Реклама
Авг 17, 2012
st-vestnik

Не так уж далёк наш Дальний Восток

Мне всегда хотелось побольше увидеть и узнать о нашей стране. Немало дорог я исколесила, но поездка на Дальний Восток, в Сибирь казалась несбыточной мечтой. Однако, уже в зрелые годы мне улыбнулась удача: мой сын и зять, окончив военные училища, в разное время получили назначения – сын сначала в Германию, а после пяти лет службы там – в Забайкалье.

И я в первый же свой отпуск, в 1977 году, отправилась в Дарасун Карымского района Читинской области. Это небольшой горный поселок городского типа в 65 км от Читы. Военный городок расположен недалеко от поселка у подножия высокой сопки. Ниже городка протекает река Ингода, а рядом с ней проходит железная дорога на Хабаровск, по которой день и ночь идут поезда — пассажирские и товарные.

Меня интересовало все: я спускалась к реке, которая бурно несет свои воды; выходила к железнодорожному полотну, даже в один из дней пыталась посчитать количество поездов и вагонов, идущих в ту и другую сторону, но их было так много, что я не выдержала. А вот одна подняться на сопку я не решилась. Наконец-то у сына выдался выходной, и мы всей семьей отправились в это сказочное путешествие на вершину сопки.

У меня дух захватывало от всего, что я видела. Огромные сосны и ели стояли так близко друг к другу, что ничего не было видно, встречался какой-то кустарник, на пути попадались небольшие плешины, где можно было отдохнуть на пнях сосен. Наконец мы поднялись на самую вершину сопки. Вот где было чудо: ты стоишь, а над тобой только небо, а все остальное где-то внизу.

В поселке только одно промышленное предприятие – завод горного оборудования. А недалеко от поселка уже давно открыт курорт «Дарасун», куда приезжают лечиться и отдыхать не только жители Забайкалья, но и жители западных областей страны.

В 1978 году мужа моей дочери направили служить в город Усолье-Сибирское Иркутской области. Дочь с грудным ребенком сразу же поехать не смогла, лишь когда зять получил квартиру, они отправились к месту жительства, а я их сопровождала, так как ехать надо было пять суток.

Стояла зима, морозы в Усолье доходили до 40 градусов. Военный городок располагался в глухой тайге — до города и железнодорожной станции40 километров. Пока ехали на автобусе видели только сосны и ели. Хорошо, что в квартире было тепло! Городок был благоустроен, но осмотреть его из-за холода я не смогла. В магазин и обратно — только бегом. Меня охватывал страх, что мои дети останутся в таком месте.

В день моего отъезда столбик термометра опустился до -50 градусов, из-за чего поезд опаздывал на сутки. А когда он прибыл, весь состав был в сосульках, большинство вагонов не открывались, так как примерзли двери, посадка и высадка проводились только в двух вагонах. Так что сам город Усолье-Сибирское я не видела.

Через несколько лет довелось мене побывать в старинном городе Борзе, расположенном в предгорьях Нерчинского хребта в350 кмот Читы. Поездка туда была «деловой», я сопровождала старшего внука после летних каникул, проведенных в Старице. Это поселение возникло в XVIII веке, после проведения железной дороги, и развивалось как торгово-транспортное. В 1950 году Борзя получила статус города. Это центр юго-восточного Забайкалья. Здесь совсем другая природа по сравнению с Дарасуном. Вокруг города – забайкальская степь, где в основном растет полынь, даже воздух отдает какой-то горечью. Город, расположенный недалеко от китайской границы, растет, развивается.

Будучи в Дарасуне, я целый день посвятила знакомству с Читой, мне понравился этот город. Это областной центр в6074 кмот Москвы, надо сказать, крупный промышленный и культурный центр, здесь предприятия машиностроения и металло- и деревообработки. Меня поразило расположение города – как бы в форме амфитеатра по отрогам хребта Черского, над горами. Верхние улицы нагорной части лежат среди естественного леса. Небольшие деревянные дома в центре города, новые микрорайоны застраиваются многоэтажками. Город возник в 1675 году. Здесь протекает река Чита, которая впадает в реку Ингоду.

Я три раза ездила в Сибирь и на Дальний Восток скорым поездом, это 5-6 суток пути в один конец. С раннего утра до позднего вечера я старалась смотреть в окна, а на продолжительных остановках выходила на станции. Сколько всего интересного я видела на своем пути, какие интересные места мы проезжали! Многие станции были связаны с декабристами, там установлены мемориальные плиты. Названия станций мне были уже знакомы по урокам истории: Нерчинск, Зима, Петровский завод, Оловянная, Слюдянка и другие, а также места комсомольско-молодежных строек.

Незабываема дорога вдоль озера Байкал. Это трудно описать, такое надо видеть своими глазами. Дорога идет то рядом с озером, то поднимается выше и кажется, что эти места уже проезжали, только поезд идет все выше и выше. В Иркутске к составу подключается второй электровоз, так как дорога идет в гору и одному локомотиву очень трудно тянуть состав по тоннелю большой длины. Видела я и страшные картины, когда горела тайга. Жутко вечером или ночью по ходу поезда видеть горящие сопки, казалось, что это совсем рядом с нами.

В сентябре 1986 года сына направили служить начальником политотдела бригады в город Комсомольск-на-Амуре, а в марте 1987 года я впервые побывала в этом городе – летела самолетом туда и обратно с пересадкой в Хабаровске.

Фаина ТЕПЛЕНКОВА, краевед.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть


 

Газета Старицкий Вестник

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube

Свежий номер — 15 декабря

Газета Старицкий Вестник

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости