Отчего гармонь поёт на станции Старица?
1 марта на станции Старица состоялась лекция-концерт, посвященная 110-летию со дня рождения выдающегося советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова. В мероприятии приняли участие юные музыканты ДШИ г. Старицы.
Есть в России песни, которые настолько «вросли» в бытовую культуру народа, что перестали быть авторскими. Пользующийся массовой популярностью романс «Живет моя отрада» считающийся народной песней, оказывается, имеет автора слов — Сергея Рыскина и музыки — Михаила Шишкина. Слова народных песен «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина» и «Степь да степь кругом» сложил в 1864 году замечательный русский поэт Иван Захарович Суриков. Ради точности надо сказать, что песню об одинокой рябине народ в процессе исполнения поправил, отчего она стала более трогательной и по-настоящему народной.
Это же происходит и с чудесными песнями, которые вот уже полвека звучат в концертных программах, исполняются во время задушевного русского застолья, напоминают о себе в любимых кинолентах, таких далеких и таких незабываемых. Вспомните: «Заветный камень» (Л.Утесов называл ее «Царь-песня»), «Одинокая гармонь», «Хороши весной в саду цветочки», «Сормовская лирическая», «Хвастать, милая, не стану», «Песня фронтового шофера», «Весна на заречной улице» знают и поют все в России, кто любит песню, но не все знают, что эту музыку создал Борис Мокроусов.
Ведущие лекции-концерта Полина Балашова и Раиса Дегтерева прочитали историю жизни композитора — о его семье, о его тяге к музыке и годах обучения в Московской консерватории в классе композиции Николая Яковлевича Мясковского. Роман Калдаров и Кирилл Кислов не без задора спели дуэтом песню фронтового шофера. Хор ДШИ исполнил песню «Одинокая гармонь».
Интересно то, что инициатором лекции явилась Екатерина Васильевна Боковая — преподаватель ДШИ по классу фортепиано. Любая песня Б.Мокроусова глубоко национальна и несет в себе чувство неразрывной связи художника с родной землей и жизнью народа. Песням Мокроусова присуще простота, искренность в выражении чувств. Большей частью песни Бориса Мокроусова писались для народных инструментов, и исполнялись под гармонь, гитару или джазовыми оркестрами, например, оркестром Леонида Утесова.
Но именно пианистка глубоко прочувствовала философию творчества композитора, его жизненный путь (рабоче-крестьянское происхождение, народные корни, фанатичное стремление к музыкальному образованию, что, конечно же, было нелегко, учитывая ожидания его семьи и почти полное отсутствие возможностей получить это образование). И сочла абсолютно необходимым познакомить детей с его творчеством и биографией.
Екатерина Васильевна — человек неравнодушный, ревностно относящийся к музыкальному воспитанию подрастающего поколения, слышащий душу музыки. Она самозабвенно занимается с детьми, работает и в сфере музыкальной подготовки детей в рамках музыкального отделения ДШИ, и в рамках общеобразовательной школы. Дети, которые участвуют в мероприятиях, организованных Екатериной Васильевной, если не все играют на фортепиано, то все поют и весьма убедительно могут создать сценический образ, кроме того, эти дети тронуты культурой. Что в наше время в высшей степени ценно.
Елена ЗОТОВА (ГОНЦОВА), член Союза российских писателей, преподаватель ДШИ г. Старицы.