Ноя 8, 2020
st-vestnik

Старица — порт пяти морей

Старица - порт пяти морей

Прогулки по Старице с Виктором ХОТУЛЁВЫМ.

Нам, старичанам, очень повезло, что наш город расположен на великой русской реке Волге. Где крутые улочки спускаются к главной российской водной глади. Где главной улицей Волга по сути и является. Где две городские стороны сливаются в единое целое — добраться с одной стороны на другую не представляет труда. Но так было не всегда.

Старица - порт пяти морей

Когда-то Волга была не связующим, а больше разъединяющим звеном. Московская и Ленинградская (раньше Городская) стороны в весенне-осенний период часто существовали сами по себе. Поэтому и были две школы, две больницы, два автовокзала, два кинотеатра. Поход на другую сторону реки был выдающимся событием.

Старица - порт пяти морей

Молодежь по разные берега нередко отличалась недружественными отношениями, доходящими не только до словесных перепалок, но и до настоящих кулачных боев. Но, к счастью, это было не всегда и не со всеми.

Старица - порт пяти морей

Ныне всех объединил красавец мост, построенный в 1963 году. Раньше эту функцию выполняли переправы. А паромщики и судоводители считались самыми почетными людьми в городе. Почет им был на обеих волжских сторонах.

Старица - порт пяти морей

Таким почетным жителем был Геннадий Александрович Громов. Прибыл он в наш город весной 1950 года, окончив курсы судовых мотористов в Калининском речном порту. Первым катером его был «Буревестник». Обычный буксир он приспособил для перевозки 25 пассажиров, сделав ограждения и поставив скамейки. Работа матроса так захватила его, что он даже жил на своем рабочем месте.

Старица - порт пяти морей

Прозвищем Генка-катер очень гордился. Генкино детище, увы, через два года постигла неудача — катер зацепился за трос парома и затонул. Не обошлось и без человеческих жертв. Настоящий же капитан был в это время на переподготовке в областном центре.

Старица - порт пяти морей

На смену «Буревестнику» прислали пятидесятиместный катер «Пионер». На нем Громов отработал четыре навигации, перейдя на буксир для перевозки парома. На «Пионере» стали трудиться другие люди, фамилии которых уже и не вспомнить. Хотя некоторые старичане называли Комендантского, Крестникова… А первый капитан стал и первым пострадавшим от старицкого моста, упав с его высоты и сломав ногу. С того самого моста, который когда-то лишил его работы.

Старица - порт пяти морей

В допаромное время горожане переправлялись на обычных лодках, благо они были почти у всех жителей, живущих на берегу. В летнее время строились временные деревянные мосты на понтонах (или плашкоутах — те же понтоны, но прямоугольной формы), которые очень часто уносило во время большой воды или крепко сковывало льдом из-за «неожиданного» наступления зимы. Эти понтоны я хорошо помню, когда они лежали на Набережной напротив монастыря и служили нам, малышам, своеобразными барабанами.

Старица - порт пяти морей

Время появления паромов в Старице я назвать не могу, но в 30-х годах прошлого столетия они уже работали. На них переправлялись машины, люди и подводы. Сохранилась даже фотография, на которой запечатлено, как работники больницы плывут на пароме на праздничную первомайскую демонстрацию 1937 года с московской стороны (где находилась больница) на ленинградскую.

Старица - порт пяти морей

Лодочная переправа была еще и у старицких гор напротив деревни Старо-Ямская. За десять копеек для взрослых и пять для детей многие горожане добирались до ближайшего леса с грибами и ягодами, проходя мимо знаменитого ямского курятника.

Старица - порт пяти морей

Лодочником в наше детство был крепкий мужик по фамилии Моисеев. Это был его законный «социалистический бизнес». Когда некоторые хотели подхалтурить на водной перевозке, получали страшные угрозы в виде порчи конкурирующего имущества или откровенной физической расправы.

Старица - порт пяти морей

Но однажды находчивые школьники обошли сурового лодочника. Во время популярной в послевоенные годы сдачи металлолома пионеры одного из классов Старицкой средней школы разобрали трактор на территории МТС (машинно-тракторная станция находилась около Ильинской церкви) и переправили его по частям на лодке в пункт приемки. Пионеров-передовиков чествовали… ровно один день, пока не пришел на работу начальник МТС. Ребята и их родители были сурово наказаны, а тракторные запчасти были возвращены на место тем же водным путем.

Старица - порт пяти морей

В зимнее время город превращался в единое целое, ведь мороз возводил вполне надежную ледовую переправу. Оставалась лишь её регулярная расчистка и установка условных обозначений дороги в виде елового лапника. По льду переезжали даже тяжелые машины и колесные трактора. С наступлением весенней распутицы дорога превращалась в кашу, тая в себе немалые опасности. Городская жизнь на время замирала.

Старица - порт пяти морей

Но не для всех. Весеннего ледохода ждали как праздника. Десятки старичан высыпали на Набережную посмотреть, как огромные льдины, ударяясь друг о друга, издавая тяжелые звуки, мчались вниз по течению. Некоторые безалаберные парни пытались показать свою храбрость, перебирались с одной льдины на другую.

Старица - порт пяти морей

Добропорядочным гражданам приходилось пережидать этот период. Но и они иногда рисковали. Известной старицкой учительнице иностранного языка Нине Георгиевне Крыловой (Тихоновой) нужно было срочно сдавать сессию. Для переправы через Волгу во время ледохода она обратилась к спасателю Юрию Карпухину, который на лодке доставил молодую учительницу на другой берег. Этот ледовый переход она хорошо помнит до сих пор.

Старица - порт пяти морей

По окончании ледохода наступал период судоходства. Мальчишки и девчонки той поры, давно уже ставшие взрослыми, помнят множество суденышек и барж на Волге, а особенно тяжело пыхтящий пассажирский пароход еще царской постройки «Шевченко». Помнят, как на городском пляже ждали его, купаясь в крутых волнах, немного завидуя беззаботным пассажирам.

Старица - порт пяти морей

Ждали пассажирские суда и на настоящей пристани, расположенной на реке между нынешними улицами Иванцова и Советская.

Старица - порт пяти морей

На водном транспорте можно было добраться до Ржева, Родни, Иваниш, Калинина. В разное время волжские просторы бороздили ветеран «Шевченко», более современные «Ракеты», «Ветерок», «Восьмерка», «Заря»…

Старица - порт пяти морей

Сейчас на Волге не увидишь даже обычной лодки. Не хочется верить, что время Старицы как порта пяти морей безвозвратно утекло, оставив в памяти лишь эти воспоминания…

Виктор ХОТУЛЁВ.


Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 26 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



В случае пожара звони 101 или 112


В ночь с 20 на 21 апреля от берега Волги в Старице унесло пластиковую лодку «Пелла-Фьорд» светло-зеленого цвета. Сердечно прошу «поймавших» или видевших сообщить о ее местонахождении по тел.: 8-900-111-50-17. Вознаграждение гарантирую.


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости