Школьные библиотеки нового поколения
Пятый Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения», который состоялся 26-27 ноября в онлайн формате на платформе Zoom, был посвящен работе библиотек образовательных учреждений в условиях современных реалий. В работе форума приняла участие и я, педагог-библиотекарь Ново-Ямской школы Любовь Воробьева.
Программа форума была очень насыщенной. Открывало форум пленарное заседание, в котором приняли участие Президент Российской академии образования, академик РАО Ю.П.Зинченко, начальник отдела образовательных и информационных ресурсов Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ А.А.Жданов, генеральный директор Российской государственной библиотеки г. Москва В.В.Дуда, научный руководитель ГПНТБ России, член-корреспондент РАО Я.Л.Шрайберг.
В рамках работы экспертной панели «Цифровая трансформация школьной библиотеки» разговор шел о непростом пути преобразования традиционной библиотеки, о процессе перехода от аналоговых и физических носителей информации к цифровым, о глубоких изменениях в культуре, сотрудниках и технологиях, которые трансформируют деятельность книжного дома. Не обошли стороной проблемы, которые существуют на данный момент (очень горячо они обсуждались в чате), рассмотрели пути их преодоления. Естественно, большое внимание участники форума уделили месту школьной библиотеки в дистанционном обучении. Спикеры в своих выступлениях представили уже имеющийся опыт организации Информационно-библиотечных центров.
Проектная сессия «Современная библиосреда глазами школьников» представила замечательный опыт создания ученических проектов. Евгения Геннадьевна Рожкова, заместитель директора по проектной деятельности, методист структурного подразделения детский технопарк «Кванториум» МАОУ «Гимназия № 3» г. Южно-Сахалинск поделилась с нами работами учащихся. В них представлена с помощью компьютерной графики библиотека 21 века. В этой библиотеке все продумано до мелочей, от цветовой гаммы до технического оснащения. Дети видят библиотечное пространство абсолютно комфортным, в их проектных фантазиях прекрасно уживаются рядом книга и современный гаджет.
Закрывал первый день форума «Открытый онлайн-микрофон» по вопросам развития библиотек и информационно-библиотечных центров.
Во второй день форума на дискуссионной сессии были представлены лучшие региональные практики работы Информационно-библиотечных центров. Нам представили ИБЦ как IT-платформу для формирования научного мировоззрения учащихся, как цифровое пространство для реализации проектов, как площадку метапредметных проектов, которые в свою очередь являются средством формирования метапредметных образовательных результатов.
Также разговор шел о механизмах и инструментах сотрудничества публичных и школьных библиотек, ведь библиотека — это место, где встречаются культура и образование, и межведомственное сотрудничество будет приносить пользу в первую очередь детям!
Закрывала второй день работы форума дискуссионная сессия «Школьная библиотека как центр социокультурной жизни сельского поселения». Своим опытом делились коллеги Брянской, Костромской, Ивановской областей, Республики Татарстан и других регионов России. Организаторы пятого Всероссийского форума, представители Федерального информационно-методического центра Российской Академии образования «Библиотека имени К.Д.Ушинского», отметили обширную географию участников в этом году. На форуме присутствовали представители 77 регионов нашей страны. Два дня плодотворной работы позволили получить методическую помощь, познакомиться с передовым опытом (и взять его на вооружение), пополнить базу полезных ссылок и приобрести понимание, какой вектор развития наиболее приемлем для библиотеки Ново-Ямской школы.
Любовь ВОРОБЬЕВА, педагог-библиотекарь Ново-Ямской школы.