Ноя 20, 2013
st-vestnik

Нарушения речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста и что с этим делать

Как помочь нашим малышам в правильном развитии речи — советы дает специалист-логопед Надежда Владимировна АВДОШИНА.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития.

Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, так как мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. Всё это предъявляет большие требования к качеству нашей речи.

Часть I

ПРИЧИНЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Обследования последних лет будущих первоклассников показывают, что очень большое количество детей имеют серьёзные нарушения развития этой высшей психической функции человека.

Каковы же причины речевых нарушений, что этому способствует?

Причины нарушений обусловлены биологическими, психологическими и социальными факторами.

*       БИОЛОГИЧЕСКИЕэто различные виды поражений центральной нервной системы в период до развития речи (Локальное поражение мозговых структур, аномалии в строении артикуляторного аппарата, Снижение слуха)

*        ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ — это недоразвитие познавательной и психической деятельности (Недоразвитие анализа, синтеза, обобщения, абстракции; нарушения слухового, зрительного восприятия, внимания, памяти; незрелость эмоционально-волевой сферы).

Способствовать появлению вышеперечисленных причин могут: алкоголизм и злоупотребление содержащими алкоголь напитками, употребление любых наркотиков, курение, осложнения при беременности и родах, «химизация» нашей повседневной жизни, радиация и другие негативные факторы, порой независящие от нас самих…

*       Но есть еще СОЦИАЛЬНЫЕ причины речевого недоразвития детей, которые непосредственно зависят от семьи, от родителей ребенка. И это — слабость речевых контактов, недостаточность стимуляции к речевому общению. Что это значит? С ребенком мало говорят, мало общаются, мало читают книг и мало обсуждают прочитанное или увиденное. Да и сами дети практически перестали играть друг с другом в ролевые игры.

Родительское общение, книги с картинками нашим дошколятам и младшим школьникам заменили телевизор, компьютер и компьютерные игры не развивающего характера, а разные «стрелялки» и «догонялки».

И как следствие, ребенок не знает элементарных вещей, которые он обязан знать к первому классу. Зачастую дети не знают, что такое времена года, их последовательность, не знают время суток, не понимают значения отдельных слов, предлогов «перед», «после», наречий «спереди», сзади», не могут обобщить, то есть назвать одним словом однородные предметы…

Вызывает тревогу то, что подобные речевые проблемы имеют тенденцию встречаться все чаще и становиться все сложнее и сложнее…

И вот здесь, чтобы как-то скорректировать негативные речевые явления, чтобы облегчить своим детям процесс обучения, чтобы сделать их успешными, родителям нужно придти на помощь.

Хочу обратить внимание на то, что мамы, папы, бабушки прежде всего думают о том, что лежит на поверхности и сразу заметно, то есть о звукопроизношении. Но звукопроизношение — это только вершина айсберга. Несформированными оказываются более важные для успешного обучения в школе стороны речевого развития: словарный запас, грамматический строй, слоговая структура, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, связная речь… Всё это сильно отражается на учебе детей, на понимании изучаемого ими материала практически по всем предметам, а также даже на развитии других психических функций: восприятии, внимании, памяти, мышлении.

Особенно катастрофически недоразвитие всех сторон речи сказывается на русском языке и чтении. Дети с речевым недоразвитием, как правило, страдают такими специфическими нарушениями письменной и устной речи. как дисграфия и дислексия… И наша совместная задача — проводить профилактическую работу, чтобы это не допустить.

Как это сделать? Об этом разговор пойдет в следующем материале.

Надежда АВДОШИНА, учитель-логопед МБОУ «Старицкая СОШ».


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 26 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



В случае пожара звони 101 или 112


В ночь с 20 на 21 апреля от берега Волги в Старице унесло пластиковую лодку «Пелла-Фьорд» светло-зеленого цвета. Сердечно прошу «поймавших» или видевших сообщить о ее местонахождении по тел.: 8-900-111-50-17. Вознаграждение гарантирую.


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости