Янв 8, 2013
st-vestnik

«Татьяна верила преданьям простонародной старины…»

Святки… Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «Ночь перед Рождеством», «Крещенский вечер» — и у каждого что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомый мир… В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о своей судьбе. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.

Но разве все мы забыли? Еще мы девчонками в рождественскую ночь клали под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. Оказывается, что современные школьницы поступают так же! Вот что рассказала одна из них: «Пишем имя юноши на клочке бумаги, целуем это слово накрашенными губами (чтобы остался след), кладем на зеркальце маленькое — и под подушку. Или кладут под подушку три лавровых листка. На одном пишут – «Ананий», на другом – «Азарий» и на третьем – «Мисаил» и произносят заклинание: «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне»… Вот так предания «из бабушкиного сундука» дошли до наших дней!

А в прошлом веке и крестьянские девушки, и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И мы можем это сделать, причем не нужно, что называется, к гадалке ходить. Просто возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, для придания волшебной атмосферы зажжем свечу и откроем любимую главу «Евгения Онегина» — ту самую, где «зимы ждала, ждала природа»…

Помните? Татьяна, влюбленная в Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает.

Пришла зима, выпал снег…

  • Настали святки. То-то радость!
  • Гадает ветреная младость,
  • Которой ничего не жаль,
  • Перед которой жизни даль
  • Лежит светла, необозрима…
  • По старине торжествовали
  • В их доме эти вечера…

Святки — период с Рождества (25 декабря по старому стилю) по Крещение-Богоявление (6 января). Старые и молодые, девушки и парни, крестьяне и помещики – рядились и гуляли. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. Как красиво и романтично звучали подблюдные:

  • Из блюда, полного водою,
  • Выходят кольцы чередою;
  • И вынулось колечко ей
  • Под песенку старинных дней:
  • «Там мужички-то все богаты,
  • Гребут лопатой серебро,
  • Кому поем, тому добро
  • И слава!» Но сулит утраты
  • Сей песни жалостный напев;
  • Милей кошурка сердцу дев.

После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а женщина-сваха накрывала его платком. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — «подблюдные») их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Причем гадать можно было не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое, многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, как, к примеру, знаменитая «Кошурка»:

  • Кот кошурку
  • Звал спать в печурку:
  • «В печурке спать
  • Тепло, хорошо».
  • Диво али ляду!
  • Кому спели,
  • Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

  • У Спаса в Чигасах за Яузою,
  • Слава!
  • Живут мужики богатые,
  • Слава!
  • Гребут золото лопатами,
  • Слава!
  • Чисто серебро лукошками.
  • Слава!

Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях… смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге ее дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина,- разрушенные надежды, да и в каком-то смысле ее собственную «смерть»: прежней — робкой и наивной девочкой — Татьяна уже не будет. В конце романа она предстанет перед нами совсем другой — гордой, строгой, надменной и неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну — любовь.

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется… И гадает.

  • Морозна ночь, все небо ясно;
  • Светил небесных дивный хор
  • Течет так тихо, так согласно…
  • Татьяна на широкий двор
  • В открытом платьице выходит,
  • На месяц зеркало наводит;
  • Но в темном зеркале одна
  • Дрожит печальная луна…

Наступило время для следующего, более важного (и страшноватого) этапа святочных гаданий. Только те из девушек, которые во что бы то ни стало хотели знать свое будущее, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета у всех народов. До сих пор считается, что с помощью зеркала можно увидеть скрытое. Гадание на зеркалах требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в коридор отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение… Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. «Подслушивали» под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью… Девицы-красавицы, не хотите ли и вы попытать счастья?

Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти. А еще выходили ночью за калитку и спрашивали имя у первого встречного — верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

  • Чу… снег хрустит… прохожий; дева
  • К нему на цыпочках летит,
  • И голосок ее звучит
  • Нежней свирельного напева:
  • Как ваше имя? Смотрит он
  • И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг «осаживается» неожиданно простонародным именем «суженого». Над чем же посмеивается поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже Бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над нашим детским суеверием – ведь порой мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти тайные знаки и силы?

  • Татьяна, по совету няни
  • Сбираясь ночью ворожить,
  • Тихонько приказала в бане
  • На два прибора стол накрыть;
  • Но стало страшно вдруг Татьяне…

Баня — единственное помещение, где не было икон. Именно поэтому все самые «страшные», а значит «достоверные», гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Вот и Татьяна «по совету няни» приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она должна была сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Но множество жутких историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Не удивительно, что Татьяна все же заробела…

  1. … так и быть –
  2. С Татьяной нам не ворожить…
  • Татьяна поясок шелковый
  • Сняла, разделась и в постель
  • Легла. Над нею вьется Лель,
  • А под подушкою пуховой
  • Девичье зеркало лежит.
  • Утихло все. Татьяна спит.
  • И снится чудный сон Татьяне…

Почему Пушкин отметил такую, вроде бы незначительную деталь: снятый пояс? Но пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского «Вия»). Поэтому, совершая «гадание на сон» — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед нечистой силой, у которой, собственно, и пытались узнать будущее.

И что же снилось Татьяне? Поэт умудрился, описывая сон девушки, всего в нескольких строфах связать в единое целое весь роман, предвосхищая последующие драматические события, да и всю судьбу героев. Сон пронизан народными сказочными мотивами, фантастическими образами: заснеженный лес, мосток через пропасть, медведь, «жених» за столом в окружении чудовищ…

Остается только в очередной раз восхититься, как проникся Поэт волшебством святочной ночи, как прекрасно и тонко знал он народные поверья и «загадочную русскую душу», которая любит, надеется и верит, несмотря ни на что…

Подготовила Ольга ПРИХОДЬКО.


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
  • Дмитрий

    Да… Пушкин точен в каждом слове. Заслуженно великий поэт, один из столпов многонациональной Русской цивилизации.

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 12 июля

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru





Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости