Апр 25, 2014
st-vestnik

Губернатор представил отчёт о работе Правительства Тверской области в 2013 году

24 апреля на заседании Законодательного Собрания Тверской области губернатор Андрей Шевелев выступил с ежегодным отчетом о деятельности регионального Правительства в 2013 году.

  • Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
  • Уважаемые жители Тверской области!

В соответствии с Уставом Тверской области представляю вам отчёт о деятельности Правительства региона за 2013 год. Полный текст этого документа, включая ответы на перечень вопросов, утверждённый советом Законодательного Собрания, передан в областной парламент. В ходе нашего общения, на встречах с депутатскими фракциями, мы обсудили наиболее волнующие вас темы. Сегодня я остановлюсь на основных итогах года и отвечу на вновь возникшие вопросы.

2013 год был непростым не только для Тверской области, но и для всей страны. Нестабильность в мировой экономике обусловила снижение темпов социально-экономического развития во всех регионах России, как и предполагалось в прогнозных документах федерального и регионального уровня.

В этой ситуации Правительство Тверской области определило ключевые направления деятельности, работа по которым обеспечивает стабильность регионального развития: это поддержка экономики и инвестиционной активности; обеспечение сбалансированности бюджетных показателей; модернизация социальной сферы; решение проблем жилищно-коммунального комплекса; повышение эффективности системы управления.

В 2013 году социально-экономическая ситуация в регионе характеризовалась сужением потребительского спроса, снижением деловой активности, замедлением темпов развития промышленности, торговли, доходов населения. Но, в то же время, продолжался рост этих показателей, пусть и не такой активный, как в 2012 году. А по ряду направлений была отмечена значительная позитивная динамика: я говорю о росте жилищного строительства, средней заработной платы, объёма регионального внешнеторгового оборота и ряде других.

За прошедший год валовой региональный продукт увеличился на 1,3 %, что немного ниже среднероссийского показателя. Рост промышленного производства составил также 1,3 %, что несколько выше, чем в среднем по стране. Более чем в 4 раза удалось снизить темпы падения объёмов сельскохозяйственного производства. При этом снижение коснулось главным образом животноводства, в то время как в растениеводстве отмечен серьёзный рост. По показателям сельскохозяйственного производства мы заняли одиннадцатое место в ЦФО, в то время как в позапрошлом году были на семнадцатом.

В современном мире определяющее значение для развития экономики имеет потребительский спрос. В Тверской области на его динамику в 2013 году значительно повлияло замедление темпов роста денежных доходов жителей и кредитования населения. Рост оборота розничной торговли составил только 3%, при этом наиболее заметное его замедление зафиксировано на рынке продовольственных товаров. Это свидетельствует о том, что у жителей Тверской области повышение уровня благосостояния уже в меньшей степени связано с удовлетворением ежедневных потребностей, и в значительно большей — с приобретением товаров длительного пользования.

В целом, показатели, характеризующие уровень жизни населения, улучшились: увеличились денежные доходы, возрос уровень зарплат и пенсий. Рост доходов опережал инфляцию: её уровень составил 7,2%, а денежные доходы выросли на 10,6%, составив в среднем 19199 рублей. По уровню средней заработной платы мы — в числе лидеров и занимаем 5 место в ЦФО. В то же время среднедушевой доход в тверском регионе в 1,7 раза ниже, чем в среднем по ЦФО. Главным образом это связано с высокой долей населения пенсионного возраста.

Одной из важных особенностей 2013-го года стала закладка основ стратегического планирования развития региона. Основополагающими документами стали Стратегия социально-экономического развития Тверской области на период до 2030 года и Программа социально-экономического развития Тверской области на период до 2020 года. В Программе впервые отражены долгосрочные планы развития всех муниципальных образований.

Эти документы послужили основой для формирования отраслевых концепций и стратегий: развития туризма, инвестиционной. В 2014 году планируется разработка стратегических документов по инновационной деятельности, промышленному комплексу, торговле, лесному хозяйству, экологии и другим.

Стратегический подход получает развитие и в муниципалитетах. В Торжке и Сандовском районе приняты стратегии долгосрочного развития, в 13 муниципальных образованиях — программы социально-экономического развития. Крупным проектом стратегического значения является комплекс мероприятий, посвящённых 800-летию основания Ржева. В 2013 году на федеральном уровне сформирован оргкомитет, утверждён План мероприятий и началась его реализация. Уверен, эта работа позволит Ржеву не только решить ключевые проблемы городского хозяйства, но и заложить основы для дальнейшего развития.

Уважаемые депутаты! Основу экономики Тверской области составляет промышленность, где производится около 30% валового регионального продукта. В целом, показатели за 2013 год достойные: отгрузка продукции выросла на 14,8%.

Но при этом непростая ситуация сложилась на предприятиях обрабатывающего сектора, где индекс промышленного производства составил всего 0,2%. Основная причина — снижение спроса на продукцию, что свидетельствует как о недостаточной эффективности стратегического планирования, так и об оперативном управлении на многих предприятиях. В то же время по целому ряду отраслей мы имеем значительный рост. По производству нефтепродуктов — в 29 раз, машин и оборудования — на 62,5%. Заметно возросло производство металлических изделий, целлюлозно-бумажной продукции.

Значительно затрудняет развитие промышленности задолженность за потребляемые энергоресурсы. Правительством Тверской области оказывалась поддержка отдельным предприятиям и целым отраслям по предотвращению ограничений поставок электроэнергии и газа. В большинстве случаев удалось добиться отмены ограничительных мер, реструктуризации задолженности, возобновления поставок энергоносителей, в том числе на монопрофильных территориях. В то же время, руководство многих промышленных предприятий проявляет, мягко говоря, недостаточно активный подход к решению сложившихся проблем, которые ведут к росту социальной напряжённости, а ответственность стремятся переложить на власть. Хочу напомнить: у нас рыночная экономика. Власть никогда не устраняется от решения проблем, но ответственность за эффективное управление производством и за судьбы трудовых коллективов лежит в первую очередь на собственниках предприятий.

Развитию промышленности региона недостаёт системного подхода, который заложен в проекте Концепции промышленной политики Тверской области на период до 2020 года. В настоящее время она обсуждается на экспертных площадках и в текущем году будет принята.

В структуре современной экономики существенное место отводится малому и среднему бизнесу. На начало 2014 года в области работало 53800 таких предприятий. Это на 7,1% меньше, чем год назад. Причина — изменения в федеральном законодательстве об увеличении страховых взносов во внебюджетные фонды. Тем не менее, доля занятых в малом и среднем бизнесе в Тверской области сегодня составляет 42,6% от общего числа работающих в регионе. На поддержку этого сегмента экономики было направлено более 38 миллионов 680 тысяч рублей. Различные виды помощи получили 250 предприятий. Отмечу продолжающую действовать программу «Ты — предприниматель», которой вовлечены в предпринимательскую деятельность свыше трёх тысяч молодых людей. При поддержке исполнительной власти создано 43 новых малых предприятия.

Хочу отметить, что в 2013-м году Тверская область в рейтинге инновационной активности заняла высокую, 13 позицию из 83. Но главная проблема в инновационной деятельности — внедрение разработок в реальное производство. В прошлом году от инновационных компаний получено всего 18 заявок на поддержку, предоставлено лишь 8 грантов. Я рассчитываю, что ситуацию удастся изменить. Благодаря частно-государственному сотрудничеству сформирован фонд для поддержки малых и средних инновационных предприятий в размере 400 миллионов рублей. В настоящее время проводится отбор инновационных проектов для инвестирования.

Об инвестиционной политике региона подробно говорилось в инвестиционном послании, поэтому остановлюсь только на ключевых моментах. Сейчас в регионе заявлено к реализации порядка 100 проектов с объёмом инвестиций 210 миллиардов рублей, количеством создаваемых новых рабочих мест — около 31 тысячи. В 2013 году реализовано 14 крупных проектов, объём инвестиций составил 13 миллиардов 500 миллионов рублей, создано 1840 рабочих мест.

В течение 2013 года активное содействие оказано более чем 40 инвестиционным проектам. Между Правительством области и компаниями-инвесторами заключено 16 соглашений о сотрудничестве на 38 миллиардов 438 миллионов рублей, планируется создание почти 11 тысяч новых рабочих мест.

Основная проблема реализации инвестиционных проектов в регионе — это длительные сроки подключения и нехватка современной инженерной инфраструктуры, которую ресурсоснабжающие организации развивают крайне недостаточно. Этот вопрос обсуждался с Председателем Правительства России Дмитрием Анатольевичем Медведевым, который дал поручение провести совещание с участием министра энергетики и представителей ресурсоснабжющих организаций, что позволит более детально проработать эту тему.

Для туризма 2013 год во многом был знаковым. Утверждена заявка на включение инвестиционного проекта «Туристско-рекреационный кластер «Верхневолжский» в федеральную целевую программу, это даст нам софинансирование на сумму 178 миллионов рублей. Ориентация кластера — развитие водного туризма. Тверской регион стал первым в России, вошедшим в федеральную целевую программу с подобной тематикой. В сентябре 2013 года прошёл Тверской международный форум речного туризма. Началась работа по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Завидово», получение статуса планируется к концу 2014 года.

Противоречивая ситуация в 2013 году сложилась в строительстве. Статистические данные, которые говорят о дальнейшем снижении объёмов производства в отрасли, не полностью отражают сложившуюся картину, поскольку ряд застройщиков, работающих на территории Тверской области, в том числе обеспечивающих строительное сопровождение инвестиционных проектов, зарегистрированы в других регионах. В то же время темпы ввода жилья выросли на 20%, это четвёртое место в ЦФО. Учитывая ситуацию с жилищным строительством в 2011 и 2012 годах, считаю это прорывом.

Сохраняется многолетняя тенденция наращивания объемов производства стройматериалов. В 2013 году в отрасли появились новые производственные линии на предприятиях «СТОД» и «Па?рок». Тем не менее, общее замедление темпов экономического развития сказалось и в этой отрасли, что повлекло за собой и снижение уровня добычи полезных ископаемых.

Начался переход от точечной к комплексной застройке наших городов. В первую очередь в Твери, Калининском и Конаковском районах. В 2013 году в областном центре переданы в аренду для комплексной застройки земельные участки общей площадью 21 гектар, это в 3 раза больше показателей 2012 года.

Важнейшим направлением работы в строительстве является обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых многодетным семьям. В ряде городов и районов уже разработана проектная документация, они смогут получить финансовую поддержку из областного бюджета. Всего в Тверской области 6 543 многодетные семьи, на учёт для получения земельных участков поставлено 3864. На 1 января 2014 года предоставлены 1548 участков, причём в прошлом году — в 10 раз больше, чем в 2012. В муниципальную собственность передан 191 гектар земли, что позволит обеспечить участками не менее 800 семей из Твери, Ржева и Ржевского района. Площадь имеющихся в муниципальной собственности участков позволит в ближайшее время обеспечить ими всех вставших на учёт.

В сельском хозяйстве региональная политика была направлена на максимальную поддержку товаропроизводителей. Им оказывается помощь по 15 направлениям, за год выплачено более 1 миллиарда 657 миллионов рублей. В 2013 году на 1 рубль средств областного бюджета, направленных на поддержку сельского хозяйства, привлечено более шести рублей федеральных денег — рост по сравнению с предыдущим годом почти в 4 раза.

Традиционно основным направлением сельскохозяйственного производства в Тверской области является животноводство. В 2013 году объём производства мяса сократился на 6%, главным образом из-за последствий африканской чумы свиней. За год зарегистрировано 16 случаев этого заболевания в дикой природе и 2 среди домашнего поголовья. Показатели снизились соответственно в 4 и 10 раз.

Несмотря на то, что с 2013 года в дополнение к региональной, введена поддержка производителей молока из федерального бюджета, остановить падение объёмов производства, к сожалению, не удалось. Эта отрасль является низкорентабельной и интерес к ней у товаропроизводителей и инвесторов снижается.

В то же время объёмы производства продукции растениеводства увеличились на 11,8%. С 2013 года поддержка отрасли стала несвязанной — она предусматривает предоставление субсидий на 1 гектар посевных площадей. Как видим, такая форма поддержки доказала свою эффективность.

Продолжалась поддержка малых форм хозяйствования на селе. В 2013 году создано 121 крестьянско-фермерское хозяйство, в то же время было закрыто 465, многие из которых существовали только на бумаге. Сейчас в регионе почти 1100 работающих хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Они вместе с личными подсобными хозяйствами производят три четверти объёмов картофеля и яиц, более 90% овощей, почти 40% молока. Поэтому говорить о том, что фермерство не играет заметной роли в нашем сельском хозяйстве, не приходится.

Сельское хозяйство с каждым годом становится все более привлекательным для инвесторов. В отрасли реализуется 18 инвестиционных проектов с объёмом инвестиций около 35 миллиардов рублей, создаётся более двух тысяч рабочих мест. Это новые животноводческие комплексы в ряде районов, производство сырья для биотоплива, композитных материалов из льна и другие.

Решающее влияние на развитие экономики региона оказывает ситуация на рынке труда. В сфере занятости в последние годы количество вакансий значительно превышает число ищущих работу. Главными проблемами регионального рынка труда остаётся структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, а также нехватка квалифицированных рабочих кадров. Во многом решению этих проблем мешает низкий уровень мобильности населения внутри региона.

Численность официально зарегистрированных безработных составила 0,9% от экономически активного населения. Через государственную службу занятости нашли новую работу почти 28 тысяч человек.

В результате реализации Программы по содействию добровольному переселению соотечественников Тверская область в 2013 году приняла 2600 человек. Всем им было оказано содействие в подборе места работы.

Уважаемые депутаты! Особое значение для стабильной ситуации в регионе имеет работа топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов. В 2013 году в этих сферах основные усилия были сосредоточены на улучшении технического состояния жилых домов, ликвидации аварийного фонда, обеспечении стабильного прохождения отопительного сезона.

В 2013 году выполнен план по переселению граждан из аварийного жилья: расселены 36 домов, улучшили условия проживания 448 человек. Проведён капитальный ремонт в 103 многоквартирных домах, условия проживания улучшили 9300 человек. Ещё 18 домов были отремонтированы товариществами собственников жилья при государственной поддержке, составляющей до 90% затрат. В то же время нельзя не отметить, что не только недостаток бюджетных ресурсов, но и низкая заинтересованность и активность жителей в капитальном ремонте домов не позволяют вывести эту работу на более качественный уровень. Эта ситуация характерна для всей страны, и в минувшем году началась работа по формированию новой системы проведения капитального ремонта. Разработана и принята региональная программа его проведения на 30 лет.

Почему я особенно отмечаю недостаток активности граждан в решении проблем ЖКХ. Вот цифры: в 2013 году в ходе обследований многоквартирных домов выявлено 6373 нарушения. В Госжилинспекцию на рассмотрение поступило 7826 обращений, что на 17% больше, чем в 2012 году. Общая сумма штрафов, наложенных по итогам проверок, выросла в 1,7 раза. По количеству выданных исполнительных документов мы занимаем 4 место в ЦФО, по количеству штрафов — второе. То есть государственные органы работают, и работают эффективно. Но кардинально ситуацию это изменить не может. Только сами граждане, их активная позиция могут заставить управляющие компании работать качественно. Если этого не происходит — опять же только сами жители могут отказаться от услуг недобросовестной управляющей компании, перейти к другой или создать ТСЖ. Активность населения — реальный механизм решения проблем в ЖКХ.

Подготовка к отопительному сезону в 2013 году прошла более организованно, сезон начат на 10 дней раньше, чем в 2012 году. Проблемы, которые выявились в Кимрах, Кимрском, Максатихинском, Осташковском, Калининском районах, были решены к 10 октября.

Особенностью этого отопительного сезона было небольшое снижение числа аварий, при росте более чем на 20% мелких технологических сбоев и отказов оборудования. Для решения этих вопросов и модернизации всей отрасли, в неё было инвестировано 849 миллионов рублей, это почти на четверть больше, чем в 2012 году. При этом рост частных инвестиций составил почти 150%.

На новый уровень выходит развитие региональной электроэнергетики. Разработаны Схема и Программа перспективного развития отрасли, на их основе сформированы инвестиционные программы. Объём вводимых «Тверьэнерго» мощностей вырос на 28%, линий электропередач — более чем в 1,5 раза. Завершено строительство сетевой подстанции «Боровлёво», завершается строительство подстанции «Лебедево», которые обеспечат электроэнергией наши индустриальные парки.

Продолжалась реализация программы газификации. Завершено строительство двух межпоселковых газопроводов в Старицком и Осташковском районах, начато строительство ещё двух в тех же муниципалитетах. Построен 41 километр газовых сетей в семи городах и районах, газифицировано почти 5250 домов и квартир.

Началось строительство межпоселкового газопровода в Бежецком районе, который позволит не только газифицировать 9 населённых пунктов, но и реализовать крупный инвестиционный проект. Нам удалось в 2013 году ликвидировать застарелую проблему отставания подготовки потребителей к приёму природного газа. Обязательства Тверской области по исполнению плана-графика синхронизации выполнены в полном объёме.

Завершена работа по корректировке генеральной схемы газоснабжения и газификации Тверской области, которая находится на утверждении. Решается вопрос с газификацией западных и северо-восточных районов области. В настоящее время в проектах строительства газопровода-отвода «Ржев-Оленино-Нелидово» и реконструкции газораспределительной станции «Бежецк» устраняются замечания, полученные от «Газпрома».

В 2013 году увеличилась эффективность использования главного природного богатства региона — леса. Фактическая рубка выросла на 11%, при этом допустимый объем изъятия древесины использован только на 52%. Успешно реализуются три крупных инвестиционных проекта, связанные с глубокой переработкой древесины. Мы полностью выполняем планы по лесовосстановлению, причём 80% этих работ выполняются арендаторами. Значительно усилена работа по пресечению незаконных рубок леса. В 2013 году выявлен 261 случай, возбуждено 249 уголовных дел, 117 человек привлечены к уголовной ответственности.

2013 год был объявлен в России годом охраны окружающей среды. В его рамках в Тверской области был реализован комплекс мероприятий. Пристальное внимание уделялось двум ключевым направлениям: развитию особо охраняемых природных территорий и разрешению сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Значительные площади в Тверской области занимают особо охраняемые природные территории. В 2013 году создана государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области, которая будет решать, в том числе, и задачи управления особо охраняемыми природными территориями. Разработан проект Стратегии развития сети этих территорий.

Большое внимание уделялось проблеме обращения с твердыми бытовыми отходами, объём которых ежегодно возрастает, а существующие свалки и полигоны не отвечают санитарным и экологическим нормам. В 2013 году утверждена Стратегия развития системы обращения с отходами в Тверской области. Система будет включать учёт и контроль образования отходов, создание экономических предпосылок для повышения инвестиционной привлекательности сферы обращения с отходами, а также размещение принципиально новых объектов инженерной инфраструктуры. Были подготовлены и в 18 муниципальных образованиях утверждены генеральные схемы очистки территорий.

Важнейшее значение для региона имеет развитие дорожной инфраструктуры и транспорта. В 2013 году общий объём расходов областного Дорожного фонда составил более 3 миллиардов 785 миллионов рублей. Пятая часть этих средств была направлена на развитие автодорог местного значения и дворов. В минувшем году были созданы муниципальные дорожные фонды, работа которых должна помочь решить проблемы ремонта и реконструкции местных дорог.

Качество ремонта находится на жёстком контроле: по итогам проводимых проверок возбуждено 25 административных дел, наложено штрафов более чем на 1,5 миллиона рублей. Вошло в практику исправление своих ошибок подрядчиками. Если дорога находится на гарантии, то им приходится ликвидировать выявленные дефекты.

Хочу отметить, что минувший год ознаменовался реализацией ряда крупных проектов: это капитальный ремонт Восточного моста; завершение первой очереди реконструкции Мигаловского моста; масштабные ремонтные работы на трассе М-9 «Балтия»; строительство обхода Вышнего Волочка на трассе М-11. Мы не отказываемся от проекта строительства Западного моста в Твери. Проектная документация дорабатывается, после получения положительного заключения госэкспертизы мы будем добиваться включения этого объекта в федеральную программу «Развитие транспортной системы России».

В минувшем году чётко обозначилась тенденция к снижению объёма пассажиропотока в регионе, уменьшение составило более 19%. При этом количество пассажиров железнодорожного транспорта возрастает, а автомобильного снижается. В этой ситуации Правительство области не стало активизировать работу по оптимизации маршрутной сети. Только два железнодорожных пригородных маршрута были заменены на автомобильные. Понимая социальную значимость этого вопроса, Правительство области работает с РЖД над сохранением разумного объема и качества пригородных перевозок.

Уважаемые депутаты! Возможности развития региона определяются состоянием его бюджета. В 2013 году он характеризовался следующими показателями. Доходная часть областного бюджета — 44 миллиарда 460 миллионов рублей. Рост составил 9%, увеличение налоговых и неналоговых доходов — 15%, доходов от использования и реализации имущества Тверской области — 47%. Эти цифры — лучшее свидетельство результативности работы как по развитию экономики региона, так и по повышению эффективности бюджетной сферы.

Расходная часть областного бюджета исполнена в сумме 48 миллиардов 269 миллионов рублей. Сложился дефицит в размере 11,4%. В 2012 году этот показатель составлял 20%. Следует отметить, что по итогам года Тверская область стала одним из двух регионов ЦФО, в которых дефицит бюджета уменьшился.

В течение прошлого года расходы областного бюджета были увеличены на 8 миллиардов 837 миллионов рублей. Это средства на повышение оплаты труда в бюджетной сфере, модернизацию здравоохранения, социальные выплаты и пособия, переселение из аварийного жилья, поддержку сельского хозяйства и многое другое. Хочу отметить, что наращивание государственных обязательств в социальной сфере ограничивает возможности региона в уменьшении дефицита бюджета и государственного долга.

Основная дополнительная нагрузка на областной бюджет легла в связи с исполнением «майских» Указов Президента России в части повышения уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. По итогам года средняя заработная плата врачей составила более 31 тысячи 600 рублей, это 138% от средней зарплаты по экономике региона. У среднего медицинского персонала этот показатель составил 81,2% при плане 75,7%. Средняя заработная плата социальных работников увеличилась за год на 52%, учителей — на 28,7%. Уровень средней зарплаты педагогов дошкольных образовательных учреждений достиг показателя в 20 тысяч 153 рубля. Выполнен план повышения уровня оплаты труда работников культуры.

Решение этой и других задач сегодня невозможно без внешних финансовых заимствований. Государственный долг Тверской области по состоянию на 1 января 2014-го года составил 26 миллиардов 48 миллионов 800 тысяч рублей, или 78% от уровня собственных доходов, за год он увеличился на 4%. Обязательства по его обслуживанию исполнены в полном объёме.

В минувшем году продолжалось совершенствование межбюджетных отношений. Субсидии на выравнивание обеспеченности муниципальных образований распределялись с учётом их рейтинга. Удалось сократить диспропорции в обеспеченности местных бюджетов по доходам. Общее отклонение от среднего значения составило 12%, в то время как в 2012 году оно составляло 17%.

Кардинально изменены подходы к распределению дополнительной финансовой помощи городам и районам. Введена практика её оказания в рамках реализации планов финансового оздоровления местных бюджетов. Это позволило ряду муниципалитетов значительно сократить просроченную кредиторскую задолженность.

Хочу отметить как важнейшее направление сотрудничества власти и населения Программу поддержки местных инициатив, в софинансировании которой принимают участие жители области. В ее рамках реализовано 53 проекта, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры. Именно такие программы необходимы для повышения активности населения во всех сферах жизни региона.

Важнейшим условием стабильного развития региона является реализация взвешенной и эффективной социальной политики.

В 2013 году в Тверской области осуществлялось около 50 видов различных денежных выплат и мер социальной поддержки, которые охватывали более 550 тысяч человек.

Приоритетным направлением оставалась работа с семьями, в первую очередь — с многодетными. Количество третьих и последующих детей, рождённых в семьях жителей региона, составило 2080 человек. В 2013 году началась выдача свидетельств на региональный материнский капитал, выдано 1385. Также началось назначение ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка в размере прожиточного минимума, ею воспользовались 1302 семьи. Как видим, новые меры социальной поддержки многодетных семей являются достаточно востребованными.

С 2012 года в области реализуется пилотный проект по внедрению системы социального контракта. В 2013 году заключено 9 контрактов на сумму более 1 миллиона 300 тысяч рублей. Проект доказал свою эффективность и в текущем году будет расширяться.

В 2013 году началась реализация Комплекса мероприятий, направленных на защиту и поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение их семейного жизнеустройства. На 1 января 2014 года в области насчитывалось 5186 таких детей, на 305 меньше, чем годом ранее. Из них находились на воспитании в семьях более 84%, это на 3,5% больше показателя предшествующего года. Таким образом, успешно решается задача максимального устройства таких детей в семьи. Продолжился рост количества квартир, предоставляемых гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году их было 205, в прошлом — 273, на текущий год запланировано 444.

Развивалась система социальной поддержки пожилых граждан и инвалидов. 748 ветеранов войны улучшили свои жилищные условия. Сеть стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в 2013 году полностью удовлетворяла потребности в таких услугах. В соответствии с требованиями Госпожнадзора, Прокуратуры и Роспотребнадзора были закрыты 5 домов-интернатов малой вместимости, все их подопечные смогли выбрать для себя новые учреждения. Развивалась и сеть получения гарантированных социальных услуг на дому, которой пользовались более 12 тысяч человек.

Во всех муниципальных образованиях созданы советы по делам ветеранов. Проведён благотворительный марафона «Наша Победа», в рамках которого было собрано почти пять с половиной миллионов рублей, оказана помощь 469 ветеранам. И здесь я бы хотел поблагодарить депутатов Законодательного Собрания за поддержку и участие в марафоне. Учтя позитивный эффект прошлого года, принято решение сделать его постоянным.

Разработана и утверждена программа Тверской области «Доступная среда» на 2014-2015 годы, в рамках которой для людей с ограниченными возможностями будет адаптировано 20 приоритетных объектов в здравоохранении, образовании, культуре, транспорте, социальной защите, физической культуре и спорте.

Болезненной проблемой региона остаётся убыль населения. В 2013 году демографическая ситуация в Тверской области характеризовалась дальнейшим снижением уровня смертности населения. Показатель рождаемости оказался ниже уровня 2012 года, но выше уровня 2011. В настоящее время демографическая обстановка осложняется увеличением количества граждан пожилого возраста в регионе и снижением численности женщин репродуктивного возраста. Другими словами, произошло «наложение» двух демографических «ям».

В этой ситуации система здравоохранения региона была ориентирована на борьбу с основными причинами смертности — болезнями системы кровообращения и новообразованиями.

По итогам года смертность от сердечно-сосудистых заболеваний несколько снизилась. В августе 2013 года, в дополнение к функционирующим региональному и трём первичным сосудистым центрам, были открыты ещё два первичных сосудистых отделения в Твери и Нелидово. В первом полугодии 2014 года планируется открытие центра в Бежецке. В каждый город и район приобретены реанимобили.

Смертность от онкологических заболеваний незначительно повысилась. Главные причины этого — поздние обращения граждан в медицинские учреждения, недостаточная профилактическая работа, слабая эффективность деятельности первичного звена здравоохранения в этом направлении.

Для усиления онкологической службы в 2013 году закуплено 555 единиц современного медицинского оборудования, введён в эксплуатацию лабораторный корпус патоморфологических методов исследования. Завершена реконструкция блока лучевой терапии, на объекте идут пусконаладочные работы, ввод в эксплуатацию запланирован на июль 2014 года. Для центра женского здоровья закуплен передвижной мобильный комплекс, оснащенный маммографом. Проводился скрининг населения на онкологические заболевания.

Завершилась реализация целевой программы «Модернизация здравоохранения Тверской области». Капитально отремонтировано 178 объектов, закуплены тысячи единиц современного медицинского оборудования.

В 2013 году велось строительство пяти объектов здравоохранения. Завершены строительно-монтажные работы на второй очереди хирургического корпуса детской областной клинической больницы. Он будет дооснащен медицинским оборудованием и мебелью, ввод в эксплуатацию запланирован на август 2014 года. Началось строительство детской поликлиники во Ржеве, плановый срок сдачи — декабрь 2014 года.

Для приближения первичной медицинской помощи сельскому населению за последние два года были открыты 34 офиса врача общей практики, в текущем году планируется открыть ещё 4 офиса. Также совершенствуются выездные формы работы на селе, в 2013 году приобретены 7 мобильных поликлиник, с помощью которых осмотрено 6840 человек.

Особое внимание уделяется вопросам кадровой политики в медицине. Около 70% выпускников нашей медакадемии после обучения по целевому направлению возвращаются для работы в родные города и районы, в то время как в среднем по стране — только половина. 80% городов и районов приняли и реализуют программы по обеспечению социальной поддержки медицинских работников — это предоставление жилья или оплата его найма, выделение ссуды на покупку квартиры, дополнительные финансовые выплаты. Укомплектованность медицинских учреждений врачами составляет 85,2%, средним медицинским персоналом — 83%. Это значительно выше среднероссийских показателей.

В сфере образования первоочередное внимание уделялось ликвидации очереди в детские сады. В 2013 году в ней стояли 2611 детей в возрасте от 1 года до 7 лет в 16 городах и районах. К началу 2014 года в 40 муниципальных образованиях отсутствовала очередь для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Неустроенными остались 27 детей, в то время как в 2012 году их было 640. Таким образом, в 2014 году очередь для детей в возрасте от 3 до 7 лет будет полностью ликвидирована.

Всего за 2013 год введено 2 631 дополнительное место в детских садах, план перевыполнен на 695 мест. Подготовлены семь проектов для строительства новых детских садов в 2014 году.

В регионе формируется новая образовательная среда, основным принципом которой является доступность качественного обучения для большего количества учащихся. Сегодня доля школьников, обучающихся в современных условиях, составляет 87,9%. Дополнительно, к существующим 170 информационным центрам базовых школ создано 30 центров в небазовых школах и 10 — в специальных коррекционных школах.

Почти все сельские школьники, а если быть точным, 99,7%, обеспечены ежедневным подвозом в базовые школы. В 2013 году был дополнительно приобретен 41 школьный автобус, всего их 387. Все автобусы подключены к системе ГЛОНАСС.

Организованными формами отдыха и оздоровления в летний период в 2013-м году было охвачено 80,7% детей.

В развитии профессионального образования акцент сделан на обеспечение соответствия структуры и качества подготовки молодых специалистов потребностям регионального рынка труда и экономики. В 2013 году началась реализация программы «Подготовка и переподготовка кадров для предприятий региона в образовательных учреждениях». Созданы 6 ресурсных центров, центр профориентационной работы. В программе участвуют более 70 общеобразовательных учреждений и 50 предприятий и организаций. Доля выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии, повышается: в 2012 году — 44%, в 2013 году — в среднем 52%. Тем не менее, задача обеспечения эффективного взаимодействия с работодателями по определению реальной потребности в подготовке кадров до конца ещё не решена.

В области культуры 2013 год в первую очередь отмечен массовым проведением реставрационных работ. Открыт после реставрации Музей тверского быта, проведены работы в усадьбе Домотканово, даче «Чайка», Доме народного творчества, который получил собственное помещение. Активно реставрируется Императорский Путевой дворец в Твери.

Активизировалась работа областных учреждений культуры в районах. За год состоялось 737 выездных спектаклей, рост по сравнению с предыдущим годом составил 12%.

Проведена большая работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Ремонтные работы и противопожарные мероприятия проведены более чем в 150 учреждениях.

В рамках соглашения с Министерством культуры России в областной филармонии создан современный мультимедийный комплекс; в областной библиотеке имени Горького — электронный справочный информационный центр; в театрах юного зрителя и кукол переоснащены сценические комплексы; в усадьбе «Домотканово» создаётся многофункциональный туристический комплекс.

Все эти мероприятия послужили хорошим базисом для формирования комплексного плана развития отрасли в 2014 году, который объявлен в России годом культуры.

В сфере молодежной политики усилия Правительства Тверской области были направлены на обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

В 2013 году активно развивалось поисковое движение, которое отметило свой 25-летний юбилей. В поисковых работах участвовало 68 отрядов, было поднято и торжественно перезахоронено более трёх тысяч воинских останков. Город воинской славы Ржев стал местом проведения торжественных мероприятий, посвящённых закрытию Всероссийской Вахты Памяти. В мероприятиях патриотической направленности за год приняли участие более 80 тысяч человек.

Активно развивалось добровольческое движение. Центром молодёжных волонтерских программ на базе Тверского государственного университета проведена большая работа по подготовке волонтеров к участию в Олимпийских и Паралимпийских Играх-2014 года, была сформирована команда в составе 1350 человек.

В предолимпийский год всоставы сборных команд России был включён 133 тверских спортсмена, членами олимпийской сборной команды России стали 5 атлетов Верхневолжья. На соревнованиях международного и всероссийского уровня нашими спортсменами завоевано 686 медалей, на 36 больше, чем в 2012 году. Наиболее высокие результаты были достигнуты в гребле, лёгкой атлетике, фигурном катании и различных видах единоборств. На играх 27 Всемирной летней Универсиады завоёваны шесть золотых и одна серебряная медали.

В Тверской области в 2013 году прошло более 300 всероссийских, международных, межрегиональных и областных спортивных мероприятий. Это на 30 больше, чем в 2012. В спортивных мероприятиях и соревнованиях в регионе приняло участие более 50 тысяч человек.

Особое внимание уделялось развитию детско-юношеского спорта. Сейчас в спортивных школах занимается каждый четвёртый подросток. Сделан серьёзный шаг к вовлечению в занятия физкультурой и спортом и тех школьников, которые не посещают специализированные учебные заведения: в 2013 году стартовал пилотный проект «Школа — центр спортивной жизни».

В строительстве спортивных сооружений взят курс на точечную работу с территориями, строительство и реконструкцию таких площадок, которые будут востребованы. Разработана проектная документация по строительству и реконструкции 6-ти спортивных объектов областного значения.

Уважаемые депутаты! Решение задач по развитию региона невозможно без эффективного взаимодействия Правительства области с законодательной властью. В 2013 году были приняты 142 закона Тверской области, проекты 115 из них были внесены Губернатором. Хочу отметить, что наша совместная работа по совершенствованию правового поля региона всегда проходит в конструктивном ключе.

В этой работе также активно участвует общественность. В регионе сложилась система диалога между властью и гражданским обществом — через Общественную палату Тверской области, советы общественности в городах и районах, систему Общественных советов при исполнительных органах государственной власти.

В 2013 году начал действовать новый Порядок предоставления грантов некоммерческим организациям, направленный на повышение качества их проектов. Их поддержка составила почти 28 миллионов 650 тысяч рублей. Особое внимание уделялось работе с национальными объединениями, национально-культурными автономиями. Эта работа ведётся в рамках Плана реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории Тверской области. Создана региональная система мониторинга межнациональных отношений и обстановки, которая направлена на профилактику межнациональных конфликтов в регионе, сохранение межнационального и межконфессионального мира.

Уважаемые депутаты! Таковы основные результаты деятельности Правительства Тверской области в 2013 году. Если у вас возникли вопросы по ходу отчета, готов ответить на них.

Благодарю за внимание и рассчитываю на дальнейшую совместную плодотворную работу!

Губернатор Тверской области А.В.ШЕВЕЛЁВ.


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 26 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



В случае пожара звони 101 или 112


В ночь с 20 на 21 апреля от берега Волги в Старице унесло пластиковую лодку «Пелла-Фьорд» светло-зеленого цвета. Сердечно прошу «поймавших» или видевших сообщить о ее местонахождении по тел.: 8-900-111-50-17. Вознаграждение гарантирую.


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости