Сен 7, 2014
st-vestnik

Возрождение святыни

Максим СТРАХОВ, сердечно-сосудистый хирург, член Союза российских писателей, лауреат литературной премии им. М.А. Булгакова — большой друг и автор нашей газеты. Предлагаем вашему вниманию очерк, который Максим прислал специально для читателей «Старицкого вестника».

Совсем недавно я имел счастье открыть для себя замечательное место близ Твери — возрождающийся волей Божьей мужской Николо-Малицкий монастырь, который хранит много столетий богатейшую историю и красивые предания. А главное — в нем находится чудотворная икона, творящая чудеса вот уже несколько веков.

Я был поражен тем, что совсем рядом находится великая духовная обитель, а мы, жители области, даже об этом и не знаем. Тогда я задался целью рассказать людям о чудесах, происходящих за стенами монастыря, об иконе, пережившей многие века, и о современном чуде — воскрешении обители. Мои впечатления вылились в журналистский очерк о монастыре, который, даст Бог, просветит кого-то и приведет православных верующих к легендарной иконе Святителя Николая, спасшей жизни и здоровье многих людей, в том числе и известных персонажей великой истории России.

Слава Богу, сегодня минули страшные времена гонений на священников, период варварских уничтожений святынь и всеобщего запрета религии. Все чаще в России люди свободно приходят к вере, возводятся красивейшие по архитектуре храмы, возрождаются некогда поруганные и разграбленные монастыри, церковным зданиям возвращают их первоначальное предназначение. Тверская земля в этом понимании не является исключением. За последние годы только в одной столице Верхневолжья было создано и воссоздано заново несколько крупных очагов духовности, принесших много радости и надежды православным горожанам. Об одном из таких уникальных духовных центров губернии — Николо-Малицком мужском монастыре — сегодня мы и хотим рассказать читателям.

ИСТОКИ

Николаевский Малицкий мужской монастырь расположился в уютном и живописном местечке в семи километрах от Твери и к югу от дороги на Санкт-Петербург. Дату основания монастыря историки приписывают к временному промежутку между 1551 и 1554 годами. Не дошло до наших дней и подлинное имя первого монаха, который добровольно поселился здесь, вблизи речки Малицы, чтобы предаться отшельническому служению Господу. В первые десятилетия своей истории Малицкая обитель представлялась весьма бедной, поэтому набожный и благочестивый христианин и Великий князь всея Руси Федор Иоаннович неоднократно выделял для пользования братии окрестные земли, чтобы монахи могли заниматься приусадебным хозяйством. Но, несмотря на дары правителя, долгие годы обитель вела более чем скромный быт, мужественно переживая суровые времена тяжелых болезней и массового голода.

Изменилось непростое положение малицких монахов в период восхождения на государев престол Михаила Романова, который причислил к Николаевскому Малицкому монастырю земли Тверского Воздвиженского монастыря и Николаевской Мытицкой обители, уничтоженной поляками в 1610 году. Со временем вокруг монастырского ансамбля активно появлялись жилые постройки, паломники и местные крестьяне охотно оставались здесь жить, образовалась Малицкая слобода. Настоятелей монастыря стали производить в игумены.

Спустя еще полвека, братские кельи монастыря заметно приумножились, велась активная миссионерская и духовно-просветительская деятельность среди населения. В 1763 году Архиепископ Тверской Иоасаф, высоко оценивая вклад обители в духовное просвещение прихожан, пожаловал Малицкому монастырю напрестольный крест с 42 частицами святых мощей, ставший одной из самых ценных святынь Тверской земли того времени.

ЧУДО

Лето 1675 года стало поистине судьбоносным для истории монастыря. Буквально за считанные минуты на глазах братии из-за сильного пожара дотла сгорела деревянная церковь, а вслед за нею все хозяйственные постройки и большая часть монастырского имущества. Когда пожар невероятными усилиями удалось укротить, братья и иноки в отчаянии и скорби пришли на пепелище для совершения молебна. И к великому удивлению и всеобщей радости, при разборе последствий бедствия в куче золы и песка была обнаружена чудом сохранившаяся икона Святителя Николая Чудотворца, совершенно не тронутая огнем с лицевой стороны, и лишь подгоревшая с тыльной. Известие о Малицком событии мгновенно облетело окрестные селения и в обитель потянулись люди, жаждущие увидеть чудотворный образ, молиться и поклониться ему. Так, всем миром, в искренней молитве и восхвалении Божьего предзнаменования, началось активное восстановление пострадавшего монастыря.

Среди всех благотворителей той эпохи следует вспомнить имя царского стольника Григория Овцына, который в честь произошедшего чуда на свои личные сбережения подрядил бригаду ярославских каменщиков, которым поручил в короткий срок возвести на месте сгоревшей церкви просторный каменный храм. Команда строителей письменно обязалась «делать ту церковь мастерски, твердо и крепко без хитрости, чтоб половняку кирпичу и тройнику в стенах не класть, для своего поспешения и лености; никакой порухи не учинять, ров копать и сваи бить, подошва твердить натвердо»…

Зодчие сдержали обещание, и в 1675 году пятиглавая соборная во имя Всемилостивого Спаса церковь благородно возвысилась над малицкими постройками и имела два придела — во имя Святителя Николая и Пресвятой Богородицы Одигитрии. Примечательно, что в архитектурном плане она создавалась по образу знаменитого храма Преображения Господня в Московском дворце Великого Князя, а главы, кресты и колокольня были обиты белой листовой жестью, свечение от которой в лучах восходящего солнца становилось настолько ярким и живописным, что было заметно издалека. Щедрый меценат Г.Овцын так полюбил монастырскую землю, что завещал родным похоронить его на территории обители, что и произошло в апреле 1683 года.

С тех самых пор сохранилось в монастыре предание, будто бы местный игумен, опасаясь, что обитель может вновь пострадать, запретил братии по ночам перед спасительным образом Николая Чудотворца зажигать лампаду. Но однажды ему явился во сне сам Святитель и уверил монаха, что не оставит более святыню без своего покровительства. После этого в монастыре круглые сутки мерцали две неугасимые лампады — одна в церкви перед чтимым образом Чудотворца, а другая — в часовне.

СВЯЩЕННЫЙ ОБЕТ

Николаевский Малицкий мужской монастырь год от года расширялся, креп и становился все более известным в народной молве, привлекая множество путешественников и паломников. Однако самое масштабное строительство и укрупнение монастырского комплекса произошло после 1751 года и было связано с невероятными событиями и известными историческими именами.

В 1742 году ближайшая подруга и наперсница будущей императрицы Елизаветы Петровны, графиня Мавра Егоровна Шувалова по дороге из Санкт-Петербурга в Москву внезапно почувствовала себя плохо. На тот момент супруга успешного и состоятельного вельможи Петра Ивановича Шувалова была в положении и ждала рождения первенца. Состояние графини настолько ухудшилось, что извозчик был вынужден временно прервать путешествие. Столичные гости остановились по дороге в одном из крестьянских домов Малицкой слободы. К лихорадящей и теряющей силы женщине пригласили из Твери уездного доктора, который, осмотрев пациентку, беспомощно развел руками и констатировал неутешительный прогноз для жизни графини и будущего ребенка.

Везти Мавру Шувалову в Москву или Петербург было слишком рискованно, ибо могли попросту не уберечь больную. Узнав от хозяйки постоялого дома о существовании в местном монастыре Чудотворного образа Святителя Николая, графиня слезно попросила принести святыню к своей постели и заказала отслужить молебен о здравие. Испуганная и обессиленная недугом гостья много часов сама усердно молилась, прося милости и помощи господней. В искренней молитве она зареклась при выздоровлении выстроить для монастыря каменные церкви и стать его покровительницей до конца жизни.

Вскоре после водосвятного молебна на глазах у изумленных очевидцев Мавре Егоровне стало значительно лучше, на следующий же день она уже смогла самостоятельно встать с постели, а через некоторое время полностью выздоровела без помощи докторов и приема лекарств. Добравшись в прекрасном самочувствии до Москвы, графиня Шувалова благополучно родила крепкого и здорового сына, который по имени исцелившего ее Угодника был назван Николаем. С этого времени знаменитая столичная графиня, действительная статс-дама при Императорском дворе, сыгравшая немаловажную роль в дворцовых событиях того времени, стала главным благодетелем Николаевского Малицкого мужского монастыря.

Во исполнение молитвенного обета, данного графиней в сельском домике у чудотворной иконы, с 1751 года были начаты масштабные работы по перестройке Малицкой обители, братии же Мавра Егоровна и Петр Иванович Шуваловы пожертвовали множество драгоценной церковной утвари и чтимые церковные святыми. Среди щедрых даров благодарного семейства, например, значилась первая мозаичная икона Нерукотворного лика Спасителя, созданная из натурального цветного стекла руками самого Михайло Ломоносова. Но еще более ценным пожертвованием благодетелей стал золотой крест с частицей священной ризы Господней.

Прежняя каменная церковь была полностью разобрана, и вместо нее в центре монастырского комплекса был возведен значительно больший по размерам и площади каменный храм также во имя Всемилостивого Спаса. Вслед за ним построили просторную трапезную и два придела — в честь Святителя Николая и святых Праведных Захария и Елизаветы. Церковные стены были изящно расписаны лучшими иконописцами, а центральный позолоченный иконостас украшали драгоценные камни. В приделе Святителя Николая по желанию Мавры Егоровны был устроен каменный фамильный склеп, в котором после смерти в 1759 году была упокоена сама графиня, её супруг, перенесен прах их сына и других представителей знаменитого рода Шуваловых.

Позже на северной стороне монастыря воздвигнута каменная теплая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которая впоследствии была перестроена с целью увеличения внутренних масштабов. За воротами обители с северной стороны была сооружена высокая трехъярусная колокольня, на которой находились шесть бронзовых колоколов, в том числе и самый древний — 1687 года — весом 14 пудов.

Удобное географическое расположение, а также уникальные традиции и особенности проведения некоторых древних религиозных обрядов, делали монастырь весьма почитаемым среди населения не только ближайших деревень и Твери, но и других областей, откуда приезжало множество православных, чтобы поклониться здешним святыням. С 1862 года по просьбе верующих христиан чудотворная икона Святителя Николая, искренняя молитва у которой совершала одно чудо за другим, ежегодно в сопровождении крестного хода переносилась из Малицкого монастыря в храмы Твери, после чего возвращалась обратно в обитель. Во время пребывания иконы в Твери, её носили по домам для молебнов и водоосвящений в память избавления города от страшной эпидемии холеры и уничтожающих пожаров.

ВОСКРЕШЕНИЕ

Советский период привнес в историю православной церкви известные и страшные события, которые трагически коснулись и судьбы Николо-Малицкого монастыря. На сегодняшний день документально не установлена точная дата закрытия священной обители, известно лишь, что подобные акции повсеместно проводились в 1930-е годы. В разное время монастырские помещения веками намоленной Малицкой земли использовались в качестве овощехранилищ, складов и скотных загонов. Уникальные иконы были растащены и уничтожены, утварь разворована и распродана, каменные постройки варварски разбирались на строительный материал для нужд рабочих и пролетариата. Окончательная гибель монастырских строений произошла во времена ожесточенных боев в декабре 1941 года. В дошедших до наших дней литературных воспоминаниях писателя Бориса Полевого упоминается, что во время оккупации города Калинина в полуразрушенных церковных постройках монастыря располагался командный пункт 8-ой танковой бригады, которой руководил полковник П.А. Ротмистров. Затем что не тронула война, довершили смутное время и люди. К началу XXI века от богатой некогда священной обители сохранились лишь полуразрушенные стены кирпичного братского корпуса.

Именно такую ужасающую картину увидел, приехав сюда однажды, клирик собора Белая Троица, иеромонах Борис (Тулупов), чья судьба с тех пор неразрывно связана с этой священной землей.

По инициативе местных жителей и при участии отца Сергия и прихожан из церкви Блаженной Ксении Петербуржской здесь соорудили крохотную часовню и самостоятельно совершали молебен. Стало понятно, что этим людям нужна духовная опора, что настало долгожданное время, когда в сердцах и душах селян зародилось искреннее желание воскресить православную паству на древней священной монастырской земле.

Периодические чтения акафиста Святителю Николаю, которые проводил тогдашний эконом Тверской Епархии, иеромонах Борис, очень скоро привлекли множество верующих. Именно они обратились к Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору с прошением о благословении на воссоздание разрушенного мужского монастыря. Возглавить эту непростую миссию Владыка поручил именно иеромонаху Борису.

Узнавая о благом начинании, неравнодушные люди стали бескорыстно помогать в строительстве обители, кто чем мог. Для управления процессом воссоздания обители отцу Борису пришлось переехать из уютной кельи в здании Епархии в специально оборудованный в Николо-Малице фургон, ставший, по сути, первой постройкой нового монастыря. Поистине, Господь услышал молитвы священника и его сподвижников, узрел искреннее желание созидателей и послал на помощь отзывчивых меценатов-предпринимателей, для которых праведное дело возрождения монастыря также стало духовным смыслом.

Воссоздание обители продвинулось настолько энергично, что за без малого четыре года свершилось настоящее чудо — по архитектурному образу древнего Афонского храма Пояса Богородицы на территории Николаевского Малицкого мужского монастыря был построен и открыт для прихожан диковинной красоты Покровский храм, исполненный в необычном для России византийском стиле XIV века. За ним последовали высокая и изящная многоярусная колокольня, четыре церковные башни с высокими стенами, уютная арочная трапезная и удобный братский корпус. Весь, поражающий своей красотой и изысканностью, архитектурный ансамбль монастыря создан по замыслу художников и строителей из специально изготовленного двухцветного кирпича, придающего здешним постройкам особую красочность и визуальное сходство с православными храмами святой горы Афон.

Вместе с настоятелем возрождаемой обители игуменом Борисом в монастыре поселились два инока, принявшие в 2012 году монашеский постриг и получившие в честь прославленных духовных отцов имена Паисий и Никодим. Оба — выпускники знаменитой иконописной школы при Троице-Сергиевской Лавре, устремленные молодые люди, жаждущие духовного приюта. Каждый из них пришел к выбору монашеской жизни самостоятельно и осознанно: Паисий, ржевский художник, — в годы служения алтарником в храме Белой Троицы, а Никодим, гражданин Эстонии, — в момент написания иконы Богородицы в дар монастырю вовремя паломнической поездки.

Для оформления внутреннего убранства собора специально из Румынии в Николо-Малицу приехал иконописец, который вот уже четыре года ежедневно и кропотливо занимается росписью живописных фресок на стенах храма и созданием уникального по своей художественной выразительности иконостаса.

По словам монаха Паисия, идея оформления Покровской церкви появилась после посещения Афонских храмов, художественный стиль и смысловое содержание её росписей заимствовано с древних фресок афонского монастыря Дионисиат, созданных художниками-иконописцами XVI века. Система иконописных изображений святых не случайна: в первом ярусе в полный рост предстают великие мученики и преподобные, выше изображены основные события из Евангелия, над ними — сюжеты великих христианских праздников. Отличительной особенностью этого храма является хорос — обширное позолоченное кольцо с иконами и узорами, движущееся вокруг центрального паникадила. Во время службы хорос специально раскачивают и, отражающиеся в его бликах, изображения святых будто бы оживают, движутся и принимают действенное участие в литургии, создавая особенную торжественность у всех молящихся. Прямо как в древнем предании — с небес снисходят ангельские силы и, задевая крыльями священный хорос, приводят его в движение…

ЧУДЕСА ПРОДОЛЖАЮТСЯ…

Современная жизнь, в прямом смысле воскресшего из руин Николаевского Малицкого монастыря, благодаря активной духовной и общественной деятельности здешних монахов, их помощников и благотворителей, вызвала истинный интерес и восхищение православных верующих не только на Верхневолжской земле, но и далеко за ее пределами. Так, настоятель мордовского Санаксарского монастыря архимандрит Варнава в знак высочайшего уважения пожертвовал обители рукописную икону святого Праведного воина Феодора Ушакова с частичкой его чудотворных мощей. В феврале 2010 года адмиралы российского флота и представители Тверского землячества торжественно передали этот ценный христианский дар на радость священнослужителям и прихожанам.

Но главным событием в современной истории обители можно считать возвращение под монастырские своды той самой уникальной старинной иконы Святителя Николая, чудом спасенной во время пожара и исцелившей умирающую графиню Шувалову. Невероятно, но из всех святынь древнего монастыря, уничтоженных и утраченных в советские годы, опять таки, необъяснимым, чудесным образом, сохранился только этот образ великого заступника Николаевской обители. Чудотворная икона долгие годы находилась в тверском храме Белой Троицы, в киоте рядом с мощами Макария Калязинского, продолжая исцелять от недугов просящих и дожидаясь своего исторического возвращения на священную монастырскую землю.

По словам прихожан монастыря, уже в стенах восстановленной обители чудеса исцеления человеческих болезней перед возвращенной иконой Святителя Николая продолжились. Получали облегчение верующие с тяжелыми незаживающими ожогами и травмами, стремительно теряющие зрение, мужественно борющиеся с онкологическими заболеваниями, серьезной патологией беременности и бесплодием.

А значит, чудеса в стенах древнего Николаевского Малицкого мужского монастыря продолжаются…

  • Максим СТРАХОВ, врач сердечно-сосудистый хирург, член Союза российских писателей.
  • Фото автора и из архива монастыря.

Поделиться
Класснуть

Комментарии закрыты.

Веб-камеры Старицы

Мы в социальных сетях


В контакте   Одноклассники

Свежий номер от 26 апреля

Свежий номер газеты

Полезная информация



В случае пожара звони 101 или 112


В ночь с 20 на 21 апреля от берега Волги в Старице унесло пластиковую лодку «Пелла-Фьорд» светло-зеленого цвета. Сердечно прошу «поймавших» или видевших сообщить о ее местонахождении по тел.: 8-900-111-50-17. Вознаграждение гарантирую.


Военная служба по контракту — это стабильность, льготы и социальная защищённость. Профессия, которая всегда пользуется уважением в обществе. Выбор настоящих патриотов, готовых защищать Родину. Подробности по условиям заключения контракта — на сайте службапоконтракту.рф




Группа Правительства Тверской области в контакте

Погода


Статистика посещаемости