Бабушкины праздники
Коренные старичане, наверное, помнят одного из лучших портных нашего города Ивана Семеновича Павлова и его жену Александру Андреевну, которые жили на Набережной улице в собственном деревянном домике. Домике, где прошла большая часть моего детства, где меня любили, баловали, холили и где я чувствовала себя защищенной от всех жизненных бурь и невзгод. А как важно для детства, для растущего маленького человечка чувство защищенности!
Александра Андреевна и Иван Семенович Павловы были моими дедушкой и бабушкой. Воспоминания детства прихотливы и выборочны. Иное помнится так ярко, будто дело происходило вчера, другое, более позднее, совсем не вспоминается и даже, если тебе напомнят, воспринимается с сомнением и недоверием. Так вот, «бабушкины» церковные праздники вспоминаются мне до мельчайших подробностей и в моем сознании окрашены солнечным, золотистым светом. Мои старички были глубоко верующими людьми и, хотя церковь посещали не часто, жили с Богом в душе и все церковные праздники и традиции признавали. Особенно яркие воспоминания оставили в моей душе праздники Пасхи и Рождества.
Перед праздником шла тщательная подготовка. Дед старался по возможности обновить свое жилище: стены оклеивал новыми обоями, потолок — специальной бумагой, белил печку, красил подоконники и переплеты окон. А бабушка стирала и крахмалила оконные занавески, стирала тканные из цветных тряпочек длинные половики, чистила медный самовар до золотистого блеска, драила дресвой — крупным речным песком — широкие некрашеные половицы. Я с замиранием сердца ждала эти праздники, хотя в школе нам рассказывали о вреде церковного учения и запрещали принимать участие в религиозных празднествах.
И вот, наконец, наступал долгожданный день — Пасха. Я уже с утра бежала к бабушке, снимала грязные галоши у порога и по чисто вымытым ступенькам невысокой лестницы поднималась на крыльцо. Пройдя через темные сени, пахнущие весенней свежестью и горьковатым запахом полыни, открывала дверь и останавливалась, восхищенная праздничным видом комнат, сиявших каким-то особенным светом. Чистые разноцветные половики на чуть желтоватых половицах. На подоконнике в невысоких ящичках в заранее выращенном ярко-зеленом овсе — красные, желтые, синие, малиновые яички. Стол застелен праздничной скатертью с вышитой красивой каймой. А на ней в огромном блюде — румяные пироги, рядом — куличи, украшенные сверху голубой и розовой глазурью. В Красном углу, под иконой, светятся зеленая и красная лампадки, подвешенные на вычищенных золотистых цепочках. Их огоньки затейливо отражаются в чисто вымытых блестящих широких листьях фикуса. Вкусно пахнет ванилью. Свежий ветерок с Волги слегка колышет туго накрахмаленные тюлевые занавески. Торжественный вид деда, успевшего разговеться (то есть выпить рюмочку и закусить куличом), раскрасневшаяся, помолодевшая бабушка в новом сатиновом платье в мелкий цветочек, как она любила, дополняли светлую, солнечную картину праздника
Рождество мне запомнилось густыми, синими сумерками за окнами, ярко пылающей керосиновой лампой, подвешенной к середине потолка. Свет ее, освещая оконные стекла, затянутые голубоватыми морозными узорами, серебрил их, играл разноцветными огоньками.
Царем закусок, расставленных на столе, был целиком зажаренный гусь, покрытый блестящей коричневой корочкой. Гусь был обложен печеными яблоками или тушеной капустой — и все это было окутано вкуснейшим ароматом. Бабушка торжественно вносила это гусиное чудо в комнату, и все сидящие за столом гости улыбались, хлопали, шутили, а кто-нибудь из моих дядьев исполнял на гитаре или мандолине туш.
Во время праздничного застолья обязательно пели. Дед обладал неплохим голосом. Он любил русские песни, хорошо знал их и умел в песне выразить голосом всю душевную глубину ее и прелесть, присущие только русским народным песням.
В семье Павловых особенно любили «Среди долины ровныя…», «Степь да степь кругом…», «У зари да у зореньки много ясных звезд…». Правда, к старости голос деда потерял силу и красоту, но душевность, выразительность сохранились. Песню всегда начинал он, потом вступала мама и, наконец, подхватывали все гости. За столом устанавливалась дружеская, волнующая сердце, радостная атмосфера.
На «бабушкин праздник» обязательно приезжал кто-нибудь из ее трех сыновей. Все мои дядья были летчиками и жили в разных городах. С приездом долгожданного гостя праздник становился еще более веселым и шумным. Тихий, старый дом наполнялся крепким, сильным голосом и раскатистым смехом молодого мужчины, гитарным перезвоном, шутками, приятным запахом кожаных новых ремней от формы летчика.
Но всему приходит конец. Кончались и праздники. И почти всегда их финал знаменовался отъездом дяди, и значит — грустью. Провожая сына, дед и бабушка становились на колени перед иконой и горячо молились, произнося молитвы вполголоса, а сын — коммунист, безбожник, уважая чувства родителей, смирно стоял рядом, сняв фуражку и опустив голову. А я сзади, замерев от какого-то непонятного мне, ребенку, чувства трогательной печали, тихо плакала.
«Бабушкины праздники»…
Как обогатили они мою душу, сколько дали человеческого тепла, доброго, милого, благодаря чему я, воспитанная школой, комсомолом в духе атеизма, живу всю жизнь с бабушкиным Богом в душе, с благодарной памятью о ней.
Домом бабушки и деда я греюсь всю жизнь, его доброй семейной атмосферой, которая всегда оставалась для меня желанным, но — увы! — недосягаемым примером.
Валентина ТИХОМИРОВА, коренная старичанка.