Сен 20, 2012
st-vestnik

Звенят частушки, злятся эпиграммы…

В центральной библиотеке традиционный «Литературный четверг» прошел сегодня под звуки частушек и полет эпиграмм. Ведущие – М.В.Карпухина и С.А.Андреева – рассказали читателям об истории этих жанров, познакомили гостей с самыми яркими образцами эпиграмм и частушек.

Как жанр народного творчества, частушка родилась во второй половине XIX века. Этим названием краткое, веселое или грустное, танцевальное или напевное четверостишие обязано писателю Глебу Успенскому. А теперь кажется, что частушка была рядом всегда, живо откликаясь на все, что происходит в России.

Безответная любовь, разлука, соперница – и зазвучали «страдания». Появились колхозы – и вместе с ними частушки про урожай и Ваню-комбайнера. Война шла по земле – и русские люди, горюя о погибших и радуясь победам, складывали не эпические легенды, а  запоминающиеся рифмованные четверостишия под гармонь. Политические перемены сопровождались хлесткими припевками. В жанре частушки пробовали себя поэты Есенин и Клюев. А сейчас народные, злободневные, забавные и сатирические частушки звучат и с экрана телевизора в исполнении эстрадных звезд.

Слушатели искренне повеселились, слушая знаменитую «Семеновну»:

  • Ой, Семен, Семен,
  • Ты, как луг, зелен.
  • А я, Семеновна, —
  • Трава зеленая!

и другие записи из аудиоколлекции библиотеки, вспомнили частушки своей молодости.

…Частушки – народное творчество. И жанр эпиграммы, по большому счету, вышел из народа, благополучно дожив до наших дней.  Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Так древние греки называли стихотворные надписи, которые высекались на надгробных памятниках (в этом случае эпиграмма являлась эпитафией), на постаментах скульптуры, на чашах, на любом предмете, приносимом в дар богам. Но основной расцвет ее случился в высшем обществе Франции и Германии XVIII века. И что было делать поклонникам  «высокого штиля» из аристократического общества России? Осваивать модный жанр. И зазвучала российская эпиграмма – краткое, остроумное, ядовитое, сатирическое стихотворение. Эпиграммами обменивались модные кавалеры, поэты писали их в альбомы поклонниц, причем нередко от таких «комплиментов» навязчивым дамам становилось солоно:

  • Нет ни в чем вам благодати;
  • С счастием у вас разлад;
  • И прекрасны вы некстати,
  • И умны вы невпопад.
  • (А.С. Пушкин)

Ничего не было слаще, чем в аристократической гостиной или на страницах журнала одним ударом сразить соперника:

  • Оставь, поэт, наивен твой обман,
  • К чему тебе прикидываться Фетом?
  • Известно всем, что просто ты Иван,
  • А, кстати, и дурак при этом!
  • (А. Куприн)

Причем такие подколки нередко кончались общественным порицанием или вызовом на реальную дуэль. Но остроумие не спрячешь под светской маской:

  • Недавно я стихами как-то свистнул
  • И выдал их без подписи моей;
  • Журнальный шут о них статейку тиснул,
  • Без подписи ж пустив ее, злодей.
  • Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
  • Не удалось прикрыть своих проказ:
  • Он по когтям узнал меня в минуту,
  • Я по ушам узнал его как раз.
  • (А.С. Пушкин)

Вот так – интересно и остроумно прошел литературный четверг. Завершилась встреча дружеским чаепитием. Впереди – другие встречи, литературные открытия, познакомят с которыми читателей сотрудники библиотеки!

  • Ольга ПРИХОДЬКО.
  • Фото автора.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 23 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости