Авг 25, 2013
st-vestnik

Свеча уже горит!

В сорока километрах от Старицы на высоком берегу Волги возле автодороги, ведущей через село Броды в областную Тверь, стоит величественная церковь Знамения Божией Матери. Величественная даже сегодня – без куполов, с пустыми глазницами окон. Распятая в 20-м столетии. Как и вся православная Россия. Впрочем, жестокими для христианства были любые времена, начиная с Распятия самого Христа. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня».

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

В 1990 году сын последнего здешнего священника протоиерея Алексия Петр Алексеевич Поведский записал для потомков историю села Броды и своего рода, навсегда связанного с этими местами. Еще мальчишкой он в ящике под креслом, на котором обычно отдыхали священники, обнаружил толстую тетрадь, в которой разными почерками велись записи о жизни в Бродах. «Летописцами» были местные учителя и священники. Впоследствии тетрадь, как и весь церковный архив, погибли. Но многое мальчишке запомнилось, что-то он даже выписал, а недостающие сведения собирал по архивам и рассказам односельчан.

Первое историческое упоминание о Бродах относится к 1317 году. Самая древняя церковь здесь была деревянная. Ее крестьяне поставили над речным обрывом. Освящена она была в честь Симеона Богоприимца. По преданию, деревянное строение в 1777 году было унесено рекой во время весеннего половодья. Новую (и тоже деревянную) церковь жители села поставили уже на самом высоком месте, в березовой роще. Она имела три придела – первый и главный в честь иконы Знамения Божией Матери, и два других – во имя Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, а также святых мучеников Флора и Лавра. К сожалению, ее здание было полностью уничтожено во время пожара 1883 года. Крестьянам удалось спасти лишь старинную храмовую икону «Знамение», плащаницу и два небольших колокола.

Сразу же после пожара прихожане безо всякого принуждения стали сдавать кровные копейки и рубли на новый храм. Восемь бродовских стариков из семейств Метелкиных, Фроловских, Знаменских, Лавровых и других уважаемых домов добровольно отправились по городам и весям Верхневолжья собирать пожертвования. Крупные вклады внесли московский купец уроженец здешних мест Иван Зубарев и питерский купец Петр Щербинин.

АЙ ДА СЕЛО!

Церковь была построена за неполных три года и в 1886 году освящена старицким епископом Борисом и настоятелем отцом Арсением (Лебедевым), прослужившим в Бродах почти тридцать лет. В храме, который поражал не только своими размерами, но и архитектурой, было пять приделов: главный – во имя Знамения Божией Матери, и четыре других – в честь мучеников Флора и Лавра, преподобного Иоанна Рыльского, Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, и святителя Петра, митрополита московского.

Строилась церковь, пишет Петр Алексеевич, из красного кирпича высокой прочности, который изготавливался тут же, на строительной площадке, лучшими печниками округи под руководством тверского мастера Анания с морозовской фабрики. Очень красивым был резной иконостас, особенно в летней части храма. Он вытачивался из красного дерева мастерами-краснодеревщиками, посланными из Питера купцом Щербининым. Все иконы в иконостасе были написаны московскими иконописцами в манере греческого письма. А в 1929 году, уже при большевиках, когда церковь еще продолжала действовать, старицким живописцем Петром Жуковым и его сыном Алексеем были расписаны на темы библейских сюжетов и наружные стены.

В общем, бродовская церковь, просторная, светлая, с высокой мощной колокольней, шесть колоколов которой далеко по округе разносили радость Пасхальных и Рождественских праздников, больше походила на городской собор, чем на скромную сельскую обитель. Она по праву стала центром духовной жизни населения 17-ти окрестных деревень.

ВРАГ НАРОДА

Больше 20 лет, вплоть до самого своего ареста в 1931 году, подвижническую службу здесь нес священник Алексей Васильевич Поведский. Крестил и венчал, соборовал и провожал местных крестьян в последний путь. И для каждого находил слово утешения, кусок хлеба для голодного, рубашку для раздетого… И когда новая власть объявила поповской семье войну, люди не отвернулись. Внучка Ольга, которая сейчас живет в Твери, вспоминает, как в течение двух лет прихожане «откупали» своего батюшку, всем миром внося за него налог, которым его обложили и который, конечно же, было бы не поднять многодетной небогатой семье священника. С помощью односельчан выполнил отец Алексий и возложенное на него «твердое задание» по сдаче трех килограммов семян красного клевера и пяти килограммов семян льна. «Неэффективными» оказались вакханалии с подбрасыванием в церковь дохлых собак и ворон, которые устраивали активисты-безбожники. Кроме людского осуждения, это ни к чему не привело. Но задание по раскорчевке трех гектаров мелколесья под пашню батюшке было выполнить уже не под силу. Даже с помощью прихожан. Выкорчевать пни удалось лишь на трети отведенной площади.

Районный суд квалифицировал это как поповской саботаж. Алексея Васильевича объявили «врагом народа» и осудили на десять лет с конфискацией имущества, включая дом, скот, все надворные постройки и даже нехитрую сделанную своими руками мебель. Большая семья осталась без крова, без средств к существованию. Выжить удалось благодаря все той же поддержке и бескорыстной помощи прихожан, а также великому подвигу матушки Ольги, жены священника. Которая три года ходила по окрестным деревням буквально с сумой, выпрашивая милостыню, чтобы спасти восьмерых детей от голодной смерти. И при этом умудрилась дважды отправлять мужу в лагерь посылки с сухарями. Святые русские женщины, сколько перенесли вы на своих плечах и еще больше в своих сердцах!

СПАСИТЕЛЬ

Отец Алексий вместо десяти предназначенных отсидел три года. Но и их с лихвой хватило: на торфоразработках под Шатурой окончательно подорвал здоровье, заработав туберкулез. Таких в лагере называли доходягами. Если б не отправили домой умирать, еще раньше умер бы на нарах. Остаться хоть на день без скудной лагерной пайки – означало до следующего утра не дожить. В семье Поведских до сих пор рассказывают следующую историю.

Отец Алексий, отправленный на дальний участок, к раздаче еды однажды не успел. Силы покидали. Он задыхался, исходя глухим непрекращающимся кашлем. Казалось, сейчас вместе с легкими он выплюнет последнюю каплю жизни. Начал по памяти читать молитву. И вдруг к съежившемуся под холодным ветром Алексею Васильевичу подошел небольшого росточка старичок в зэковской фуфайке. «Возьмите талон – он у меня лишний оказался – вас по нему накормят».

И правда, столько еды отец Алексий давно не видывал. Талон оказался не простой — такие ударникам выдавали, те усиленную пайку получали.

Хотел батюшка разыскать старичка – поблагодарить. Тот его буквально от смерти спас. Но старичок словно сквозь землю провалился. Однако, вспоминая его, отец Алексий смутно чувствовал, что когда-то уже встречал своего спасителя. Когда и где? И лишь припомнив, какая была дата, он все понял. В тот день отмечалась память святителя Николая. И молитву-то ведь он ему читал, Чудотворцу.

БЕЗУМИЕ

Проведя три года на торфоразработках, протоиерей Алексий Поведский по ходатайству прихожан был освобожден из мест заключения. Вернулся домой. Но дома уже не было – его заняла почтовая контора. Семья ютилась, где придется. Здоровье батюшки было подорвано. И он, прожив на воле всего два месяца, во время которых продолжал бескорыстно совершать требы – отпевать, крестить – по деревням (церковь была уже закрыта), скоропостижно скончался. Хоронили его, как вспоминают бродовские бабушки, под колокольный звон в церковной ограде.

Наверное, это было последнее слово, произнесенное здешними колоколами. Еще два года после этого они сиротливо ожидали, когда же люди вспомнят, как замечательно они умеют звать их на праздники. Но пришли комсомольцы-активисты. И со стоном, не веря в такое людское безумие, большой колокол и пять меньших его братьев рухнули с высоты.

Уникальный резной иконостас из красного дерева был разобран и сожжен, церковная утварь растащена. И в храме разместились кузница и тракторные мастерские. В кузнице новые вандалы с гоготом жгли богатый архив церкви.

ЧТОБЫ СОВЕСТЬ НЕ ЗАМОЛКЛА

…Без куполов, с пустыми оконными проемами стоит сегодня у дороги на Тверь церковь Знамения Божией Матери. Но даже в таком виде храм производит неизгладимое впечатление. Могучие стены из красного кирпича буквально притягивают взор, словно взывая: что же вы натворили, люди!

Сейчас в стране, слава Богу, многое делается для возрождения церкви. Но большинство из тех, кто имеет деньги, в первую очередь вкладывают их в известные древние постройки. Спасибо им за это и низкий поклон. С их помощью возрождаются многие знаменитые памятники архитектуры. Однако у Бога все равны – и Храм Христа Спасителя, и маленькая сельская церквушка. Это, конечно, замечательно, что Виктор Христенко обратил внимание на Старицкий Свято-Успенский монастырь. Замечательно, что привлек многих к участию в его возрождении. И монастырь стал настоящей жемчужиной Верхневолжья.

Но, уважаемые благотворители, не стоит забывать и о сельской церкви, которая многие годы и десятилетия была центром духовной жизни народа. Не возродим эти храмы, не станет у России деревни. Она уже вовсю распадается. И не только от пресса перекошенной экономики – исчезает нравственное начало, затухает совесть, днем с огнем уже надо искать ростки той самой духовности, сердцевиной которой была православная вера. А ведь одной Москвой жить страна не сможет. Не станет деревни — не будет и самой России. А значит, всем нам надо неустанно трудиться, восстанавливая жизнь в храмах и порядок в душах.

СВЕЧА УЖЕ ГОРИТ

…Известно, что во время осады Новгорода икона Знамения Божией Матери была «ранена» стрелой одного из ратников. Можно сказать, что церкви Знамения в Бродах тоже нанесены глубокие раны. Но как икона Богоматери сегодня помогает людям, так, есть надежда, что и этот храм, как и прежде, будет служить людям и помогать им обретать веру.

Надежда эта – не просто слова. Месяц назад в Бродах зарегистрирован официальный Приход русской Православной церкви. Проведены первые субботники по очистке территории храма. Каждое воскресенье в 12.00 читаются акафисты святым, в честь которых освящались здешние алтари. А раз в месяц проводит службы окормляющий приход священник Тверского Христорождественского монастыря отец Роман (Ожерельев).

По приглашению Прихода неделю назад в Бродах побывали московские архитекторы. Начинается работа по подготовке проекта реставрации здания храма. К сожалению, в тверских архивах не удалось пока найти его первоначальный вид. Неясно, например, какой была колокольня, до основания разрушенная в 1938 году. Как выглядела крыша — в бытность МТС ее перекрывали шифером… Найти бы хоть какую-то старую фотографию. Но во время отступления фашисты полностью сожгли Броды, погибли все местные архивы и альбомы. Приходской совет начал поиски по окрестным деревням.

Кстати, возглавляет совет правнучка протоиерея Алексия Поведского. Его внуки и правнуки много лет искали место, где нашел последний приют их дед и прадед. Знали, что в церковной ограде. Но где точно? И вот недавно местные старушки наконец-то показали им едва приметный холмик за центральным алтарем. Сейчас над могилкой отца Алексия установлен крест. И каждый, кто приходит сюда, может поклониться этому замечательному человеку. Зажечь свечу в его честь и в память тысяч таких же, как он исповедников, отдавших жизнь людям.

Но главным памятником Алексею Васильевичу будет храм, в котором он больше 20 лет служил Богу и людям. Для него — памятником, для нас – дорогой в новую жизнь, очищенную от скверны. От каждого из нас зависит, выберем ли мы эту дорогу.

Андрей МАСЛЕННИКОВ.

Православный Приход в честь иконы Божией Матери «Знамение» деревни Броды Старицкого района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви будет рад каждому посильному для вас вкладу в дело возрождения храма.

Наши телефоны:

8-904-026-95-69, 8-930-150-56-37 (священник Роман)

8-906-551-61-11, 8-910-531-96-65 (Наталья)

Наши реквизиты:

ОГРН: 1020280000190 ИНН: 0274062111 КПП: 775001001

ОКПО: 32020814 ОКВЭД: 65.12

Р/С: 40703810800930001682 в ОАО «УРАЛСИБ», 119048, г. Москва, ул. Ефремова, 8

К/С: 30101810100000000787 БИК: 044525787


Плюсануть
Поделиться
Класснуть
  • Светлана

    Здравствуйте! Я бы оплатила маме именной кирпич. Можно? Она не из Бродов, но местная….Спасибо!

  • st-vestnik

    Светлана, в конце материала указаны телефоны для связи. Позвоните по любому из них, и узнайте, как это можно сделать.

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/568416907219 Римма Беневоленская

    Уважаемый автор!
    У старицкого живописца Петра Жукова никогда не было сына Алексея, так как Пётр Ефремович не имел семьи. Смею утверждать это, так как я имею прямое родство с Жуковым. Моя мать Антонина Михайловна Жукова — племянница Петра Жукова.
    Р.А.Беневоленская

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники   Youtube   Youtube   Твиттер

Свежий номер — 23 августа

Газета Старицкий Вестник

Рекламная пауза

Территориальная избирательная комиссия Старицкого района — www.staritskiytik.izbirkom69.ru






Группа Правительства Тверской области в контакте

Свежие комментарии

Погода


Статистика посещаемости