Пройдя «Уроки доброты», новоямские школьники взглянули на мир по-другому
«Уроки доброты», связанные с Международным днем инвалидов, прошли в Ново-Ямской школе. На этих уроках дети обсудили немало важных вопросов и проблем, многое поняли и осознали.
Дети участвовали в дискуссии «Человек с инвалидностью», где обсуждали темы: «Сколько людей с инвалидностью живет в нашей стране, регионе, городе?», «Сколько среди них детей?», «Отчего люди становятся инвалидами?», «В каком возрасте у человека может появиться инвалидность?» и другие.
После просмотра мультфильма «Мультик про Диму» (режиссер Ришат Гильметдинов) о непростой жизни «особенного» ребенка, дети выяснили, какие бывают модели поведения по отношению к людям с ограниченными возможностями, какие из них являются продуктивными и социально приемлемыми. Познакомились дети и с техническими приспособлениями и средствами, которые помогают людям с инвалидностью «преодолевать барьеры», улучшать качество жизни, делать ее более доступной, налаживать общение.
Практические упражнения «Поймай мяч одной рукой», «Пройди с завязанными глазами до двери», «Нарисуй с завязанными глазами елочку», «Спроси только при помощи жестов: «Как пройти к стоматологу?» помогли детям прожить те чувства, которые испытывают люди с ОВЗ и инвалидностью. Это было непросто. А ведь людям с особыми потребностями приходится жить в таком «режиме преодоления» каждый день!
Просто потрясла школьников история жизни Льва Семеновича Понтрягина. Лев Понтрягин ослеп в 14 лет. Лишенный зрения, он сделался великим математиком. Как такое вообще возможно? Оказывается, для сильного духом человека возможно многое, а для настоящей дружбы и взаимопомощи ограниченных возможностей вообще не существует.
Рассказы о достижениях российских паралимпийцев, общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с ограниченными возможностями здоровья, добившихся успеха, несомненно, способствуют повышению уровня информированности о возможностях таких людей. Но все же на сегодняшний день общий уровень знаний детей об особенностях жизни инвалидов и лиц с ОВЗ, о правилах этикета в отношении них остается недостаточным. Да и большинство наших граждан пока что, к сожалению, не умеют и не знают, как правильно с ними общаться, чтобы не обидеть и не задеть их чувство собственного достоинства. А такое общение необходимо, чтобы инвалиды и люди с особыми потребностями полноценно участвовали в жизни общества. Поэтому я убеждена: такие «Уроки доброты» необходимо проводить регулярно.
Татьяна СТЕПАНОВА, педагог-психолог.