

Был и такой обычай. Кто-то наряжается цыганом и всех молодых, которые обвенчаны были в этот год, вызывает на улицу, а заупрямятся — вытаскивает из дома против их желания. К этому времени ребята на улице выкапывают в снегу яму, в которую попарно, то есть мужа с женой, кладут и зарывают снегом, где они должны пробыть около пяти минут, потом вырывают и отпускают домой.

Интересен обычай катанья молодых. Молодые приезжают на лошадях к горе; между тем холостые парни забираются на вершину горы. Молодой первый заходит на гору, ему дают ребята сани, и он садится на них. Парни затем во всю мочь, во всеуслышание, призывают молодую. Вот она является на гору и садится на колени мужа, обняв одной рукой шею его. Тут-то холостяки задерживают молодых и требует, чтобы молодая поцеловала молодого 25 раз. Разумеется, молодая исполняет это публично, хотя немного застенчиво, и поцелуи считаются громогласно, но ежели молодая не сделает вдруг назначенное число поцелуев, то за это снова должна целовать молодого 25 раз, да на поход 25. Это значит, как говорил народ, «солить рыжики на пост» или «промораживать».

Но особенно распространенно время снежных городов.

Делают «город». Куски снега тщательно заливают водой для того, чтобы крепче стояли. Народ собирается смотреть, кто и как будет «ломать город». Один из способов «ломать город». Какой-нибудь удалец, разогнавшись на тройке, сумеет пробраться сквозь живую стену народа, оттолкнуть строителей и охрану города и силой сломать его, а затем быстро умчаться на тройке; или же выискивается охотник купить этот город по добровольному соглашению со строителями, которые и уступают за четверть ведра водки. Купивший город и ломает его для собственного удовольствия. В случае насильственной поломки охотника стараются поймать и как можно больше засыпать снегом.

Катание на лошадях – одно из главных и необходимых развлечений на Масленицу. В нем принимали участие все и стар, и млад. Катались не только на лошадях, а также на деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлах»), загодя приспособленных коробах с намороженным днищем («морозилки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

Нужно сказать, что катанию придавалось особенное значение: чем больше кто катается на лошадях во время Масленицы, тем длиннее у того уродится лен в наступающем году. Вот почему ни один хозяин не отказывается участвовать в общем катанье и охотно позволяет кататься своим детям. Начинали кататься со среды, но главным образом в субботу или в «прощальное» воскресенье. Затей бывает много. Так на санях устраивают столб, наверху столба колесо. Столб обвешивают вениками. На колесе усаживается мужик с гармоней или же устраивают на нем чучело в виде молодухи, изображающее Масленицу. Чучело обвешивают пучками соломы, льна, сковородами и даже блинами. В сани впрягали несколько лошадей, иногда до двенадцати.

Народная фантазия в выдумке развлечений неисчерпаема: в санный поезд впрягали вместо лошадей ватагу ряженых, на сани водружали столб с вертящимся колесом – символом возрождающегося солнца. На это колесо сажали мужика с калачами, искушенного в разного рода праздничных проделках или в женском платье и кокошнике.

На Масленицу гадали: берет, к примеру, девушка первый блин, выбегает на улицу, угощает первого встречного и спрашивает имя, так и суженного будут звать.

Но главное действо праздника – проводы Масленицы – было еще впереди. После праздничного торжественного шествия и всевозможных сопровождавших его шуток и шалостей Масленицу неотвратимо ждал костер. В ряде мест дети или подростки собирали по деревне топливо для костра. Они заходят во все дома. И обязательно в каждом доме возьмут или пучок соломы, или охапку дров. Если хозяева не дадут, то утащат то дугу, то колесо, что угодно. Нередко такой обход домов сопровождался исполнением песен.

Разжигают костер. Чучело Масленицы тает на глазах, пока не станет горсткой пепла. В костер по старому обычаю льют из крынки молоко. Когда горит Масленица, замечают, как исчезает дым: если он поднимается столбом вверх, то это, по поверью, сулит в наступающем году урожай, а ежели дым расстилается по земле, то это признак неурожая. Бывает и так, что в сожжении Масленицы принимают участие несколько деревень.

Все затеи и веселье продолжаются только до вечера «прощального» воскресенья. Как только зазвонят к вечерне — веселье в толпе быстро обрывается, и сменятся «постным» настроением. После вечерни начитается прощение грехов друг другу. В это же прощальное воскресенье заговляются, то есть едят много и часто, едят то тех пор, пока не будет съедено все скоромное; иногда встают ночью и доедают остатки. Со стола после ужина не убирают и иногда нарочно оставляют пищу, чтобы ночью могли прийти заговляться умершие родственники. Прощение завершалось поцелуем. В этот день прощались все обиды и оскорбления. Прощение между родными и знакомыми происходит вечером. Прощаться приходят родные к старшему в роде. Прощаясь, говорили по обыкновению друг другу: « Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Прощение между домашними бывало после ужина перед сном, и заключалось поцелуем и низким поклоном.

Подходит к концу Масленичная неделя.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может быть другим, и даже справляться по-другому, остается и праздничная радость, и особенное волнение, и чувство необычности этого дня.

Ольга СТЕПАНОВА, научный сотрудник музея А.С. Пушкина в с. Берново.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть



Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube

Свежий номер — 15 сентября


Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза









Группа Правительства Тверской области в контакте

Всероссийская общественная премия за сохранение языкового многообразия

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости