Звенят частушки, злятся эпиграммы…
В центральной библиотеке традиционный «Литературный четверг» прошел сегодня под звуки частушек и полет эпиграмм. Ведущие – М.В.Карпухина и С.А.Андреева – рассказали читателям об истории этих жанров, познакомили гостей с самыми яркими образцами эпиграмм и частушек.
Как жанр народного творчества, частушка родилась во второй половине XIX века. Этим названием краткое, веселое или грустное, танцевальное или напевное четверостишие обязано писателю Глебу Успенскому. А теперь кажется, что частушка была рядом всегда, живо откликаясь на все, что происходит в России.
Безответная любовь, разлука, соперница – и зазвучали «страдания». Появились колхозы – и вместе с ними частушки про урожай и Ваню-комбайнера. Война шла по земле – и русские люди, горюя о погибших и радуясь победам, складывали не эпические легенды, а запоминающиеся рифмованные четверостишия под гармонь. Политические перемены сопровождались хлесткими припевками. В жанре частушки пробовали себя поэты Есенин и Клюев. А сейчас народные, злободневные, забавные и сатирические частушки звучат и с экрана телевизора в исполнении эстрадных звезд.
Слушатели искренне повеселились, слушая знаменитую «Семеновну»:
- Ой, Семен, Семен,
- Ты, как луг, зелен.
- А я, Семеновна, —
- Трава зеленая!
и другие записи из аудиоколлекции библиотеки, вспомнили частушки своей молодости.
…Частушки – народное творчество. И жанр эпиграммы, по большому счету, вышел из народа, благополучно дожив до наших дней. Слово «эпиграмма» по-гречески означает «надпись». Так древние греки называли стихотворные надписи, которые высекались на надгробных памятниках (в этом случае эпиграмма являлась эпитафией), на постаментах скульптуры, на чашах, на любом предмете, приносимом в дар богам. Но основной расцвет ее случился в высшем обществе Франции и Германии XVIII века. И что было делать поклонникам «высокого штиля» из аристократического общества России? Осваивать модный жанр. И зазвучала российская эпиграмма – краткое, остроумное, ядовитое, сатирическое стихотворение. Эпиграммами обменивались модные кавалеры, поэты писали их в альбомы поклонниц, причем нередко от таких «комплиментов» навязчивым дамам становилось солоно:
- Нет ни в чем вам благодати;
- С счастием у вас разлад;
- И прекрасны вы некстати,
- И умны вы невпопад.
- (А.С. Пушкин)
Ничего не было слаще, чем в аристократической гостиной или на страницах журнала одним ударом сразить соперника:
- Оставь, поэт, наивен твой обман,
- К чему тебе прикидываться Фетом?
- Известно всем, что просто ты Иван,
- А, кстати, и дурак при этом!
- (А. Куприн)
Причем такие подколки нередко кончались общественным порицанием или вызовом на реальную дуэль. Но остроумие не спрячешь под светской маской:
- Недавно я стихами как-то свистнул
- И выдал их без подписи моей;
- Журнальный шут о них статейку тиснул,
- Без подписи ж пустив ее, злодей.
- Но что ж? Ни мне, ни площадному шуту
- Не удалось прикрыть своих проказ:
- Он по когтям узнал меня в минуту,
- Я по ушам узнал его как раз.
- (А.С. Пушкин)
Вот так – интересно и остроумно прошел литературный четверг. Завершилась встреча дружеским чаепитием. Впереди – другие встречи, литературные открытия, познакомят с которыми читателей сотрудники библиотеки!
- Ольга ПРИХОДЬКО.
- Фото автора.